Напоминание

"Секреты хорошей речи"


Автор: Тарасова Екатерина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Секреты хорошей речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по русскому языку в 6 классе «Секреты хорошей речи». Тарасова Е.В. МОУ

гимназия № 1 г.Волгограда.

Методический комментарий:

Данный урок рекомендовано проводить в конце изучения материала по разделам

«Культура речи». По типу данный урок относится к повторительно- обобщающим. Это

особый тип урока, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала,

что подразумевает обучение учащихся структурированию материала, умению создавать

устное и письменное высказывание, анализу предложенного текста.

Планируемые результаты.

Предметный:

Распознавать этикетные слова в речи;

Правильно употреблять этикетные слова для выражения отношения к

действительности и передачи различных смысловых оттенков речи;

Создавать собственное речевое высказывание с включением в него этикетных слов

различных по значению и употреблению.

Метапредметный:

Уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

Владеть приемами отбора этикетных слов, различных по значению;

Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их

содержания;

Уметь формулировать и аргументировать собственное высказывание.

Виды учебных действий:

Осознавать роль речевой культуры в жизни человека;

Владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,

использованных языковых средств;

Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы,

основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;

Анализировать готовый текст, определять его основную мысль;

Создавать устные и письменные монологические высказывания на различные темы в

соответствии с ситуацией речевого общения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

ПК;

Тексты для самостоятельной деятельности учащихся;

Ход урока:

Организационный момент. Постановка целей урока.

Слайд №1.Секреты хорошей речи.

Вступительное слово учителя.

С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить,

изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.

Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова,

овладевать языковой культурой - наша общая задача.

И, конечно же, овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по

которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми

и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах,

отметая прочь то ненужное, что засоряет язык, и в то же время развивая в нём всё

ценное, накопленное веками или возникающее вновь.

Итак, сегодня на уроке, мы с вами поговорим о том, что необходимо для общения,

познакомимся с правилами речевого этикета и узнаем, в чём же секрет хорошей речи.

Слайд №2.ЭпигоаФ.

Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

(Д.С.Лихачёв)

Помните строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Слайд№3. «Вмиг по речи распознали, что царевну принимали». А.С.Пушкин.

Учитель: Ребята, а как по речи можно распознать человека?

Молодцы, всё верно! А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно

сказать по его речи.

Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сменить

жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда.

Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его

характере и темпераменте.

Очень важным аспектом речи является поведение человека в общении, его способность

разговаривать вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

Ребят, а что обозначает слово «этикет»? Кто знает? Так, хорошо. А речевой этикет? Хорошо.

Посмотрите на слайд.

Слайд №4. (Этикет, речевой этикет)

Именно из уст культурного и и вежливого человека мы слышим этикетные выражения.

А вы можете привести примеры этикетных слов?

(Добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня,

пожалуйста, добрый вечер).

Слайд №5. (В.Мономах)

Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности.

Так

в

«Поучениях»

Владимира

Мономаха

читаем:

«Не

пропустите

человека,

не

поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и

выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях

Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их

в своей речи.

Слайд №6. Зачем нужны правила речевого этикета?

Слайд №7. Задание №1.

Прочитайте текст. Письменно сформулируйте его основную мысль, а затем приведите 2-3

аргумента, подтверждающих её справедливость.

Дружелюбие — одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя

с человеком, постарайтесь разглядеть в нём хотя бы одну чёрточку (или больше),

которая вам импонирует, даже если он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично,

не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если

аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка

найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое

анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно

настроенная аудитория не устоит.

(По А. Михальской)

Слайд №8. Правила речевого поведения.

Слайд №9. Задание№2.

Прочитайте слова современного лингвиста и попытайтесь объяснить смысл данного

высказывания.

Ядром речевого этикета является вежливость в различных её проявлениях: официальная

вежливость, дежурная вежливость, приветливость, обходительность, корректность,

учтивость,

почтительность,

тактичность,

деликатность,

любезность,

галантность.

(А.Балакай). Всё верно, молодцы

Учитель: Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом. Речевой этикет

охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что

может создать благоприятный климат общения.

Слайд №10. Задание №3. Сила речевого этикета.

Рассказы учащихся.

Учитель: Да, ребята, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие

времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении лучших национальных

традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Слайд№11. Задание №4.

Прочитайте русские народные пословицы и объясните, какое требование к речи выражает

каждая пословица.

3а худые слова слетит и голова.

Говори,

да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

В умной беседе ума набраться, в тупой- свой потерять.

Много говорить- голова заболит.

Сердечное

слово до сердца доходит.

Красную речь красно и слушать.

Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.

Коня в вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь.

Малоеслово большую обиду творит.

Хорошее слово-половина счастья.

Не

груби малому-не помянет старый.

Сперва подумай-потом говори.

Слайд №12. В чём секрет хорошей речи?

Ребята, так в чём же секреты хорошей речи?

Учитель: Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений.

Слайды № 13-16. (слайд появляется после ответа учащегося и обобщения учителя)

Слайд №13

Во-первых ,он должен уметь доступно для окружающих излагать свои мысли (ясность)

Слайд №14

Во-вторых, он должен уметь правильно выбрать содержание речи (точность)

Слайд №15

В-третьих, он должен правильно сформулировать своё высказывание (краткость)

Слайд №16

В-четвёртых, он должен уметь правильно преподнести информацию(выразительность).

Учитель: Молодцы, ребята! Помните, что речевое поведение - это зеркало, которое

отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искреннее,

доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии

побуждают человека выразить своё дружелюбие, благосклонность с помощью словесных

знаков внимания.

Слайд№17Не мудрён привет, а сердца покоряет.

Учитель: И ещё, ребята. Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых

можно расположить к себе собеседника и создать доброжелательную атмосферу общения.

Вот несколько советов.

Слайд №18.Памятка.

Называйте

собеседника по имени (или имени-отчеству). Как говорят психологи, звучание

собственного имени для слуха человека - самая приятная мелодия, и собеседник

подсознательно испытывает расположение к источнику положительных эмоций.

Старайтесь

в

собеседнике

увидеть

положительные

стороны

и

говорите

ему

комплименты.

Терпеливо и внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его.

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, выбрав одну из пословиц в качестве

названия

.Фамилия, имя

Тема урока:

Задание №1.

Прочитайте внимательно текст. Письменно сформулируйте его основную мысль, а

затем приведите 2-3 аргумента, подтверждающих её справедливость.

Дружелюбие — одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя

с человеком, постарайтесь разглядеть в нём хотя бы одну чёрточку (или больше),

которая вам импонирует, даже если он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично,

не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если

аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка

найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое

анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно

настроенная аудитория не устоит.

(По А. Михальской)

З

адание №2.Прочитайте внимательно высказывание современного лингвиста и

устно

сформулируйте его основную мысль.Ядром речевого этикета является вежливость в

различных

её

проявлениях:

официальная

вежливость,

дежурная

вежливость,

приветливость,

обходительность,

корректность,

учтивость,

почтительность,

тактичность, деликатность, любезность, галантность. (А.Балакай).

Задание №4.

И тогда общение будет приятным. Вы со мной согласны? Слайд№19.(повтор слайда№11.

Пословицы) Рефлексия.

Вам понравилось сегодня на уроке?

Вы почерпнули для себя полезную информацию?

Спасибо всем . Отметить и оценить отвечающих. До новых встреч.



В раздел образования