Напоминание

Цифровые инструменты оценивания учащихся в процессе дистанционного обучения английскому языку


Автор: Жамойда Ольга Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ №6 с УИОП"
Населённый пункт: город Надым
Наименование материала: статья
Тема: Цифровые инструменты оценивания учащихся в процессе дистанционного обучения английскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Жамойда Ольга Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных

предметов» г.Надым, учитель английского языка

Цифровые инструменты оценивания учащихся

в процессе дистанционного обучения английскому языку

Аннотация

Данная статья посвящена обзору цифровых образовательных ресурсов и

сервисов, используемых на дистанционных уроках английского языка для

получения

обратной

связи

от

учащихся

и

проведения

формирующего

оценивания.

В частности, показано значение планомерного их выбора для

достижения конкретных целей.

Ключевые слова:

дистанционный урок, формирующее оценивание,

обратная связь, веб-ресурс, цифровая образовательная платформа,

Zoom,

Kahoot, Quizizz, LearningApps, google-тесты, Якласс, Российская электронная

школа (РЭШ).

Переход на дистанционное обучение – это серьезный вызов для педагога.

Стремительная цифровая трансформация образовательного процесса заставила

нас освоить новые дистанционные технологии и образовательные интернет-

ресурсы в сжатые сроки. И если алгоритмы и инструменты организации и

проведения онлайн уроков большинству из нас удалось освоить достаточно

быстро и без особых усилий. То с оцениванием все гораздо сложнее. Как

отследить

чему учатся ученики?

Как оценить каждого и сделать это

своевременно, комплексно, быстро и объективно?

Систематическая

проверка понимания

учениками

изученного

и

обеспечение значимой обратной связи – это формирующее оценивание [1].

Проводить такое оценивание в условиях удаленного обучения затруднительно,

но реально. Чтобы объективно оценить образовательные результаты учащихся,

важно

владеть

разнообразными

инструментами

проведения

процедур

оценивания и проводить их регулярно и в системе.

Проводя дистанционные уроки английского языка, я остановила свой

выбор на нескольких инструментах, которые, на мой взгляд, являются наиболее

удобными и эффективными для проведения формирующего оценивания.

Каждый из используемых мной инструментов соответствует определённым

целям. Так, для того, чтобы убедиться, что ученик вовлечён в работу, на

каждом уроке использую платформу для проведения видеоконференций Zoom.

С целью проверки и оценки знаний учащихся, выбираю инструменты

асинхронного и синхронного обучения, такие как LearningApps, Kahoot, Якласс,

Quizizz, google-тесты, Российская электронная школа (РЭШ).

Одним из самых интересных и эффективных интернет–сервисов проверки

и оценки знаний является Kahoot.

С его помощью

создаю и провожу

интерактивные онлайн викторины, тесты и опросы.

Баллы начисляются

учащимся как за правильность, так и за скорость ответов, поэтому проверка и

оценивание происходит в игровой форме с элементами соревновательности. В

задания включаю рисунки, фотографии и даже видеофрагменты. Такая

компьютерная

визуализация

образовательного

контента,

в

игровой,

интерактивной форме развивает когнитивные стили мышления, мыслительную

активность учащихся, а также оказывает положительный эффект на их

психологическое и эмоциональное состояние [2]. Данный сервис универсален и

может использовать как в синхронных онлайн уроках, так и для асинхронной,

домашней работы и отсроченного контроля.

Формирующее

оценивание

это

длительный

процесс,

и

важно

отслеживать

результаты

не

столько

для

контроля,

сколько

для анализа процесса обучения и его коррекции. С этой целью определяю для

учащихся векторы работы и точки самоконтроля, чтобы они знали, какие

знания им необходимо продемонстрировать к определенному

времени.

Удобны в этом плане Kahoot, Quizizz, Якласс и google-тесты, предлагающие

возможности установления дедлайнов для выполнения заданий.

Кроме того, прошу учащихся отправлять в сообщениях АИС «Сетевой

город. Образование», а также в личных сообщениях популярных мобильных

мессенджеров Viber

и WhattsApp

скриншоты и фотографии их работ.

Взаимодействую с родителями учащихся младших классов, чтобы они

помогали в этом своим детям. Такая работа в асинхронном режиме порой более

предпочтительна участниками образовательного процесса, так как ученики

отправляют свои работы и общаются с педагогом в течение наиболее удобного

и длительного периода времени. Каждый работает в своем темпе.

При проверке на понимание важно обеспечить такую обратную связь,

которая охватывает и отражает различные виды учебной деятельности [1].

Проводя уроки английского языка посредством видеоконференций в программе

Zoom, на каждом уроке обеспечиваю письменную и устную обратную связь,

что положительно влияет на развитие навыков письменной и устной речи в

частности, и коммуникативной компетенции вцелом. При языковом обучении

особенно важны: фактор «присутствия», фактор общения и создания языковой

среды. Видеоинструменты оживляют дистанционное обучение, приближают

его к очному. Те быстрые проверки, которые мы проводили в классе, были

очень ценными для нас, так как позволяли оперативно корректировать

обучение. Такая оперативная реакция по–прежнему важна.

Поэтому отдаю

предпочтение таким синхронным инструментам, которые имеют встроенные

возможности формирующей оценки, когда я могу увидеть работу каждого

отдельного ученика. Это все те же сервисы Kahoot и Quizizz. Кроме того,

программа

Zoom

имеет

функции «закрытого» чата,

которые

позволяют

пообщаться

с отдельными учениками и даже провести моментальный

индивидуальный опрос или быстрое тестирование прямо на уроке. Такие

проверки помогают обеспечить оперативную обратную связь, решить, кому из

учащихся может потребоваться помощь и своевременно ее оказать.

Реализуя формирующее оценивание для корректировки образовательного

процесса, остаюсь верной принципам личностно-ориентированного обучения.

Стараюсь выстраивать индивидуальные траектории продвижения для каждого

ребенка и индивидуального развития, организую самостоятельное продвижение

по темам успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному

материалу отстающему ребенку. На мой взгляд, личное общение с учениками

остаётся

самым

значимым

способом

проверки

понимания.

Проведение

индивидуальных занятий или даже обычные телефонные переговоры и

переписки с учениками и родителями, помогают мне объективнее оценить

качество их обучения и индивидуализировать образовательный процесс.

Использование потенциала цифровых образовательных ресурсов для

проведения формирующего оценивания благотворно влияет на результаты

дистанционного обучения английскому языку. Во–первых, за счет разнообразия

и

оригинальности

контентов

используемых

веб-ресурсов

повышается

мотивация учащихся к изучению предмета. Это выражается в их активности

как в процессе онлайн–уроков, так и в выполнении заданий асинхронно. Все

чаще ученики сами выступают инициаторами тестирований и проверочных

срезов, проводимых с использованием ярких, мобильных игровых сервисов.

Во–вторых,

повышается эффективность (скорости, полноты и, главное,

объективности)

проверки

деятельности

учащихся

и

контроля

усвоения

благодаря легкореализуемым интерактивным формам проверки. В–третьих, за

счет оперативного выявления и устранения пробелов повышается качественная

успеваемость по учебному предмету. Объективность же оценивания не

вызывает

вопросов

у

участников

образовательного

процесса,

т.к.

все

результаты прозрачны и фиксируются документально (в подробных отчетах,

формируемых автоматически).

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы не только выступают

эффективными

инструментами

формирующего

оценивания

при

дистанционном обучении, но и обеспечивают реализацию индивидуального

подхода, интенсификацию самостоятельной работы учащихся, способствуют

повышению

познавательной

активности,

мотивации

и

качества

знаний

учеников.

В

перспективе

развития

практики

формирующего

оценивания

с

использованием

цифровых

образовательных

и

веб-ресурсов

планирую

расширение их спектра с более подробным изучением и составлением

методических рекомендаций как в дистанционном, так и очном обучении. С

целью трансляции и диссеминации опыта запланированы публикации и

выступления на конфренциях и методических мероприятиях педагогической

среды.

Библиографический список

1. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе:

реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам

Четвертой Международной научно-практической конференции (г.Воронеж, 19–

20 февраля 2019 г.): в 2 ч./[отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский

государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019.

2. Формирующее оценивание в условиях дистанционного обучения – портал

«Дидактор. Педагогическая практика»



В раздел образования