Напоминание

"Динамика межличностных отношений в дошкольном возрасте"


Авторы: Пантюхина Елена Евгеньевна, Амёхина Надежда Николаевна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад 54
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Динамика межличностных отношений в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Динамика межличностных отношений

в дошкольном возрасте

Авторы : Дружинина М.С.

Кирилова В.О.

Каждый отдельный человек с момента его появления на свет и дальше,

в течении всей своей жизни, оказывается связан многими зависимостями с

той действительностью, которая его окружает.

Человеческое «Я» не возникает и не формируется само из себя, а толь-

ко в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются

определенные личные взаимоотношения.

Проблема межличностных отношений, одна из важнейших проблем на-

шего времени. Во-первых, потому что именно в этом возрастном периоде на-

ходятся истоки формирования личности человека. Во-вторых, группа детско-

го сада, по существу, для большинства детей является первой организован-

ной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его пер-

вые коллективные отношения со сверстниками. Данная проблема стала наи-

более актуальной в наши дни, в связи с возрастающим количеством открыва-

ющихся лицеев, гимназий, частных школ, спецификой которых является ма-

лочисленность групп детей, что снижает уровень развития навыков общения,

а также объемные программы обучения, занимающие большую часть време-

ни, проводимого детьми в д/с.

В отечественной психологии и педагогике проблему межличностных

отношений в дошкольном возрасте разрабатывали: Я. Л. Коломинский, Т. А.

Репина, А. П. Усова, Д. В Менджерицкая, А. В. Петровский, А. А. Бодалев,

Л. И. Божович, Л. М. Лисина, Д. Б. Эльконин и др. Касаясь зарубежных ис-

следований необходимо отметить таких авторов как: Г. Томпсон, Дж. Боул-

би, Ж. Пиаже, З. и А. Фрейд, А. Гезелл, Т. Болдуин, К. Бюлер, Э. Эриксон, Н.

Миллер, Дж. Доллард.

Известный отечественный психолог Я. Л. Коломинский подчеркивал,

что «специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе

взаимодействия ребенка со средой, в процессе его деятельности в ней. Важ-

ное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выполняет человек в

группе, насколько активно он действует в ней».

А. П. Усова отмечала, что «одним из решающих факторов обществен-

ного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и

формируется человек как общественное существо. Также А. П. Усова под-

черкивает, что наибольшие возможности формирования «детского общества»

обеспечивается именно игровой деятельностью детей.

Д. Б. Эльконин отмечал, что «в реальной деятельности отношения меж-

ду людьми закрыты для ребенка материальными предметами, с которыми

действуют люди, в игре же эти отношения впервые открываются ребенку».

Данная работа посвящена проблеме динамики развития межличност-

ных отношений в старшем дошкольном возрасте. Предметом нашего иссле-

дования являются – межличностные отношения детей дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является – совместная игровая деятель-

ность, которая способствует развитию межличностных отношений детей до-

школьного возраста.

В связи с этим была поставлена цель: изучение динамики развития

межличностных отношений.

Гипотеза

Полученные в ходе теоретического анализа данные позволили предпо-

ложить, что целенаправленная программа по организации совместной игро-

вой деятельности детей оказывает положительное влияние на динамику раз-

вития межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Основываясь на выдвинутой нами гипотезе, в качестве задач исследо-

вания данной проблемы мы определили следующие направления работы:

1. Выявить уровень развития межличностных отношений у детей до-

школьного возраста.

2. Создание специально-организованной целенаправленной программы,

с целью формирования более высокого уровня межличностных от-

ношений.

3. Сравнительный анализ, полученных в ходе исследования результа-

тов.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, бе-

седа, анкетирование, эксперимент, игры и упражнения, специальные методи-

ки.

В исследовании приняли участие дети 5-6 лет. Всего участвовало 10 де-

тей, посещающих старшую группу.

В констатирующей серии эксперимента мы выделили следующие ас-

пекты для исследования:

I.

Становление личности ребенка связано с формированием самосознания

– осознанием себя. Мы сочли необходимым проанализировать уровень сфор-

мированности образа «Я» и самооценки у детей старшего дошкольного воз-

раста.

II.

Следующим направлением стало изучение взаимоотношений между

детьми в группе.

III.

Далее необходимо было изучить уровень организаторских умений де-

тей в совместной игре.

IV.

Поскольку отношения детей, включают этап выбора партнера для сов-

местной деятельности, мы сочли необходимым изучить критерии выбора

партнера детьми.

V.

Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, а цен-

тральным элементом игры является роль, было необходимо изучить особен-

ности принятия на себя ребенком роли; и развития содержания роли, выпол-

няемой ребенком в игре.

В результате проведенной нами констатирующей серии эксперимента

мы получили следующие результаты:

Уровень развития межличностных отношений в данной группе недо-

статочно высок. Уровень сформированности самосознания высок только у

30% детей обследуемой группы. Остальные 70 % детей имеют недостаточ-

ный уровень сформированности образа «Я», вследствие недостаточного опы-

та индивидуальной деятельности и общения со сверстниками. Адекватную

данному возрасту самооценку имеют 40% детей, высокую самооценку имеют

20% детей и завышенную самооценку также имеют 20% детей, 20% детей

имеют самооценку ниже средней. Изучение статусного положения детей по-

казало, что 50% детей «принятые», и 50% детей «непринятые» в группе, ис-

ходя из этого УБВ в данной группе – средний. Наиболее развитые организа-

торские способности имеют 50% детей. Они без труда могут организовать

свою деятельность: предложить цель, содержание деятельности; выбрать

необходимые для игры средства до начала и по необходимости в течение

игры их изменять. Но объективно оценить общий результат деятельности

(критерии оценки – отрицательная, положительная) и соотнести планируе-

мый результат с полученным, могут только 30% из этих детей. Для других

20% детей критерием оценки общего результата является отрицательная. В

организации взаимодействия участников деятельности у данной части детей

не возникает затруднений. Остальные 50% детей, как в организации деятель-

ности, так и в организации взаимодействия участников деятельности, имеют

недостаточно сформированные организаторские способности. Критериями

выбора партнера для деятельности для детей данной группы являются: друж-

ба (50%); совместная деятельность (30%); общее положительное отношение

(20%). Проведенные наблюдения за игрой детей показали, что положитель-

ные качества сверстников недооцениваются детьми данной группы. Уровень

развития игры (по Д. Б. Эльконину) в данной группе следующий: 50% детей

– 3 уровень, 20% – между 3 и 4, 30% – 4 уровень. Нарушение смысла роли в

игре смогли отметить 80% детей, ссылаясь при этом на реальную действи-

тельность

Данные, полученные нами в ходе диагностирования, дают основания

полагать, что реально существует возможность формирования у детей 5-6 лет

более высокого уровня межличностных отношений. На основании данных

констатирующей серии мы разработали специальную формирующую мето-

дику. Наша методика формирующего эксперимента включала несколько

направлений, выявленных в ходе диагностики:

1. Повышение уровня развития самосознания.

2. Формирование взаимопонимания, сплоченности в группе.

3. Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого.

4. Формирование способов построения деловых отношений со сверстниками.

5. Формирование способов построения игровых отношений со сверстниками.

Для формирующего эксперимента были отобраны дети, показавшие в

констатирующей серии низкие результаты по всем направлениям. Их оказа-

лось 5 человек, что составило 50% от общего числа.

Разработанная методика формирующего эксперимента включила в себя

цикл занятий и организацию свободной деятельности детей. Так как игра –

является ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте, то мы

использовали ее как основную форму работы. Специально разработанная

программа состояла из 3 этапов работы (ориентировочный, реконструктив-

ный, закрепляющий) включивших в сумме 14 игровых занятий.

Для проверки результативности проведенного нами формирующего

эксперимента и использованной в нем разработанной методики мы провели

контрольное исследование уровня развития межличностных отношений у де-

тей, входящих, как в экспериментальную, так и контрольную группы, с ис-

пользованием серии методик констатирующего эксперимента. В нее входили

те же пять заданий, в ходе которых мы получили следующие результаты:

- Уровень развития межличностных отношений в данной группе детей

стал выше. Мы можем отметить повышение уровня развития самосознания и

самооценки.

- Дети экспериментальной группы, после проведенного цикла занятий,

смогли дать более содержательные рассказы о себе. Изменился уровень само-

оценки детей, 20% – высокий, 80% – средний уровень.

- Изменения произошли и в статусном положении детей, 80% детей

оказались в категории «принятых» и 20% в категории «непринятых». Причем

необходимо отметить, что в категории «непринятых» оказались дети из

контрольной группы. Целенаправленная программа по организации совмест-

ной игровой деятельности детей оказала влияние и на повышение уровня раз-

вития организаторских способностей детей. Наличие хорошо сформирован-

ных организаторских способностей нужно отметить у 40% детей эксперимен-

тальной группы, 10% – требуют дальнейшей планомерной работы, дети же

контрольной группы показали прежние результаты. Ведущими критериями

выбора партнера для деятельности в контрольной серии эксперимента дети,

обеих групп, назвали: 50% – «дружба», 50% – «нравственные качества

сверстников». Существенные изменения произошли и в уровне развития

игры детей. У детей контрольной группы он остался прежним.

Проведенное исследование показывает, что развитие межличностных

отношений детей дошкольного возраста требует специальной работы со сто-

роны воспитателей и взрослых. Эта работа должна осуществляться плано-

мерно и целенаправленно в течение продолжительного времени, конкретно,

не одного года, переходя поэтапно с одной возрастной ступени на другую и

имея постепенно усложняющиеся требования.

Материалы, полученные в ходе исследования, позволяют нам заклю-

чить, что выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение в ходе прове-

денного исследования

.



В раздел образования