Напоминание

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся


Автор: Жамойда Ольга Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ №6 с УИОП"
Населённый пункт: город Надым, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Использование технологии развития критического мышления

на уроках английского языка для развития коммуникативной

компетенции учащихся

О.Н. Жамойда,

учитель английского языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов»

Современное обучение предполагает осуществление ряда инновационных

преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания

предметных условий для развития самоценных форм активности учащихся, т.е.

составление

таких

развивающих

заданий,

которые

приводят

к

самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к созданию

коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся.

Такой подход называется личностно-ориентированным.

При личностно-ориентированном подходе к образованию подрастающего

поколения учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и

он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта

деятельности учения.

Современные уроки иностранного языка нацелены на полное развитие

личности, в первую очередь её коммуникативных способностей, облегчающих

вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в

нём. Обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо

другому предмету, требует индивидуального подхода, т.к. индивидуален не

только сам процесс овладения, но и объект усвоения - речь человека, как способ

выражения мысли средствами языка. При обучении иностранному языку,

говорение как вид

речевой

деятельности - это

устная

речь

в

коммуникативных целях. Кроме наличия целей говорения обязательным

элементом

является

наличие

мотива

высказывания,

ситуативность

и

личностная ориентация. Эти

факторы

придают речи коммуникативный

характер.

Из

всего

многообразия

технологий,

претендующих

на

реализацию

личностно-ориентированного подхода, наиболее успешно зарекомендовала

себя технология развития критического мышления.

Особое внимание хотелось бы обратить на использование «метода

Кластери» при обучении монологической речи. При обучении монологической

речи на уроках английского языка учащимся чаще всего предлагаются тексты,

заранее составленные учителем, которые они в дальнейшем заучивают. После

изучения темы учитель пытается предоставить учащимся полную свободу в их

высказываниях, предполагая, что у них уже есть база для говорения по данной

теме. Но, как правило, затрагиваемые учебные темы обширны по своей сути, и

рассмотреть все их аспекты в узких временных рамках урока просто

невозможно.

Урок ориентирован

традиционно

на среднего

ученика,

и

предусмотреть интересы, возможности каждого ученика, по мнению учителей,

нереально. Ученику же легче сказать или написать то, что он "проходил",

нежели искать что-то новое, пусть и более интересное. В связи с этим ученики

оказываются неспособными ориентироваться в теме, выделять главное для

себя, творчески подходить к решению проблем, мыслить самостоятельно и

находить новые идеи.

Заданные извне проблемы, темы служат лишь ориентирами для человека,

раскрытие же самой темы, поиск идей по решению тех или иных проблем -

процесс индивидуальный, личностный.

Одним из важнейших моментов при раскрытии проблемы, темы является

поиск

идеи,

основной

мысли,

которая

затем

будет

разворачиваться,

аргументироваться и иллюстрироваться. При поиске идей мы не задумываемся

ещё о построении текста, структуре рассказа, стиле, орфографии. Ассоциации

идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые

взаимосвязи. На этом этапе, исходя из основного слова, в ассоциациях

раскрывается тема, история. Только после этого формируется предложение,

структурируется текст. Решающим может являться выбор основного слова, оно

должно быть образным, соответствовать настроению, состоянию, интересам и

возможностям

говорящего

и

служить

стимулом

для

последующей

коммуникативной деятельности.

В методике существует технология по поиску и структурированию идей -

метод Кластери ((от англ.) - растущий пучками, кистями, гроздьями), которая

способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления, творческих

способностей,

а,

следовательно,

повышению

мотивации,

интереса

к

собственным размышлениям, высказываниям. Он подходит в качестве опоры

как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития

ассоциативного мышления, решения проблем и т.д. Данный метод позволяет

графически представить собственные мыслительные процессы и их результаты,

что способствует их упорядочиванию, структурированию и редактированию.

Основной принцип технологии визуализации мыслей - это отказ от

традиционной формы записывания в чётком линейном порядке. При обучении

иностранному языку метод Кластери стимулирует речь учащихся, активизирует

их воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, индивидуализирует

обучение. Технология составления карты достаточно проста: пишется слово

(тема, понятие) в верхней трети листа и обводится.

Слова, ассоциации,

спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они

обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует

собой ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом,

создаются ассоциативные цепочки.

Взаимосвязанные понятия соединяются

линиями. Так возникает сеткоподобный набросок идей, который вызвало одно

слово. В качестве ключевого слова могут быть использованы слова любой

части речи.

Нужно отметить, что не всё, что было занесено на карту должно быть

потом применено. Учащийся пробегает глазами карту и может выбрать только

одну её часть, даже слово, которое будет наиболее соответствовать его

интересам, эмоциям на данный момент, вызывать какие-то переживания, мысли

и чувства.

Карта-Кластери не имеет чёткой структуризации, допустимо писать и

печатными и прописными буквами, целыми фразами; возможно обводить,

подчёркивать слова, соединять стрелочками, пунктирами и т.д. Главное -

спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры. Карты подобного рода

индивидуальны, но допускается и групповая работа, в процессе которой

участники могут поделиться друг с другом идеями и таким образом получить

стимул

для

новых

ассоциаций.

Составление

ассоциативной

карты

расценивается как первый этап работы над темой. На втором - учащиеся

выбирают наиболее приемлемые для себя идеи и развивают в этом направлении

тему дальше.

Использование данного метода на уроке иностранного языка имеет

неоспоримую практическую ценность. Данный метод можно расценивать и как

помощь непосредственно учителю, которому больше не придётся "вытягивать

клещами" знания из учеников, придумывать что-то интересное самому себе,

необоснованно ссылаясь на бедную фантазию детей.

Возможности метода Кластери в процессе развития монологической речи

учащихся велики. Данная методика способствует развитию воображения,

ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся. Используя

метод Кластери на уроках английского языка при обучении монологической

речи, учитель формирует у учащихся навыки говорения, давая им возможность

высказать своё мнение и говорить о том, что им действительно интересно.

Учащимся не приходится заучивать тексты, составленные учителем и не

представляющие для них никакого интереса.



В раздел образования