Напоминание

«Особенности музыкального сопровождения на занятиях по классическому танцу»


Автор: Толстова Ирина Геннадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности музыкального сопровождения на занятиях по классическому танцу»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

«Особенности музыкального сопровождения на занятиях

по классическому танцу»

Разработала

Толстова Ирина Геннадьевна,

концертмейстер ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»

Санкт-Петербург

2020г.

Искусство хореографии уникально и многогранно. Танцор или хореограф

передают нам содержание танца и заложенный в нём смысл через таинственный и

мистический язык движений тела. Танец не может существовать без музыки. Роль

музыки в классической, народной, современной хореографии огромна и значима.

Музыка - это сосуд человеческих эмоций, чувств, переживаний. Благодаря своему

психологическому и эмоциональному содержанию она помогает хореографу создавать

произведения.

В современном мире вопрос о выборе музыкального сопровождения не теряет

своей актуальности, так как для многих хореографов музыка является идейным

вдохновителем и первоисточником при создании хореографических постановок.

Музыкальное

сопровождение

танца

не

может

быть

просто

фоном

с

однообразным и монотонным звучанием – это воплощение задумки, идеи хореографа.

Ведь музыка – это не просто озвучивание танцевальных движений, это средство для

более глубокого эмоционального раскрытия содержания образа.

Невозможно представить себе хореографические занятия без музыкального

сопровождения. Музыка – это неотъемлемая часть танца и нельзя ее рассматривать

только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений.

В процессе занятий хореографией учащиеся знакомятся с лучшими шедеврами

музыкальной мировой классики. Концертмейстер наравне с педагогом хореографом

помогает юным танцорам понять неразрывную связь музыки и движений. Музыка

развивает у детей художественный вкус, формирует у них осознанное отношение к

исполнению танца, развивает у воспитанников умение слышать музыкальную фразу,

помогает им ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно

подобран

концертмейстером

музыкальный

материал,

как

выразительно

и

художественно он исполняет произведения, доносит их содержание до восприятия

детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты, правильно подобранный

темп помогают детям услышать фразу и отразить ее в танцевальных движениях.

Музыка и танец в своем гармоническом единстве — прекрасное средство для развития

эмоциональной сферы человека, основа его эстетического воспитания. Музыка на

2

занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного

упражнения, она органически включается в содержание каждого занятия как

неотъемлемая составная его часть. Творческая заинтересованность всех участников

процесса,

тщательно

подобранный

тренировочный

материал

и

музыкальное

сопровождение,

соответствующие

возрастным

особенностям

и

музыкальной

подготовке учащихся, приводят к развитию у ребят способностей понимать и ценить

прекрасное. Только с творческой заинтересованностью концертмейстера и педагога

можно

осуществить

все

замыслы

и

иметь

высокую

результативность

и

заинтересованность детей.

Роль концертмейстера на занятиях танцами очень велика. Он — активный

помощник педагогу – хореографу в решении задач, поставленных перед учениками.

При этом важно, чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто

следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, а

пробуждали в них воображение, раскрывали им сущность музыки и пластики. Следует

помнить, что подбор музыки влияет на качество хореографической постановки, она

может способствовать успеху или быть причиной неудачи.

Для того, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или

иному

упражнению,

концертмейстер

должен

знать

многие

хореографические

термины, понятия и обозначения. Он обязательно должен знать, как эти упражнения

будут исполняться. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) — это упражнения,

основанные на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое

приседание в медленном темпе. Соответственно, музыкальное сопровождение должно

иметь плавный, спокойный, кантиленный характер в размере 3/4, 4/4. Или Battements

tendus (Battements tendus jetes) — это движения на выдвижение ноги на носок (или

резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкий выпад ноги

вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Соответственно музыка должна

быть четкой, ритмичной.

Концертмейстер,

подбирая

музыкальное

сопровождение,

должен

четко

представлять

себе

структуру

упражнения,

чтобы

правильно

делать

акценты,

динамическими оттенками помогать движению. Он должен хорошо уметь читать с

листа. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или

3

начать отрабатывать отдельно какой-либо фрагмент упражнения. И для этого надо

хорошо ориентироваться в нотном тексте, понимать с какого момента следует начать

проигрывать музыкальный отрывок заново для отработки того или иного движения.

В-третьих, играя, концертмейстер должен четко осознавать, что он не является

самостоятельным исполнителем, он своей игрой должен помогать учащимся в

исполнении танца, способствовать развитию музыкального слуха у детей, включению

их в процесс сотворчества.

Внимание концертмейстера — внимание многоплоскостное. Нужно постоянно

держать в поле зрения всех участников. Подбирая музыкальный материал к занятиям,

надо всегда помнить об огромном балетном музыкальном арсенале, созданном

композиторами прошлого и настоящего. Здесь немало настоящих жемчужин, немало

фрагментов, живо воспринимаемых ребенком.

В процессе игры следует помнить, что недопустимо играть на инструменте

слишком громко, форсированным звуком. Это мешает пониманию и восприятию

музыки.

Все движения в танцевальном зале выполняются только под музыкальное

сопровождение — поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у

станка к упражнениям на середине зала. Это делается для того, чтобы научить детей

координировать свои движения под определенный музыкальный аккомпанемент.

Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной

фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати тактов. Данная

ритмическая структура развивает у детей ритмическую устойчивость.

Концертмейстер танцевального класса должен уметь импровизировать. Пусть

сначала импровизация будет примитивной и схематичной, бедной по мелодике и

гармонии, но она должна точно соответствовать характеру, темпу и ритму каждого

упражнения. Концертмейстер должен видеть всех детей в зале, уметь дышать вместе с

ним, своей игрой помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда дети и ногу

поднимут повыше, и прыгнут полегче, и рукой «доведут» музыкальную фразу.

Когда педагогом задаётся комбинация, концертмейстер должен запомнить её так

же, как и дети в зале. Полезно схематично записывать структуру комбинации. Не

следует аккомпанемент насыщать обилием лишних звуков — трелями, форшлагами,

4

арпеджио. Это мешает учащимся слышать и воспринимать ритм. В младших классах:

одно движение - одна нота, два движения - две ноты. Музыка является своеобразной

подсказкой.

Очень

важно

обратить

внимание

на

акценты:

одни

движения

выполняются на сильную долю, другие - из-за такта.

Занятия

по

классическому

танцу

-

это

своего

рода

калейдоскоп, мозаика хореографических

комбинаций,

разных

по

характеру,

технологии исполнения и видам.

Поэтому

концертмейстер

танцевального

коллектива постоянно находиться в поиске, ведь нужна хорошая интересная музыка,

музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии - это особенный,

уникальный и ни с чем несравнимый комплекс умений и навыков, необычайно

развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на

глубоких

познаниях

музыкально-хореографической

природы

предмета.

Это

профессия, требующая постоянного совершенствования и поиска.

5



В раздел образования