Автор: Жамойда Ольга Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ №6 с УИОП"
Населённый пункт: город Надым
Наименование материала: статья
Тема: Цифровые инструменты оценивания учащихся в процессе дистанционного обучения английскому языку
Раздел: среднее образование
Жамойда Ольга Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных
предметов» г.Надым, учитель английского языка
Цифровые инструменты оценивания учащихся
в процессе дистанционного обучения английскому языку
Аннотация
Данная статья посвящена обзору цифровых образовательных ресурсов и
сервисов, используемых на дистанционных уроках английского языка для
получения
обратной
связи
от
учащихся
и
проведения
формирующего
оценивания.
В частности, показано значение планомерного их выбора для
достижения конкретных целей.
Ключевые слова:
дистанционный урок, формирующее оценивание,
обратная связь, веб-ресурс, цифровая образовательная платформа,
Zoom,
Kahoot, Quizizz, LearningApps, google-тесты, Якласс, Российская электронная
школа (РЭШ).
Переход на дистанционное обучение – это серьезный вызов для педагога.
Стремительная цифровая трансформация образовательного процесса заставила
нас освоить новые дистанционные технологии и образовательные интернет-
ресурсы в сжатые сроки. И если алгоритмы и инструменты организации и
проведения онлайн уроков большинству из нас удалось освоить достаточно
быстро и без особых усилий. То с оцениванием все гораздо сложнее. Как
отследить
чему учатся ученики?
Как оценить каждого и сделать это
своевременно, комплексно, быстро и объективно?
Систематическая
проверка понимания
учениками
изученного
и
обеспечение значимой обратной связи – это формирующее оценивание [1].
Проводить такое оценивание в условиях удаленного обучения затруднительно,
но реально. Чтобы объективно оценить образовательные результаты учащихся,
важно
владеть
разнообразными
инструментами
проведения
процедур
оценивания и проводить их регулярно и в системе.
Проводя дистанционные уроки английского языка, я остановила свой
выбор на нескольких инструментах, которые, на мой взгляд, являются наиболее
удобными и эффективными для проведения формирующего оценивания.
Каждый из используемых мной инструментов соответствует определённым
целям. Так, для того, чтобы убедиться, что ученик вовлечён в работу, на
каждом уроке использую платформу для проведения видеоконференций Zoom.
С целью проверки и оценки знаний учащихся, выбираю инструменты
асинхронного и синхронного обучения, такие как LearningApps, Kahoot, Якласс,
Quizizz, google-тесты, Российская электронная школа (РЭШ).
Одним из самых интересных и эффективных интернет–сервисов проверки
и оценки знаний является Kahoot.
С его помощью
создаю и провожу
интерактивные онлайн викторины, тесты и опросы.
Баллы начисляются
учащимся как за правильность, так и за скорость ответов, поэтому проверка и
оценивание происходит в игровой форме с элементами соревновательности. В
задания включаю рисунки, фотографии и даже видеофрагменты. Такая
компьютерная
визуализация
образовательного
контента,
в
игровой,
интерактивной форме развивает когнитивные стили мышления, мыслительную
активность учащихся, а также оказывает положительный эффект на их
психологическое и эмоциональное состояние [2]. Данный сервис универсален и
может использовать как в синхронных онлайн уроках, так и для асинхронной,
домашней работы и отсроченного контроля.
Формирующее
оценивание
–
это
длительный
процесс,
и
важно
отслеживать
результаты
не
столько
для
контроля,
сколько
для анализа процесса обучения и его коррекции. С этой целью определяю для
учащихся векторы работы и точки самоконтроля, чтобы они знали, какие
знания им необходимо продемонстрировать к определенному
времени.
Удобны в этом плане Kahoot, Quizizz, Якласс и google-тесты, предлагающие
возможности установления дедлайнов для выполнения заданий.
Кроме того, прошу учащихся отправлять в сообщениях АИС «Сетевой
город. Образование», а также в личных сообщениях популярных мобильных
мессенджеров Viber
и WhattsApp
скриншоты и фотографии их работ.
Взаимодействую с родителями учащихся младших классов, чтобы они
помогали в этом своим детям. Такая работа в асинхронном режиме порой более
предпочтительна участниками образовательного процесса, так как ученики
отправляют свои работы и общаются с педагогом в течение наиболее удобного
и длительного периода времени. Каждый работает в своем темпе.
При проверке на понимание важно обеспечить такую обратную связь,
которая охватывает и отражает различные виды учебной деятельности [1].
Проводя уроки английского языка посредством видеоконференций в программе
Zoom, на каждом уроке обеспечиваю письменную и устную обратную связь,
что положительно влияет на развитие навыков письменной и устной речи в
частности, и коммуникативной компетенции вцелом. При языковом обучении
особенно важны: фактор «присутствия», фактор общения и создания языковой
среды. Видеоинструменты оживляют дистанционное обучение, приближают
его к очному. Те быстрые проверки, которые мы проводили в классе, были
очень ценными для нас, так как позволяли оперативно корректировать
обучение. Такая оперативная реакция по–прежнему важна.
Поэтому отдаю
предпочтение таким синхронным инструментам, которые имеют встроенные
возможности формирующей оценки, когда я могу увидеть работу каждого
отдельного ученика. Это все те же сервисы Kahoot и Quizizz. Кроме того,
программа
Zoom
имеет
функции «закрытого» чата,
которые
позволяют
пообщаться
с отдельными учениками и даже провести моментальный
индивидуальный опрос или быстрое тестирование прямо на уроке. Такие
проверки помогают обеспечить оперативную обратную связь, решить, кому из
учащихся может потребоваться помощь и своевременно ее оказать.
Реализуя формирующее оценивание для корректировки образовательного
процесса, остаюсь верной принципам личностно-ориентированного обучения.
Стараюсь выстраивать индивидуальные траектории продвижения для каждого
ребенка и индивидуального развития, организую самостоятельное продвижение
по темам успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному
материалу отстающему ребенку. На мой взгляд, личное общение с учениками
остаётся
самым
значимым
способом
проверки
понимания.
Проведение
индивидуальных занятий или даже обычные телефонные переговоры и
переписки с учениками и родителями, помогают мне объективнее оценить
качество их обучения и индивидуализировать образовательный процесс.
Использование потенциала цифровых образовательных ресурсов для
проведения формирующего оценивания благотворно влияет на результаты
дистанционного обучения английскому языку. Во–первых, за счет разнообразия
и
оригинальности
контентов
используемых
веб-ресурсов
повышается
мотивация учащихся к изучению предмета. Это выражается в их активности
как в процессе онлайн–уроков, так и в выполнении заданий асинхронно. Все
чаще ученики сами выступают инициаторами тестирований и проверочных
срезов, проводимых с использованием ярких, мобильных игровых сервисов.
Во–вторых,
повышается эффективность (скорости, полноты и, главное,
объективности)
проверки
деятельности
учащихся
и
контроля
усвоения
благодаря легкореализуемым интерактивным формам проверки. В–третьих, за
счет оперативного выявления и устранения пробелов повышается качественная
успеваемость по учебному предмету. Объективность же оценивания не
вызывает
вопросов
у
участников
образовательного
процесса,
т.к.
все
результаты прозрачны и фиксируются документально (в подробных отчетах,
формируемых автоматически).
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы не только выступают
эффективными
инструментами
формирующего
оценивания
при
дистанционном обучении, но и обеспечивают реализацию индивидуального
подхода, интенсификацию самостоятельной работы учащихся, способствуют
повышению
познавательной
активности,
мотивации
и
качества
знаний
учеников.
В
перспективе
развития
практики
формирующего
оценивания
с
использованием
цифровых
образовательных
и
веб-ресурсов
планирую
расширение их спектра с более подробным изучением и составлением
методических рекомендаций как в дистанционном, так и очном обучении. С
целью трансляции и диссеминации опыта запланированы публикации и
выступления на конфренциях и методических мероприятиях педагогической
среды.
Библиографический список
1. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе:
реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам
Четвертой Международной научно-практической конференции (г.Воронеж, 19–
20 февраля 2019 г.): в 2 ч./[отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский
государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019.
2. Формирующее оценивание в условиях дистанционного обучения – портал
«Дидактор. Педагогическая практика»