Напоминание

Родителям будущих первоклассников.


Автор: Белянкина Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Родителям будущих первоклассников.
Раздел: начальное образование





Назад




Белянкина Елена Владимировна, учитель – логопед, МОУ «СШ № 7»

Уважаемые родители!

Материалы этого раздела помогут вам найти ответы на следующие

вопросы:

1. Что такое готовность ребенка к обучению в школе?

2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?

3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность

ребенка к школе?

4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период его подготовки

к школе?

5. Что можно посоветовать родителям будущего первоклассника?

1. Что такое готовность ребенка к школе?

К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к

школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать –то есть

то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение

учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему

ребенку успешной школьной жизни.

Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к

школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от

того,

насколько

он

развит

физически,

психически,

умственно

и

личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих

факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором

требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут

впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к

систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации

(приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные

трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.

Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей

ребенка к обучению в школе:

1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает

ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и

т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет

необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты

речь, память, мышление, воображение,

пространственные представления и пр.

2.

Интеллектуальная (умственная, когнитивная)

готовность означает

наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание

связи между явлениями и пр.

3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности

ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое

общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам

группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и

выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы.

Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам

как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в

ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

4.

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития,

уровень биологического развития, состояние здоровья.

2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?

С помощью следующего теста вы можете выявить уровень общей

готовности вашего ребенка к обучению в школе.

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен

ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.

2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже

первоклассники.

3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

4. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни.

5. Интересно, как выглядит классная комната.

6. Я обязательно буду учиться хорошо.

7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.

9. Мне очень интересно, какие в школе уроки.

10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

1–3 балла – ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.

4–8 балла – ваш малыш хочет в школу, но нужно определить, что

для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его

больше интересует – новые друзья или уроки.

Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой

части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных

будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй

половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.

9–10 балла – ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне

осознанно.

По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать

малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно,

расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет

весело и интересно проводить каникулы.

Объясните ему, что учеба – это занятие само по себе весьма

занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и

интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую

действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко,

но интересно.

Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе.

Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой

форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.

Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению

в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие

показатели развития ребенка:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;

2. Умение различать гласные и согласные звуки.

3. Умение членить слова на слоги.

4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.

5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к

существительному.

6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях.

7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание

небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений

1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.

2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

4. Умение соотносить цифру и число предметов.

5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг,

квадрат, треугольник.

7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка

1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей,

перечислить состав семьи.

2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах.

4. Знать правила безопасного поведения на улице.

5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.

6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

7. Знать названия частей суток и их последовательность.

3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность

ребенка к школе?

3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность

ребенка к школе?

Отдельный разговор о социально-личностной и психологической

готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую

именно они становятся предметом тестирования, изучения при приеме

ребенка в школу.

Задание для взрослых:

Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите

внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со

сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не

подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель –

наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?

2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?

3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет?

4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?

5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?

6. Часто ли он участвует в драках?

7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?

8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?

9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?

10. Спокойный ли у него сон?

11. Есть ли у вашего ребенка друзья?

12. Принимают ли его в игру знакомые дети?

13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли

и т. д.)?

14. Умеет ли отстаивать свое мнение?

15. Есть ли у него трудности с речью?

Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной

готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет

общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает

в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций

общения,

признает

авторитет

взрослых).

Если

что-то

в

социально-

личностном развитии ребенка вас беспокоит, советуем вам обратиться к

пособию

«Диагностика

развития

и

воспитания

дошкольников

в

Образовательной

системе

«Школа

2100».

Пособие

для

педагогов

и

родителей. – М., Баласс, 2006.

О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:

– учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и

необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых

знаний);

– умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по

необходимости уточнить задание);

– развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных

способностей;

развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо,

- ребенок уверенно

владеет карандашом, ножницами).

пространственная организация, координация движений

- (умение правильно

определять: выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).

координация в системе глаз – рука (ребенок может

- правильно перенести в

тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно

воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

развитие логического мышления (способность находить

- сходство

и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять

предметы в группы по общим существенным признакам).

развитие произвольного внимания (способность удерживать

- внимание на

выполняемой работе в течение 15–20 минут).

развитие произвольной памяти (способность связывать

- запоминаемый

материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово- ситуация).

4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период

подготовки его к школе?

Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц

руки (моторике), графических умений:

– работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами;

– швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами,

пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и

картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда;

– рисование в альбомах (карандашами, красками);

– работа в специальных тетрадях.

О достаточном уровне развития моторики руки и графических

умений ребенка свидетельствуют следующие умения:

– способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять

простые графические движения;

– умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические

фигуры, штриховать различными способами;

– умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды

карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;

– умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без

ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке,

овалы и круги, треугольники и квадраты;

- умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу

или словесной инструкции (графические диктанты).

Развитие

познавательных

способностей

(развитие

памяти,

внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам

предлагается:

– собирать разрезные картинки;

– собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические

рисунки) и пазлы разной сложности;

– дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр,

картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной

опоры;

– различать направления вверх – вниз и выполнять повороты вправо – влево;

– различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости

(над – под, на – за, перед – за – около – между);

– находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции

в соответствии с образцом среди ряда схожих изображений;

– классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и

другим признакам;

– срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания

фигур,

пересекающиеся

линии,

соблюдая

размеры,

соотношение

и

направление штрихов;

– копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех

штрихов и элементов;

– находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по

образцу (схеме);

– находить определенное количество различий между двумя схожими

картинками по образцу и по памяти;

– различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;

– моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из

счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;

– запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырехкратном

повторении, воспроизводить 6 из них;

– группировать по смыслу слова и запоминать их;

– запоминать стихи из 8–12 строк после нескольких повторений;

– описывать предметы, находить их по заданным признакам;

– определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;

– задавать вопросы, способствующие развитию мышления детей.

5. Советы родителям будущих первоклассников:

Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и

какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных

примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению

новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений

школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной

стороной.

Ни однозначно позитивный, ни однозначно

негативный образ школы

не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить

свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными

требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми

сторонами

Родителям не стоит жалеть сил и времени на

то, чтобы показать

ребенку

преимущества

самостоятельности,

не

лишая

его

при

этом

разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны

быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми – на

одинаковые.

Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша

и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с

ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе



В раздел образования