Автор: Белянкина Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Родителям будущих первоклассников.
Раздел: начальное образование
Белянкина Елена Владимировна, учитель – логопед, МОУ «СШ № 7»
Уважаемые родители!
Материалы этого раздела помогут вам найти ответы на следующие
вопросы:
1. Что такое готовность ребенка к обучению в школе?
2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?
3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность
ребенка к школе?
4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период его подготовки
к школе?
5. Что можно посоветовать родителям будущего первоклассника?
1. Что такое готовность ребенка к школе?
К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к
школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать –то есть
то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение
учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему
ребенку успешной школьной жизни.
Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к
школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от
того,
насколько
он
развит
физически,
психически,
умственно
и
личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих
факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором
требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут
впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к
систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации
(приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные
трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей
ребенка к обучению в школе:
1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает
ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и
т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет
необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты
речь, память, мышление, воображение,
пространственные представления и пр.
2.
Интеллектуальная (умственная, когнитивная)
готовность означает
наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание
связи между явлениями и пр.
3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности
ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое
общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам
группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и
выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы.
Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам
как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в
ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
4.
Физиологическая готовность – уровень физиологического развития,
уровень биологического развития, состояние здоровья.
2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?
С помощью следующего теста вы можете выявить уровень общей
готовности вашего ребенка к обучению в школе.
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен
ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже
первоклассники.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Подсчитайте результаты.
1–3 балла – ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.
4–8 балла – ваш малыш хочет в школу, но нужно определить, что
для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его
больше интересует – новые друзья или уроки.
Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой
части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных
будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй
половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
9–10 балла – ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне
осознанно.
По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать
малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно,
расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет
весело и интересно проводить каникулы.
Объясните ему, что учеба – это занятие само по себе весьма
занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и
интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую
действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко,
но интересно.
Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе.
Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой
форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.
Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению
в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие
показатели развития ребенка:
Развитие речи и готовность к овладению грамотой
1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
2. Умение различать гласные и согласные звуки.
3. Умение членить слова на слоги.
4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к
существительному.
6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях.
7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание
небольших литературных текстов.
Развитие элементарных математических представлений
1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
4. Умение соотносить цифру и число предметов.
5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник.
7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка
1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей,
перечислить состав семьи.
2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
3. Знать правила поведения в общественных местах.
4. Знать правила безопасного поведения на улице.
5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
7. Знать названия частей суток и их последовательность.
3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность
ребенка к школе?
3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность
ребенка к школе?
Отдельный разговор о социально-личностной и психологической
готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую
именно они становятся предметом тестирования, изучения при приеме
ребенка в школу.
Задание для взрослых:
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите
внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со
сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не
подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель –
наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у вашего ребенка друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли
и т. д.)?
14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?
Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной
готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет
общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает
в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций
общения,
признает
авторитет
взрослых).
Если
что-то
в
социально-
личностном развитии ребенка вас беспокоит, советуем вам обратиться к
пособию
«Диагностика
развития
и
воспитания
дошкольников
в
Образовательной
системе
«Школа
2100».
Пособие
для
педагогов
и
родителей. – М., Баласс, 2006.
О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:
– учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и
необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых
знаний);
– умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по
необходимости уточнить задание);
– развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных
способностей;
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо,
- ребенок уверенно
владеет карандашом, ножницами).
пространственная организация, координация движений
- (умение правильно
определять: выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).
координация в системе глаз – рука (ребенок может
- правильно перенести в
тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно
воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
развитие логического мышления (способность находить
- сходство
и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять
предметы в группы по общим существенным признакам).
развитие произвольного внимания (способность удерживать
- внимание на
выполняемой работе в течение 15–20 минут).
развитие произвольной памяти (способность связывать
- запоминаемый
материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово- ситуация).
4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период
подготовки его к школе?
Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц
руки (моторике), графических умений:
– работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами;
– швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами,
пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и
картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда;
– рисование в альбомах (карандашами, красками);
– работа в специальных тетрадях.
О достаточном уровне развития моторики руки и графических
умений ребенка свидетельствуют следующие умения:
– способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять
простые графические движения;
– умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические
фигуры, штриховать различными способами;
– умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды
карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
– умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без
ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке,
овалы и круги, треугольники и квадраты;
- умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу
или словесной инструкции (графические диктанты).
Развитие
познавательных
способностей
(развитие
памяти,
внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам
предлагается:
– собирать разрезные картинки;
– собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические
рисунки) и пазлы разной сложности;
– дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр,
картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной
опоры;
– различать направления вверх – вниз и выполнять повороты вправо – влево;
– различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости
(над – под, на – за, перед – за – около – между);
– находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции
в соответствии с образцом среди ряда схожих изображений;
– классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и
другим признакам;
– срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания
фигур,
пересекающиеся
линии,
соблюдая
размеры,
соотношение
и
направление штрихов;
– копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех
штрихов и элементов;
– находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по
образцу (схеме);
– находить определенное количество различий между двумя схожими
картинками по образцу и по памяти;
– различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
– моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из
счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
– запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырехкратном
повторении, воспроизводить 6 из них;
– группировать по смыслу слова и запоминать их;
– запоминать стихи из 8–12 строк после нескольких повторений;
– описывать предметы, находить их по заданным признакам;
– определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
– задавать вопросы, способствующие развитию мышления детей.
5. Советы родителям будущих первоклассников:
Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и
какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных
примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению
новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений
школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной
стороной.
Ни однозначно позитивный, ни однозначно
негативный образ школы
не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить
свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными
требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми
сторонами
Родителям не стоит жалеть сил и времени на
то, чтобы показать
ребенку
преимущества
самостоятельности,
не
лишая
его
при
этом
разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны
быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми – на
одинаковые.
Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша
и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с
ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе