Автор: Тарасова Екатерина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Секреты хорошей речи"
Раздел: среднее образование
Урок по русскому языку в 6 классе «Секреты хорошей речи». Тарасова Е.В. МОУ
гимназия № 1 г.Волгограда.
Методический комментарий:
Данный урок рекомендовано проводить в конце изучения материала по разделам
«Культура речи». По типу данный урок относится к повторительно- обобщающим. Это
особый тип урока, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала,
что подразумевает обучение учащихся структурированию материала, умению создавать
устное и письменное высказывание, анализу предложенного текста.
Планируемые результаты.
Предметный:
•
Распознавать этикетные слова в речи;
•
Правильно употреблять этикетные слова для выражения отношения к
действительности и передачи различных смысловых оттенков речи;
•
Создавать собственное речевое высказывание с включением в него этикетных слов
различных по значению и употреблению.
Метапредметный:
•
Уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
•
Владеть приемами отбора этикетных слов, различных по значению;
•
Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания;
•
Уметь формулировать и аргументировать собственное высказывание.
Виды учебных действий:
•
Осознавать роль речевой культуры в жизни человека;
•
Владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
•
Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
использованных языковых средств;
•
Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы,
основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;
•
Анализировать готовый текст, определять его основную мысль;
•
Создавать устные и письменные монологические высказывания на различные темы в
соответствии с ситуацией речевого общения.
Оборудование:
•
Мультимедийный проектор;
•
ПК;
•
Тексты для самостоятельной деятельности учащихся;
Ход урока:
Организационный момент. Постановка целей урока.
Слайд №1.Секреты хорошей речи.
Вступительное слово учителя.
С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить,
изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.
Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова,
овладевать языковой культурой - наша общая задача.
И, конечно же, овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по
которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми
и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах,
отметая прочь то ненужное, что засоряет язык, и в то же время развивая в нём всё
ценное, накопленное веками или возникающее вновь.
Итак, сегодня на уроке, мы с вами поговорим о том, что необходимо для общения,
познакомимся с правилами речевого этикета и узнаем, в чём же секрет хорошей речи.
Слайд №2.ЭпигоаФ.
Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.
(Д.С.Лихачёв)
Помните строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Слайд№3. «Вмиг по речи распознали, что царевну принимали». А.С.Пушкин.
Учитель: Ребята, а как по речи можно распознать человека?
Молодцы, всё верно! А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно
сказать по его речи.
Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сменить
жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда.
Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его
характере и темпераменте.
Очень важным аспектом речи является поведение человека в общении, его способность
разговаривать вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.
Ребят, а что обозначает слово «этикет»? Кто знает? Так, хорошо. А речевой этикет? Хорошо.
Посмотрите на слайд.
Слайд №4. (Этикет, речевой этикет)
Именно из уст культурного и и вежливого человека мы слышим этикетные выражения.
А вы можете привести примеры этикетных слов?
(Добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня,
пожалуйста, добрый вечер).
Слайд №5. (В.Мономах)
Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности.
Так
в
«Поучениях»
Владимира
Мономаха
читаем:
«Не
пропустите
человека,
не
поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и
выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях
Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их
в своей речи.
Слайд №6. Зачем нужны правила речевого этикета?
Слайд №7. Задание №1.
Прочитайте текст. Письменно сформулируйте его основную мысль, а затем приведите 2-3
аргумента, подтверждающих её справедливость.
Дружелюбие — одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя
с человеком, постарайтесь разглядеть в нём хотя бы одну чёрточку (или больше),
которая вам импонирует, даже если он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично,
не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если
аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка
найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое
анонимное чудовище.
Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно
настроенная аудитория не устоит.
(По А. Михальской)
Слайд №8. Правила речевого поведения.
Слайд №9. Задание№2.
Прочитайте слова современного лингвиста и попытайтесь объяснить смысл данного
высказывания.
Ядром речевого этикета является вежливость в различных её проявлениях: официальная
вежливость, дежурная вежливость, приветливость, обходительность, корректность,
учтивость,
почтительность,
тактичность,
деликатность,
любезность,
галантность.
(А.Балакай). Всё верно, молодцы
Учитель: Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом. Речевой этикет
охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что
может создать благоприятный климат общения.
Слайд №10. Задание №3. Сила речевого этикета.
Рассказы учащихся.
Учитель: Да, ребята, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие
времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении лучших национальных
традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Слайд№11. Задание №4.
Прочитайте русские народные пословицы и объясните, какое требование к речи выражает
каждая пословица.
3а худые слова слетит и голова.
Говори,
да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
В умной беседе ума набраться, в тупой- свой потерять.
Много говорить- голова заболит.
Сердечное
слово до сердца доходит.
Красную речь красно и слушать.
Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
Коня в вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь.
Малоеслово большую обиду творит.
Хорошее слово-половина счастья.
Не
груби малому-не помянет старый.
Сперва подумай-потом говори.
Слайд №12. В чём секрет хорошей речи?
Ребята, так в чём же секреты хорошей речи?
Учитель: Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений.
Слайды № 13-16. (слайд появляется после ответа учащегося и обобщения учителя)
Слайд №13
Во-первых ,он должен уметь доступно для окружающих излагать свои мысли (ясность)
Слайд №14
Во-вторых, он должен уметь правильно выбрать содержание речи (точность)
Слайд №15
В-третьих, он должен правильно сформулировать своё высказывание (краткость)
Слайд №16
В-четвёртых, он должен уметь правильно преподнести информацию(выразительность).
Учитель: Молодцы, ребята! Помните, что речевое поведение - это зеркало, которое
отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искреннее,
доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии
побуждают человека выразить своё дружелюбие, благосклонность с помощью словесных
знаков внимания.
Слайд№17Не мудрён привет, а сердца покоряет.
Учитель: И ещё, ребята. Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых
можно расположить к себе собеседника и создать доброжелательную атмосферу общения.
Вот несколько советов.
Слайд №18.Памятка.
Называйте
собеседника по имени (или имени-отчеству). Как говорят психологи, звучание
собственного имени для слуха человека - самая приятная мелодия, и собеседник
подсознательно испытывает расположение к источнику положительных эмоций.
Старайтесь
в
собеседнике
увидеть
положительные
стороны
и
говорите
ему
комплименты.
Терпеливо и внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его.
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение-рассуждение, выбрав одну из пословиц в качестве
названия
.Фамилия, имя
Тема урока:
Задание №1.
Прочитайте внимательно текст. Письменно сформулируйте его основную мысль, а
затем приведите 2-3 аргумента, подтверждающих её справедливость.
Дружелюбие — одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя
с человеком, постарайтесь разглядеть в нём хотя бы одну чёрточку (или больше),
которая вам импонирует, даже если он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично,
не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если
аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка
найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое
анонимное чудовище.
Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно
настроенная аудитория не устоит.
(По А. Михальской)
З
адание №2.Прочитайте внимательно высказывание современного лингвиста и
устно
сформулируйте его основную мысль.Ядром речевого этикета является вежливость в
различных
её
проявлениях:
официальная
вежливость,
дежурная
вежливость,
приветливость,
обходительность,
корректность,
учтивость,
почтительность,
тактичность, деликатность, любезность, галантность. (А.Балакай).
Задание №4.
И тогда общение будет приятным. Вы со мной согласны? Слайд№19.(повтор слайда№11.
Пословицы) Рефлексия.
Вам понравилось сегодня на уроке?
Вы почерпнули для себя полезную информацию?
Спасибо всем . Отметить и оценить отвечающих. До новых встреч.