Напоминание

Вещества и их свойства.


Автор: Межевых Людмила Афанасьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока химии 8 класс
Тема: Вещества и их свойства.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок (Химия 8 класс, учебник Габрилян)

Тема: Вещества и их свойства.

Урок спланирован с заданиями для детей с задержкой психического

развития. ( ЗПР).

Учащиеся с ЗПР (задержкой психического развития) характеризуются

низкой

работоспособностью

и

активностью,

быстрой

утомляемостью,

неустойчивым вниманием и отсутствием интереса к изучаемому предмету.

Для таких детей постоянно требуется побуждение к познавательной

деятельности

на

уроке,

расширение

кругозора,

формирование

общеинтеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение и т. д.),

умения контролировать собственную деятельность на уроке создание

ситуации успеха на уроке. С учётом особенностей психического развития

таких детей для них учитель должен планировать посильные ( доступные

для их понимания) задания как на уроках так и дома.

Тип урока: Изучения новых знаний.

Цель урока: Знать понятие «вещества», уметь различать понятия « тело» и

«вещество», описывать физические свойства веществ, создание на уроке

условий для успешного усвоения темы и формирование интереса к изучению

природы методами естественных наук.

Задачи: Образовательные : используя системно - деятельностный подход и

технологию разноуровневого и дифференцированного обучения создать

совместно с учащимися алгоритм различия понятий « тело» и « вещество»,

описания физических свойств веществ , умения выявлять признаки отличия

веществ по их физическим свойствам.

Коррекционно- развивающие: формировании у учащихся умения участвовать

в обсуждении задания ,отстаивать свою точку зрения, делать выводы,

выявлять и описывать физические свойства веществ, дискутировать.

Воспитательные:

способствовать

формированию

реалистичных

представлений об окружающем мире, воспитывать элементы химической

культуры в ходе выполнения лабораторной работы и воспитание интереса к

изучению окружающего мира.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, (объяснительно-

иллюстративный,

инструктивный,

объяснительно-стимулирующий,

создание опоры различного типа).

Оборудование:

Учителю-

три

одинаковых

линейки,

изготовленные

из

древесины,

пластмассы и металла, три стаканчика из стекла, пластика и бумаги.

Учащимся- поваренная соль, сахар, стаканчики с водой, стеклянная палочка.

1.Организационный этап:

Всё, что нас окружает и мы с вами - это окружающая нас природа Она

состоит из живых тел ( растения, животные, насекомые и человек) и неживой

природы ( горы, реки, почва, стол и т.д.). Они называются телами или

предметами.

На нашем уроке

мы

продолжим с вами

познавать

окружающий нас мир. Химия изучает свойства веществ для того, чтобы

найти им применение, уметь с ними правильно обращаться. Сегодня на

уроке мы с вами научимся описывать

физические свойства веществ,

сравнивать вещества по их свойствам.

2.Постановка проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Демонстрирует

1).

три

одинаковых

линейки,

изготовленные

из

древесины,

пластмассы и металла.

2).

три

стаканчика

из

стекла,

пластика и бумаги.

Вопросы:

Какие предметы вам

показаны? Чем они отличаются?

Линейка и стакан - это физические

тела.

Стекло, пластмасса, металлы - это

вещества.

Предлагает

учащимся

сформулировать

вместе

определение «вещества».

Чем отличаются вещества друг от

друга?

Вместе

с

учениками

формулирует цель урока .

Отвечают

на

вопросы,

делают

выводы, что один и тот же предмет

может быть изготовлен из разного

материала

и

разные

предметы

могут

быть

из

одинакового

материала

Учащиеся вместе с учителем

формулируют

и

записывают

в

тетрадь: «Вещества - это то, из

чего состоят тела или предметы»

Вместе с учителем приходят к

выводу, что вещества отличаются

по свойствам.

Формулируют цель урока: знать

понятие

«вещества»,

уметь

различать

понятия

«

тело»

и

«вещество»,

уметь

описывать

Записывает тему урока на доске:

« Вещества и их свойства».

физические свойства веществ

Записывают тему урока в тетради.

3.Формирование новых знаний:

На уроке используется системно-деятельностный подход к обучению

учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объясняет, что вещества имеют

различные физические и химические

свойства.

К физическим свойствам веществ

относятся:

-агрегатное состояние

-цвет

-запах

-температура кипения и замерзания

-растворимость в воде

-электропроводность и другие.

( записывает на доске)

Чтобы описать физические свойства,

задаём вопрос «какое?»

Химические свойства веществ , мы с

вами будем на следующих уроках и

химии.

Делают

записи

в

тетради

под

диктовку учителя и с доски (опора)

4.Формирование новых умений и навыков.

Учитывая, что в классе обучаются дети с разным уровнем подготовки к

восприятию

и пониманию

нового материала, для них на карточке

подготовлены уровневые задания. Для учеников с ЗПР предлагаются в

основном задачи репродуктивного или частично-поискового вида.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задаёт задание учащимся для

самостоятельной работы.

Объясняет

цели

и

методику

проведения

лабораторного опыта

«Вещества и их свойства» .

Напоминает учащимся правила по ТБ

при проведении эксперимента.

Выполняет задания, анализирует их и

делает выводы, заполняет таблицу.

Проводят

лабораторный

опыт,

анализируют его результаты, ведут

записи в тетради.

Сообщают

одноклассникам

результаты лабораторного опыта.

Самостоятельная работа с таблицей на карточке для детей с ЗПР.

Карточка1

Задание 1. Запишите в таблицу вещества, из которых могут быть

изготовлены следующие тела:

Тела

Вещества

Ложка

Окно

Задание 2.Запишите в таблицу названия предметов, которые могут

состоять из следующих веществ .

Вещества

Тела

Стекло

Золото

Задание 3.Найдите соответствие между веществами и их свойствами:

Вода

Проводит электрический ток

Кислород

Бесцветный газ

Сахар

Сладкий на вкус

Медь

Жидкое агрегатное состояние

Более подготовленные учащиеся выполняют другие ,более сложные задания

на карточках. После выполнения работы учащиеся с учителем обсуждают

ответы. Обычно дети с ЗПР успешно справляются с заданиями (ситуация

успеха на уроке) и мотивировано отстаивают свои ответы.

Лабораторный опыт 1. «Вещества и их свойства».

Карточка 2.

Задание для детей с ЗПР: Используя план на стр. 10 учебника, опишите

свойства выданного вам вещества - поваренной соли.

Помни!!!! Пробовать вещества на вкус на уроках химии нельзя,

при

определении вкуса поваренной соли используй свой жизненный опыт.

безопасности при проведении химического эксперимента).

Учащиеся описывают свойства поваренной соли по инструкции учебнике ,

делают записи в тетради и сообщают о результатах своих наблюдений

одноклассникам.

5.Домашнее задание:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задаёт и комментирует домашнее

задание по теме «Вещества и их

свойства».

Записывают домашнее задание в

дневник.

для детей с ЗПР домашнее задание записано на карточке:

1). п.2 учебника ( читать), выучить определение понятия «вещество»

2). Описать физические свойства воды по плану на стр.10 учебника (при

выполнении задания используйте Интернет).

6. Рефлексия.

Игра «Комплимент».

Комплимент- похвала деловым качествам одноклассников, комплимент в

чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад

каждого

в урок и

благодарят друг друга и учителя за проведённое занятие. Такой вариант

окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности признании

личностной значимости каждого.



В раздел образования