Автор: Нигаматзянов Азат Адвартович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Балтасинская гимназия"
Населённый пункт: пгт. Балтаси
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Элективный курс по физике
Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физика
-
одна
из
самых
древних
наук
о
природе,
содержащая
как
фундаментальные знания о существовании и развитии материального Мира, так и
наиболее простые и общие представления об окружающей действительности. Физика -
основа
современного
естествознания
не
только
на
уровне
мировой
научной
общественности, но и на уровне обучения школьников в гимназии.
Элективный курс выбран исходя из конкретных условий материально технической базы,
запросов учащихся. Элективный курс рассчитан на 34 академических часа, проводимых
в условиях кабинета физики, предусматривает самостоятельную работу учащихся вне
школы в течение года, является практико-ориентированным проектом по физике,
предполагает исследовательскую деятельность учащихся, индивидуализацию и
дифференциацию заданий, личностный подход в обучении, ориентирован на
инновационные педагогические технологии. Методы обучения: поисковый,
экспериментальный, проектно-исследовательский.
Особенностью работы курса является изучение практического применения знаний,
их связей с техникой, историей возникновения и развития научных представлений,
жизни и деятельности выдающихся физиков. На занятиях учащиеся должны убедиться в
том, что использование физических закономерностей и явлений пронизывает все
стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования
быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям
многих профессий, что способствует профессиональной ориентации учащихся.
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания
на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением
вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых
организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще
проявляется повышенный интерес к изучению физики человека. Объяснение отдельных
процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет
им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой
природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Реализация курса предполагает использование следующих потенциальных
возможностей повышения степени готовности учащихся к самообразовательной
деятельности:
через самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а
также иных источников информации;
прослушивание лекций в сочетание с лабораторными работами, дискуссиями;
использование телекоммуникационных средств;
проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов;
создание простейших приборов
Цели программы:
Целью
данной программы является ознакомление учащихся с практическим
применением физических методов и законов, а также формирование убежденности в
необходимости научного подхода не только в процессе создания материальных
ценностей, но и в повседневной жизни. Эта цель конкретна, достижима и реальна, ее
постановка обусловлена особенностями содержания предлагаемой программы, она не
противоречит целям и задачам предпрофильной подготовки. Выявить физические
законы, лежащие в основе создания и эксплуатации технических устройств и
сооружений.
Показать учащимся единство законов природы, применимость законов
физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать
в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные на
спецкурсе знания. Авторская программа ориентирована на расширение и углубление
знаний по основному курсу физики, формировать умения, применять законы физики для
объяснения процессов, протекающих в организме человека, в работе по исследованию
космоса, бытовой технике, создания новых нанотехнологий , повышение
познавательного интереса учащихся, развития интеллектуальных способностей детей в
процессе учебных занятий, оказать практико-ориентированную помощь учащимся в
личностном выборе содержания образования; сформировать компетентности в сфере
самостоятельной деятельности, навыков самостоятельной работы с физическими
приборами и дополнительной литературой, умения увидеть проблему и наметить пути
ее решения; развивать творческие способности, инициативу, умение работать в группах,
отстаивать свою точку зрения; дать ученику возможность реализовать свой интерес к
выбранному предмету. Формировать убежденность в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры; ценностные отношения друг к другу, учителю,
авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Задачи:
1. Реализовать на практике обучающие, воспитывающие и развивающие функции
историзма преподавания для выработки у учащихся представлений о том, что физика -
непрерывно развивающаяся наука.
2. Формирование общих представлений о процессе научного познания.
3. Выработка умения самостоятельно вести познавательную работу.
4. Привитие интереса к технике и конструированию.
5.Развитие диалектического и системного мышления, гибкости ума, умения переносить
и обобщать знания из разных предметов;
6.Освоить некоторые методы, применяемые на практике при разработке и оценке
качества технических объектов;
7.Составить целостное представление о взаимном дополнении процессов научного и
технического прогресса
8. Воспитание активных, положительных качеств личности: ответственности,
самостоятельности, способности к взаимопомощи и сотрудничеству.
9.Сформировать умения наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел,
описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, отбирать необходимые
приборы, выполнять измерения, предъявлять результаты в виде таблиц и графиков,
интегрировать
результаты
эксперимента,
делать
выводы,
обсуждать
результаты
эксперимента, участвовать в дискуссии; 10.Сформировать следующие знания:
цикл познания в естественных науках (факты, гипотеза, эксперимент, следствия),
роль эксперимента в познании, правила пользования измерительными приборами,
физические законы в космосе, технике и в быту
техника безопасности при работе с электрооборудованием, бытовой техникой
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обученности
учащихся:
-Выполнение лабораторных и практических работ;
-исследование познавательного интереса;
-подготовка сообщений, докладов и рефератов;
-защита проектов и изготовление моделей установок и приборов;
-итоговая конференция, выставка творческих работ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь: наблюдать, описывать явления; выполнять опыты,
оформлять отчёт, делать выводы, обобщать; выделять главное; планировать и проводить
исследование, воспроизводить не сложные опыты и ставить простейшие эксперименты.
Выполнять измерения при помощи измерительных приборов. Создавать и защищать
проекты: работать с литературными источниками по поискам фактических сведений,
выполнять индивидуальные задания: теоретические, поисковые, практические,
расчетные, конструкторско-творческие, библиографические, оформительские.
В рамках курса учащиеся должны знать: основы МКТ, термодинамики,
электродинамики, магнетизма, оптики, механики: их основные положения и законы;
цикл познания в физике; этапы развития науки и техники, имена выдающихся ученых
внесших вклад в их развитие; физические явления и законы в жизни человека, как
используются и учитываются на производстве, в технике и быту.
Реализация курса предполагает развитие самообразовательной деятельности
учащихся:
при изучении основной и дополнительной учебной литературы, а также иных
источников информации;
при выполнении лабораторных работ и защите творческих проектов;
при оформлении результатов исследования.
Содержание программы
Программа курса разделена на следующие разделы:
«Физика человека», «Физика и космос», «Физика и техника», «Физика в быту».
Физика человека
Физика. Человек. Окружающая среда. Линейные размеры различных частей тела
человека, их масса. Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит
человек. Сила давления и давление в живых организмах.
Скорости проведения нервных импульсов. Законы движения крови в организме
человека. Естественная защита организма от ускорения.
Проявление силы трения в организме человека, естественная смазка.
Сохранение равновесия живыми организмами. Центр тяжести тела человека. Рычаги в
теле человека. Ходьба человека. Виды суставов. Деформация костей, сухожилий, мышц.
Прочность биологических материалов. Строение костей с точки зрения возможности
наибольшей деформации.
Тело человека в гравитационном поле земли. Условия длительного существования
человека на космической станции. Меры защиты летчиков и космонавтов от ускорения.
Невесомость и перегрузки.
Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности. «Энергетика»
и развитие человека. Применение закона сохранения энергии к некоторым видам
движения человека.
Колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие
работу сердца и легких, их запись. Выстукивание - как один из способов определения
размеров внутренних органов и их состояния. Радиоволны и человек. Звук как средство
восприятия и передачи информации. Орган слуха. Ультразвук и инфразвук. Область
слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека.
Слуховой аппарат. Терморегуляция человеческого организма. Роль атмосферного
давления в жизни человека. Осмотическое давление. Изменение кровяного давления в
капиллярах. Влажность. Органы дыхания.
Тепловые процессы в теле человека. Человек как тепловой двигатель. Энтропия и
организм человека. Второе начало термодинамики и способность к самоорганизации.
Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики
Земли. Фоторецепторы, электрорецепторы, биоэлектричество сна. Электрическое
сопротивление органов человека постоянному и переменному току.
Магнитное поле и живые организмы. Строение глаза человека. Сила аккомодации глаза.
Оптическая сила. Дефекты зрения и способы их исправления. Особенности зрения
человека. Разрешающая способность глаза
человека. Как получается, что мы видим. Граммофонная пластинка и глаза. Для чего нам
два глаза. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза.
Лабораторные работы.
1. Определение объема и плотности своего тела.
2. Определить среднюю скорость движения.
3. Определение времени реакции человека.
4. Градуировка динамометра и определение становой силы человека.
5. Определение коэффициента трения подошв обуви человека о различные
поверхности.
6. Определение мощности, развиваемой человеком.
7. Изучение свойств уха.
8. Определение дыхательного объема легких человека.
9. Определение давления крови человека.
10. Наблюдение некоторых психофизиологических особенностей зрения человека.
Определение характеристических параметров зрения человека.
Физика и космос
Космос. Вселенная. Галактики. Полет человека в космос. Международная космическая
станция. Жизнь и энергия Солнца. Путешествие во времени и пространстве. Есть ли
жизнь на других планетах. Теория большого взрыва. Черные дыры. Астрофизика и
астрофизические методы. Физика атмосферы. Метеорология и климатология.
Стратостат. Строение атмосферы и процессы в ней: циклоны и антициклоны.
Центробежная сила и ее роль в образовании смерчей. Облака и их виды. Причины
округлой формы некоторых вдов облаков. Условия возникновения некоторых видов
облаков. Молния, ее виды. Громоотвод. Магнитные бури: причины их появления.
Лабораторные работы.
1.Определение температуры и относительной влажности воздуха, атмосферного
давления, скорости ветра, уровня радиации.
Физика и техника
Электромагнитные
поля.
Связь.
Радио
и
телевидение.
Спутники
связи.
Современные материалы. Физика и электротранспорт. Теплофизика и теплотехника.
Механическая энергия: получение и передача. Источники механической энергии.
Транспортировка механической энергии. Приводы, виды передач (ременная, зубчатая,
фрикционная, цепная, кривошипы, валы, маховики). Тепловая энергия: получение и
передача.
Источники тепловой энергии. Эффективность различных видов топлива.
Расход
топлива
и
способы
его
уменьшения.
Ядерная
энергия:
получение
и
использование. Перспективы развития ядерной энергетики. Утилизация отходов.
Электростанции и их работа. Виды электростанций и особенности их географического
расположения. ЛЭП: устройство и принципы передачи энергии. Потери энергии и
коэффициент передачи: понятия и физический смысл.
Физика в быту
Электроприборы: устройство, принцип работы, возможные неисправности и пути их
устранения. Электросчетчик и энергосбережение. Общая техника безопасности.
Лабораторные работы.
1.Сравнительный технически анализ бытовых электроприборов.
2.Расчет мощности и стоимости потребленной электроэнергии.
Календарно-тематическое планирование
№
Раздел / Тема урока
Кол –
во
часов
Виды учебной
деятельности
обучающихся
Дата
проведения
план
факт
Введение-1ч
1
История развития
физических открытий.
Окружающая среда.
Физика-
основа техники. Вводный
инструктаж по ТБ.
1
Слушание объяснений
учителя. Просмотр учебной
презентации.
Систематизация учебного
материала
эмоциональный настрой,
активизация имевшихся
ранее знаний,
- формирование
ценностных отношений
друг к другу, учителю,
авторам открытий и
изобретений, развитие и
углубление потребностей и
мотивов учебно-
познавательной
деятельности,
Физика человека-13 часов
2
Что же есть человек?
Физика. Человек.
Линейные размеры
1
Слушание объяснений
учителя.
Индивидуальное
различных частей тела
человека, их масса.
Плотности жидкостей и
твердых тканей, из
которых состоит человек.
Физические параметры
человека.
Лаб. раб№1 «Определение
объема и плотности
своего тела»
выполнение лабораторной
работы
3
Кинематика и тело
человека
Лаб. раб.№2 «Определить
среднюю скорость
движения»
1
Слушание объяснений
учителя.
Групповое выполнение
лабораторной работы
4
Законы Ньютона в жизни
человека. Тело человека в
гравитационном поле
земли. Условия
длительного
существования человека
на космической станции.
Меры защиты летчиков и
космонавтов от
ускорения. Невесомость и
перегрузки.
Лаб. раб.№3
«Определение времени
реакции человека»
1
Слушание выступления
учащихся, объяснений
учителя.
Групповое выполнение
лабораторной работы
5
Прямохождение и опорно-
двигательная система
человека. Сохранение
равновесия живыми
организмами. Центр
тяжести тела человека.
Рычаги в теле человека.
Ходьба человека. Виды
суставов. Деформация
костей, сухожилий,
мышц. Прочность
биологических
материалов. Строение
костей с точки зрения
возможности наибольшей
деформации.
Лаб. раб.№4
«Градуировка
динамометра и
1
Слушание объяснений
учителя.
Фронтальная лабораторная
работа.
определение становой
силы человека»
6
Проявление силы трения в
организме человека.
естественная смазка.
Лаб. раб.№5
«Определение
коэффициентов трения
подошв обуви человека о
различные поверхности»
1
Слушание объяснений
учителя.
Фронтальная лабораторная
работа.
7
Работа и мощность,
развиваемая человеком в
разных видах
деятельности.
«Энергетика» и развитие
человека. Применение
закона сохранения
энергии к некоторым
видам движения человека.
Лаб. раб. №6
«Определение мощности,
развиваемой человеком»
1
Слушание объяснений
учителя.
Индивидуальное
выполнение лабораторной
работы.
8
Статика в теле человека.
1
Эвристическая беседа,
наблюдение обобщение,
конструирование.
9
Сила давления и давление
в живых организмах.
Давление и тело человека.
Лаб. раб. №7
«Определение давления
крови человека»
1
Слушание объяснений
учителя.
Индивидуальное
выполнение лабораторной
работы.
10
Колебания и человек.
Звук. Колебания и
человек. Происхождение
биоритмов. Сердце и
звуки, сопровождающие
работу сердца и легких,
их запись. Выстукивание -
как один из способов
определения размеров
внутренних органов и их
состояния. Радиоволны и
человек. Звук как
средство восприятия и
передачи информации.
Орган слуха. Ультразвук и
инфразвук. Область
слышимости звука.
1
Слушание объяснений
учителя.
Индивидуальное
выполнение лабораторной
работы. Исследование
Голосовой аппарат
человека. Характеристики
голоса человека.
Слуховой аппарат.
Лаб. раб. №8 «Изучение
свойств уха»
11
Тепловые процессы в теле
человека. Терморегуляция
человеческого организма.
Человек как тепловой
двигатель. Энтропия и
организм человека.
Второе начало
термодинамики и
способность к
самоорганизации.
Лаб. раб.№9
«Определение
дыхательного объема
легких человека»
1
Слушание объяснений
учителя.
Индивидуальное
выполнение лабораторной
работы.
12
Электрические свойства
тела человека.
Электрические свойства
тела человека.
Биоэлектричество.
Бактерии – первые
электрики Земли.
Фоторецепторы,
электрорецепторы,
биоэлектричество сна.
Электрическое
сопротивление органов
человека постоянному и
переменному току.
1
Работа с научно-
популярной литературой,
интернетом.
Эвристическая беседа,
наблюдение обобщение,
конструирование.
13
Глаз и зрение. Строение
глаза человека. Сила
аккомодации глаза.
Оптическая сила.
Дефекты зрения и
способы их исправления.
Особенности зрения
человека. Разрешающая
способность глаза
человека. Как получается,
что мы видим.
Граммофонная пластинка
и глаза. Для чего нам два
1
Работа с научно-
популярной литературой,
интернетом.
Эвристическая беседа,
наблюдение обобщение,
конструирование
глаза. Спектральная и
энергетическая
чувствительность глаза.
14
Лабораторная работа№10
«Наблюдение некоторых
психофизиологических
особенностей зрения
человека.
Определение
характеристических
параметров зрения
человека»
1
Индивидуальное
выполнение лабораторной
работы.
Исследование
Физика и космос-8 часов
15
Космос. Вселенная.
Галактики
1
Просмотр учебного
фильма,
презентации.
Систематизация учебного
материала
16
Полет человека в космос.
Международная
космическая станция
1
Просмотр учебного
фильма, слушание
выступления учащихся
17
Жизнь и энергия Солнца.
Есть ли жизнь на других
планетах
1
Анализ проблемной
ситуации, просмотр
учебного фильма,
систематизация
18
Путешествие во времени
и пространстве
1
Анализ проблемной
ситуации, просмотр
учебного фильма,
систематизация
19
Теория большого взрыва
1
Анализ проблемной
ситуации, просмотр
учебного фильма,
систематизация
20
Черные дыры
1
Просмотр учебного
фильма, объяснение
наблюдаемых явлений
21
Физика атмосферы.
Метеорология и
климатология. Облака и
их виды. Причины
округлой формы
1
Слушание объяснений
учителя. Просмотр учебной
презентации.
Систематизация учебного
материала
некоторых вдов облаков.
Условия возникновения
некоторых видов облаков.
Строение атмосферы и
процессы в ней: циклоны
и антициклоны.
Центробежная сила и ее
роль в образовании
смерчей. Молния, ее
виды. Громоотвод.
Магнитные бури:
причины их появления.
22
Лаб. раб. №11
«Определение
температуры и
относительной влажности
воздуха, атмосферного
давления, скорости ветра,
уровня радиации»
1
Фронтальная
лабораторная работа.
Физика и техника-6 часов
23
Электромагнитные поля.
Связь. Радио и
телевидение. Спутники
связи
1
Анализ проблемной
ситуации, просмотр
учебного фильма,
систематизация
24
Современные материалы.
Оптическое волокно
1
Слушание объяснений
учителя. Просмотр учебной
презентации.
Систематизация учебного
материала. Работа с научно-
популярной литературой,
интернетом .
25
Теплофизика и
теплотехника
1
Слушание объяснений
учителя. Просмотр учебной
презентации.
Систематизация учебного
материала. Работа с научно-
популярной литературой,
интернетом.
26
Энергия: механическая,
тепловая, ядерная
Получение и передача.
Транспортировка
механической энергии.
Приводы, виды передач
(ременная, зубчатая,
фрикционная, цепная,
кривошипы, валы,
маховики). Тепловая
энергия: получение и
передача. Источники
тепловой энергии.
Эффективность
различных видов топлива.
Расход топлива и способы
его уменьшения.
1
Слушание объяснений
учителя. Просмотр учебной
презентации.
Систематизация учебного
материала
27
Электростанции и их
работа. Виды
электростанций и
особенности их
географического
расположения.
Перспективы развития
ядерной энергетики.
Утилизация отходов.
1
Слушание объяснений
учителя. Просмотр учебной
презентации.
Систематизация учебного
материала, работа с
интернетом
28
ЛЭП: устройство и
принципы передачи
энергии. Потери энергии
и коэффициент передачи:
понятия и физический
смысл. Экскурсия.
1
Наблюдение, слушание
специалиста,
систематизация
Физика в быту-4 часов
29
Электроприборы:
устройство, принцип
работы, возможные
неисправности и пути их
устранения. Общая
техника безопасности.
1
Изучение устройства
приборов по моделям и
чертежам, просмотр
презентации
30
Технический паспорт
электроприборов.
1
Самостоятельная работа с
техническим паспортом.
Сравнительный анализ
31
Лаб. раб. №12
1
Работа в группах
«Сравнительный
технический анализ
бытовых
электроприборов»
Выполнение лабораторной
работы
32
Лаб. раб. №13
«Расчет мощности и
стоимости потребленной
электроэнергии»
1
Работа в группах
Выполнение лабораторной
работы
33,
34
Защита проектов.
Организация выставки
2
Коллективные и
индивидуальные защита
проектов, выступления.
Слушание и анализ
выступлений учащихся.
Самоанализ.
Материально – техническое обеспечение
1. Электронное пособие УРОКИ ФИЗИКИ Кирилла и Мифодия, 9 класс.
2. Электронное учебное издание ФИЗИКА 9 класс, ООО «Дрофа».
3. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы
элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам. Москва.
Минобразования России. 2005.
4. Предпрофильная подготовка девятиклассников по гуманитарному циклу.
ВОИПКРО. 2004.
5. М.Б.Романовская. Метод проектов. Научно-методическое пособие для
преподавателей образовательной области «Технология». Москва. 2004.
6. Балашов М.М. Физика. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений –
М.: Просвещение, 1994 г.
7. Перельман Я.И Занимательная физика- М.: АСТ, 2004
8. Лапина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.: Просвещение,1977
9. Малафеев Р.И. Творческие здания по физике. – М.: Просвещение, 1991
10. Шабловский В. Занимательная физика – С.-Петербург: Тригон,1997
11. Э.Роджерс. Физика для любознательных. Том3. Электричество и магнетизм. Атом
и ядро. Москва. «Мир». 1971.
12. К.В.Любимов, С.М.Новиков. Знакомимся с электрическими цепями. Москва.
«Наука». 1981.
13. И.Г.Кирилова-составитель. Книга для чтения по физики. 6-7.Книга для учащихся.
Москва. «Просвещение». 1978.
14. Л.В.Тарасов. Физика в природе. Книга для учащихся. Москва.
«Просвещение».1988.
15. С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика-9.Учебник общеобразовательных учреждений.
Москва. «Просвещение». 2002.
16. А.С. Енохин, Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся.
Москва. Просвещение. 1976.
17. Физика - юным. Составитель М.А. Алексеева. Москва. Просвещение. 1980.
18. Хрестоматия по физике. А.С. Енохович и д.р. Москва. «Просвещение». 1982.
19. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс / Сост.
Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
20. Мишлав Дж. Корни сознания. Пер. с англ. София, Киев. 1995. 416 с.
21. Шевель Д.М. Электромагнитная безопасность. К., ВЕК
+
,НТИ.2002.432с.
22. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – “Физика.7–9 класс”, М., “Дрофа”,2009 г.
23. В.И.Елькин – “Физика и астрономия”, М., “Школьная пресса”, 2003.
24. А.С..Енохин – “Справочник по физике и технике”, М., “Просвещение”, 1989.
25. Ж.И. Алферов Физика и жизнь М.: Наука, 2000. 255 с.
26. Кудрявцев П.С. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. − М.:
Просвещение, 1983.
27. Фрадкин В.Е., Лебедева И.Ю. Физика в профильной школе. − СПб; филиал
издательства «Просвещение», 2005г.
28. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта
работы. − М.: Просвещение, 1981.
29. Ергомышева-Алексеева М.Н.Физика – юным. − М.: Просвещение, 1969г.
30. Синичкин В.П., Синичкина О.П., Внеклассная работа по физике. − Саратов,
Издательство «Лицей», 2002г.
31. Браверманн Э.М. Преподавание физике, развивающее ученика. – М.: Ассоциация
учителей физики, 2005г.
32. Гулиа Н.В. Удивительная физика. – М.: Издательство Н.С ЭНАС, 2005г;
33. Ильин В.А. История физики. – М. Издательский центр «Академия», 2003 г.
34. Инструкции к приборам.
35. Инструкция по технике безопасности.
36. Интернет ресурсы.