Автор: Киселева Ольга Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Проект по ПДД
Тема: "Правила дорожные"
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»
Проект
для детей старшей группы по ПДД
на тему: «Правила дорожные»
Автор: социальный педагог
Киселева О.Б.
г. Нарьян-Мар,
2018
Описание проекта.
Вид проекта: познавательный.
По количеству детей: групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Педагогические технологии:
Проблемно – игровая ситуация
Информационно – коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Познавательно - исследовательские технологии
По уровню контактов и масштаба организации: на уровне ДОУ.
Цель проекта: Сформировать у детей основы безопасного поведения на улице,
уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
Образовательные
Углублять
представления
детей
о
Правилах
дорожного
движения,
полученные ранее;
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их
схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды;
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД,
чувства ответственности;
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и
выполнения
правил
дорожного
движения:
внимательность,
наблюдательность,
дисциплинированность;
Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и
безопасного образа жизни среди родителей;
Развивающие
Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и
прогнозировать дорожную ситуацию;
Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;
Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку;
Актуальность проекта:
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении
актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний,
осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие –
снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует
защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна
взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят
их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство,
что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был
создан проект по теме: «Всем ли знать положено правила дорожные?»
Продукт проектной деятельности:
Разработка картотек дидактических и подвижных игр;
Разработка консультаций для родителей;
Разработка НОД;
Создание картотек: дидактических игр, подвижных игр, сюжетно - ролевых
игр;
Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;
Разработка бесед по темам ПДД;
Подборка произведений художественной литературы, загадок;
Конкурс рисунков «ПДД глазами детей»;
Коллективное рисование «На перекрестке»;
Посещение мини-площадки по ПДД в ДОУ;
Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за
действиями пешеходов в условиях улицы;
Викторина: «Знатоки ПДД»;
Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД »;
Этапы проекта.
1 этап (постановка проблемы)
Создание проблемы перед детьми ««Всем ли знать положено правила дорожные?»
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
Составление перспективного плана работы;
Изучение методической литературы:
Н.В. Елжова «ПДД в детском саду»;
Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»;
Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»;
Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»;
К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»;
В.А.Добряков «Три сигнала светофора»;
В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»;
Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»;
Проведение предварительной работы:
Подбор
материала
по
Правилам
дорожного
движения
(новинки
методической и детской литературы,
современная познавательно - развивающая
информация о ПДД для дошкольников и родителей)
Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала,
пособий, оборудования,
Разработка конспектов мероприятий, презентаций;
Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
Просмотр видеоматериалов;
Изготовление
дидактических
игр
по
ПДД:
«Разрезные
картинки»,
«Смоделируй знак», «Виды транспорта», «Четвертый лишний»;
Проведение с детьми бесед по теме ПДД.
3 этап (работа над проектом)
Организовать работу по решению задач проекта через:
Проведение
занятий:
«Путешествие
по
правилам
дорожного
движения», «Безопасность на дорогах», «Правила дорожные будем твердо знать», Игра -
викторина «Пешеход», «Путешествие в страну дорожных знаков»
Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор
по ним дорожно-транспортных ситуаций.
Проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения»,
«Наша улица», «Путешествие на метро», «Правила пешехода», «Как у наших у ворот
очень важный знак живёт», «Правила дорожного движения выполняй без возражения»;
Составление рассказов по сюжетным картинкам;
Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по
правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения
на дорогах и улицах;
Знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание
загадок.
Конкурс рисунков «ПДД глазами детей».
Коллективное рисование «На перекрестке».
Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Конструирование: строительство из кубиков и игрушек перекрестка и
улицы.
Посещение специально оборудованной площадки в ДО.
Чтение художественной литературы: Е.Житков «Светофор», С.Михалков
«Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В.Сиротов
«Твой товарищ светофор», И.Серяков «Законы улиц и дорог», А.Иванов «Как
неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия
Линёва «Если Емеля едет на печке…»;
Целевые прогулки: «Знакомство с улицей и дорогой», «Наблюдение за
светофором», «Пешеходный переход», «К остановке пассажирского транспорта»,
«Правила поведения на дороге»;
Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто
отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге»,
«Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и
регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я
грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак»;
Подвижные игры: «К своим знакам», «Зебра», «Глазомер», «Грузовики»,
«Сигналы светофора», «Трамваи», «Добеги до знака», «Ловкий пешеход», «Светофор»,
«Цветные автомобили», «Стоп – Идите»;
Сюжетно
-
ролевые
игры»:
«Пешеходы»,
«Пассажиры»,
«Службы
спасения», «На дорогах города», «Правила движения»;
Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было
правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в
транспорте».
Работа с родителями:
- оформление папки-передвижки: «Самые важные правила - правила дорожного
движения!»
- информация
в родительский
уголок:
«Памятка
по
правилам
дорожного
движения», «Это надо знать»,
- дискуссия «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге».
4. Заключительный этап:
Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД»;
Викторина: «Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась
беда»;
Публикация материала в сети интернет.
Результат проекта:
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми
правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного
отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности
и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а
пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в
пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах
транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного
поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от
детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных
знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Литература.
1.
Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.:
ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность.
Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.
2.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на
улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного
возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3.
Белая
К.Ю.,
Зимонина
В.Н.,
Кондрыкинская
Л.А.
Как
обеспечить
безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного
возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
4.
Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
5.
Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
6.
Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного
возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.