Напоминание

Индивидуальная коррекционно – развивающая программа воспитания, обучения и развития ребенка – инвалида


Автор: Кукина Светлана Александровна
Должность: Учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Индивидуальная коррекционно – развивающая программа воспитания, обучения и развития ребенка – инвалида
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальная

коррекционно – развивающая программа

воспитания, обучения и развития

ребенка – инвалида

Володина Матвея Эдуардовича

Срок реализации программы: 2019 — 2020 учебный год

Составитель: Кукина Светлана Александровна

учитель – дефектолог 1 квалификационной категории

Общие данные:

Володин Матвей Эдуардович

21.04.2015 года рождения

Диагноз

: РОП ЦНС в форме ДЦП, гиперметропический астигматизм

Заключение ТПМПК:

РОП ЦНС в форме ДЦП, ЗПРР, гиперметропический

астигматизм, СНР

Родители:

Володина Марина Александровна

Володин Эдуард Владимирович

Домашний адрес

: город Димитровград,

ул К.Маркса, дом 13

Место фактического проживания

: город Димитровград,

улица Тургенева, дом 210

Ребенок воспитывается в полной семье. Семья проживает в коттедже, где

созданы все условия для полноценного развития ребенка. Отношения в семье

доброжелательные, спокойные.

Исходное состояние ребенка

Речевые и психические

процессы

Результат

Память

Не запоминает и не повторяет слова или слоги

Мышление

Грубые нарушения мышления

Речевое развитие

Речь отсутствует

Моторика

Дефекты тонкой ручной моторики

Связная речь

Не соответствует возрасту

Звуковая сторона речи

Отсутствуют

звуки.

Слоговая

структура

грубо

нарушена. Звуковой анализ и синтез не сформированы

Грамматический строй речи

Навыки

словообразования,

словоизменения

не

сформированы;

словосочетания

предложения:

не

использует в речи. Понимание на бытовом уровне.

Общее звучание речи

Речь отсутсвует

Актуальные проблемы ребенка

Нарушения коммуникативных навыков общения ;

Недостаточный уровень развития психических процессов.

Недостаточный уровень сформированности фонетико-фонематических

категорий языка;

Недостаточный уровень развития лексико-грамматических категорий

языка;

Недостаточный

уровень

развития

связной

речи;

присутствуют

значительные искажения слоговой структуры слов;

Недостаточный уровень развития зрительного восприятия, социально-

бытовой ориентировки, ориентировки микро и макро в пространстве.

Цель программы:

Социальная адаптация ребенка с

ДЦП, ЗПРР, гиперметропический

астигматизм, СНР

повышение эффективности процесса

коррекционно-

развивающей

работы

в

новых

условиях

обучения,

способствование

в

самореализации личности.

Задачи:

создание ребенку возможности для осуществления содержательной

деятельности

в условиях,

оптимальных для его всестороннего

и

своевременного психического развития.

обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

коррекция

(исправление

или

ослабление)

негативных

тенденций

развития;

формирование коммуникативных навыков;

профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и

трудностей обучения на начальном этапе.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность

коррекционно-развивающего обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ

Направление

работы

2019-2020 учебный год

Речевые

процессы

Развитие правильного физиологического и

речевого дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Выработка целенаправленной воздушной струи.

Развитие слухового внимания и восприятия.

Коррекция звуков: свистящие, шипящие, соноры

Автоматизация поставленных звуков на различном

речевом материале.

Дифференциация звуков на слух и в произношении

Формирование лексико-грамматических категорий

языка, развитие связной речи.

Формирование слоговой структуры слова.

Развитие высших психических функций

Психические

процессы

Развитие сенсорной сферы, цвет, величина, форма,

звук, представление о свойствах предметов и

материалов.

Мелкой моторики рук.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Дыхательные упражнения, двигательная

гимнастика

Освоение предметно-практической деятельности.

Освоение продуктивных видов деятельности.

Развитие элементарных математических

представлений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I

. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию

признаков и свойств окружающего мира.

1.Развитие мелкой моторики.

Формировать

захватывающие

движения

ладонью,

пальцами,

умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми

в быту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши,

кисть и др.), и игрушками.

Развивать умение вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать.

2. Развитие осязательного восприятия пространства.

Формировать способы активного осязания; умение различать и

сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре,

характеру поверхности, материалу (бумага, ткань).

Формировать умения распознавать подошвами ног некоторые покрытия

(ковер в игровом уголке, кафельный пол в туалете,

линолеум в

помещении);

соотносить

конкретные

признаки

с

некоторыми

помещениями ("Скажи, где ты находишься? Какая это комната? Что в

ней делают?").

3. Развитие слухового восприятия пространства.

Развивать

умения

локализовать

направление

по

звуку,

голосу

(неподвижный

и

перемещающийся

источник

в

замкнутом

пространстве); игры со звучащим мячом, колокольчиком; узнавать

предметы по звукам, сопровождающим действие с ними (предметы

обихода, находящиеся в постоянном пользовании у детей в детском

саду и дома).

Формировать умение различать по голосам окружающих людей (мама,

папа, няня и др.); узнавать голоса животных.

4. Развитие обонятельного восприятия.

Подводить ребенка к пониманию того, что предметы имеют разные

запахи. Знакомить ребенка

с некоторыми запахами и учить

локализовать их (запах пищи).

5. Развитие зрительного восприятия пространства.

Учить выделять зрительные признаки предметов, наполняющих

знакомое пространство (цвет, форма, величина), воспринимать хорошо

знакомые предметы в контрастном цветовом изображении.

6. Ориентировка на своем теле и в микро пространстве

Формировать представления о собственном теле ребенка, умение

находить и показывать части тела и лица, определять парные органы.

Учить ребенка ориентироваться на листе бумаги, плоскости стола.

2.Развитие речи

1.Произносительная сторона речи и речевые психические функции

Развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и

сила голоса, интонационная выразительность речи)

Подготовить органы артикуляции к постановке звуков

Формировать правильную артикуляцию звуков

Развивать моторные функции

Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях

Дифференцировать акустически сходные звуки

Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной

речи

8. Активный словарь

Уточнять, активизировать, обогащать словарь по лексическим темам,

уточнять значение обобщающих понятий, развивать синонимию,

антонимию, работать над многозначными словами

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических

недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

1-й этап

(Октябрь,

ноябрь)

Развитие

обшей

и

речевой

моторики

Развитие общей моторики

Гимнастика для рук

1. Выполнение гимнастических упражнений

2. Игры на развитие координации и чувства ритма

Развитие мелких движений кистей рук и

пальцев



«Собираем ягоды», «Пальчики

здороваются», «Пальчики моются»,

«Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко»,

«Гармошка», «Бутончик», «Зайка»



складывание ладоней перед собой и

постукивание пальцами каждой пары



показывание пальцев по два и по три



сжимание резиновой груши при

одновременном направлении воздушной

струи на определенные цели

1 Выполнение упражнений с педагогом

2. Самостоятельная работа дома

Развитие речевого слуха, зрительного,

слухового внимания и памяти

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания

и памяти:

 «Угадай, чей голос»

 «Улиточка»

 «Улови шепот»

 «Жмурки с голосом»

 «Где позвонили?»

 «Скажи, что звучит»

Развитие подвижности артикуляционного

аппарата:

1. Упражнения, направленные на развитие

подвижности губ:



«Чашечка», «Ковшик»



«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»

2. Упражнения, направленные на развитие

подвижности мышц языка:



язык широкий («чашечкой»)



поочерёдное высовывание языка

(«лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд



поднимание и опускание языка за

верхние и нижние зубы

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и

отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного

звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на

зрительный анализатор

6. Имитационные игры («Кто дальше загонит

мяч»,«Сдуть снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Тепло

– холодно» и др.)

2-й этап

(Декабрь,

январь,

февраль)

Постановка и

коррекция

звуков

Знакомство с артикуляцией звука

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной

линии языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений

6. Работа с профилями гласных звуков

Специальные упражнения для звуков [с],

[с`], [з], [з`], [ц]:

1. Работа над вспомогательными звуками:



многократные удары кончика языка у

верхних дёсен (шёпотное с нижнего

подъема «т - т - т»)



с присоединением голоса («д - д - д»)



выполнение сильного задувания,

Игры, направленные на развитие артикуляционной

моторики:



игры на выработку вибраторных движений кончика

языка

вызывающего звуки «тс-с-с»

2. Механическая помощь при постановке

звука:



образование холодной струи воздуха

(упражнение «Ледяная горка»)

Специальные упражнения (дополнительно):

 игра в «Ути»

 массаж языка в случае бокового

произношения

Koppeкция звука:

Работа над:



чистотой (без вспомогательных

движений)

Игры для развития физиологического и речевого голоса

и дыхания

Специальные упражнения (дополнительно)

1. Работа над голосом:



вдох и выдох через рот с последующим

прибавлением голоса



произнесение гласных и их сочетаний с

изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

Различение теплой – холодной воздушной струи

3-й период

(март, апрель, май) Автоматизация поставленного звука в речи

Перспективно - тематическое планирование по лексическим темам

на 2019 – 2020 учебный год.

Месяц

I - неделя

II - неделя

III - неделя

IV- неделя

Октябрь

Диагностика

Фрукты.

Овощи.

Грибы

Ноябрь

Мебель.

Посуда

Продукты питания

Декабрь

Домашние

животные

Дикие животные

Зима. Зимующие

птицы

Зимние забавы. Новый

год.

Январь

Каникулы

Диагностика

Диагностика

Транспорт

Февраль

Части тела лица

Обувь

Головные уборы

Март

Одежда.

Бытовые приборы

Апрель

Весна. Перелётные птицы

Диагностика

Диагностика

Май

Повторение пройденного материала

1. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании,

сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:

— существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;

— прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;

— глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;

— наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о

многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:

— существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;

— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

3.

Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и

фруктов на зиму. Ввести в активный словарь:

— существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша,

слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;

— прилагательные:

спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий,

фиолетовый, розовый;

глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.

4.

Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:

— существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода,

ножка, шляпка;

— глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;

— прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый;

— наречия: вкусно, сладко, кисло.

5.

Уточнить и расширить представления об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде,

игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать,

классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:

,

— существительные:

одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка,

конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан;

галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка,

ложка, вилка, нож:, масленка, солонка, хлебница;

— прилагательные:

шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный,

фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный;

— глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.

6. Закрепить и активизировать использование в речи частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами

слышим и т.д.):

— существительные: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот,

спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец;

— глаголы: поднимать, опускать, двигать, бегать, слушать, видеть, нюхать.

7. Сформировать представления об основных видах мебели и ее частях, материалов из которых она сделана (цвет,

форма), объяснить детям назначение мебели, различных ее видов:

— существительные: стол, стул, шкаф, комод и т.д.;

— прилагательные: столовая, кухонная, деревянная, стеклянная, овальная, круглая и т.д.

8. Расширить представления о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте.

Ввести в активный словарь:

— существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;

прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;

глаголы: перевозить, грузить.

9. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и

активизации словаря.

1. Расширить и углубить представления о домашних животных и птицах, их детенышах. Выделить особенности

внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Ввести в активный словарь:

— существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака и т. д.; котенок, щенок, жеребенок, ягненок и т. д.; рога, лапки,

вымя, щетина, пятачок; курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата;

— прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д.;

— глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет, грызет, лакает; мычит, мяукает, хрюкает.

2. Углубить представления о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы,

— существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;

— прилагательные:

холодный,

белый,

пушистый,

морозный,

сильный,

легкий;

— глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.

3. Закрепить знания о новогоднем празднике, о том что в году 12 месяцев. Что год начинается 1 января. Ввести в

активный словарь:

— прилагательные: новогодний, красивый, нарядный, веселый;

— глаголы: выступать, поздравлять, дарить.

4. Расширить представления о диких животных наших лесов, установить связи между внешним видом, поведением

животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь:

— существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук;; берлога, дупло, нора; запасы, сено, пойло; шуба, мех;

— прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;

— глаголы: зимовать, питаться, запасать;

2.

Расширить представления о животных жарких стран и севера, об их повадках, образе жизни, особенностях внешнего вида.

Ввести в активный словарь:

— существительные: крокодил, слон, кенгуру, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, морж, тюлень, песец,

белый медведь, слоненок, пища, растение;

— прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, северный, холодный, ледяной;

— глаголы: лежать, плыть, доставать, нападать, глотать, носить, ухаживать, жевать, кормить.

7. Сформировать представление о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный

словарь:

— существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помогать;

— прилагательные: голодный, замерзший, резвый;

— глаголы: кормить, сыпать, клевать, прилетать.

8. Дать представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость Расширить

представления о труде работников транспорта, детского сада, ателье, стройки .Дать знания о том, что для облегчения труда

людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель,

хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь:

— существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар,

прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик;

пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.;

— прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;

— глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить,

красить, делать, крыть; защищать, охранять;

— наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

9. Закрепить представление о семье, родственных отношениях в семье.

—существительные: фамилия, отчество, родственники, обязанности, бабушка, дедушка;

— прилагательные: большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, строгая, заботливая, пожилой, юный;

— глаголы: стареть, взрослеть, зарабатывать, убирать, мыть, ухаживать, помогать.

10. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его

причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить

представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь:

—существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-

мачеха, подснежник, травинка, насекомое, бабочка, муха;

—прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;

—глаголы: наступать, таять, пригреватъ, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать.

11.

Обобщить и расширить знания о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Познакомить с

основными правилами поведения на улицах города. Ввести в активный словарь:

— прилагательные:

красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, позолоченный, опасный, оживленный,

мигающий;

— глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, следить, переходить.

12. Познакомить с перелетными птицами, их внешним видом и отличительными признаками. Ввести в активный словарь:

— существительные: скворец, ласточка, жаворонок, журавль, соловей, стриж, грач;

— прилагательные: звонкий, голосистый, проворный;

—глаголы: прилетать, вить, выводить.

1.Показать, что весной происходит оживание и бурный рост

растений, а так же комнатных цветов. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в

активный словарь:

— существительные: растение, цветок, стебель, лист, корень, лютики, подснежники, ландыши,

— прилагательные:

зеленый,

сочный,

гладкий,

блестящий,

опушенный,

колючий, рыхлый, влажный, теплый;

— глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.

2.Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Ввести в активный словарь:

— существительные: береза, рябина, клен, дуб, ель, осина, сосна;

— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

Использованная литература:

1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

«Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. – М.:

Просвещение, 2011

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: с приложением альбома

«Наглядный материал для обследования детей» под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009

3. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением

интеллекта: Методические рекомендации» – М.: Просвещение, 2009

Методические пособия:

1. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» Москва, Просвещение, 1978

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. Москва, Сфера, 2001

3. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии» Москва, Книголюб, 2008

4. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр» Москва, Владос, 2008

5. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Москва, Владос, 2005

Журнал учета

индивидуального обучения ребенка – инвалида на дому

Володина Матвея Эдуардовича

на 2019 – 2020 учебный год

Учитель - дефектолог:

Кукин

а Светлана Александровна

Дата

Количество

Содержание

Оценка занятия

Примечание

Подпись

занятия

часов

родителя

1 час 30мин

Установление

эмоционального

контакта,

побуждение

к

визуальному

контакту,

формирование

умения

слушать

педагога,

выполнять простую инструкцию

Развитие мелких движений кистей рук и

пальцев:

«Собираем ягоды», «Пальчики здороваются»,

«Пальчики

моются»,

«Замочек»,

«Пальцы

шагают», «Колечко»,

Гармошка», «Бутончик», «Зайка»

Развитие

артикуляционной

моторики

Упражнения: «Заборчик»,

«Иголочка», «Желобок», «Лошадка

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Пробуждение положительного эмоционального

отклика на взрослого, на игрушки, на звуки;

определение приятных и неприятных объектов

для ребенка.

Развитие мелких движений кистей рук и

пальцев:

-

складывание

ладоней

перед

собой

и

постукивание пальцами каждой пары

-сжимание

резиновой

груши

при

одновременном направлении воздушной струи

на определенные цели

Развитие артикуляционной моторики

«Горка»,

«Бублик»,

«Чашечка»,

«Вкусное

варенье», «Почистим зубки»,

(повторение пройденного материала)

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Формирование

понимания

ласкового

обращения и развитие ответных позитивных

реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда.

Развитие

речевого

слуха,

зрительного,

слухового внимания и памяти

«Угадай, чей голос», «Улиточка»

«Улови шепот», «Жмурки с голосом»

«Где позвонили?», «Скажи, что звучит»

Развитие артикуляционной моторики

«Самолет», «Индюк», «Заведи машину».

Развитие мелкой моторики

(повторение пройденного материала)

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Развитие

положительных

откликов

на

социальные контакты: получение радости от

физического взаимодействия (поглаживания,

прикосновения), удовлетворения от игры и

нежных, успокаивающих слов взрослого.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

1. Упражнения, направленные на развитие

подвижности губ:

«Чашечка», «Ковшик»

«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»

2. Упражнения, направленные на развитие

подвижности мышц языка:

язык широкий («чашечкой») 

поочерёдное высовывание языка («лопаткой»,

«жалом») 4-5 раз подряд

поднимание и опускание языка за верхние и

нижние зубы. Развитие мелкой моторики

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Формирование у ребенка представлений о себе:

узнавать свое имя и откликаться на него

(движениями,

жестами,

поворотом

головы,

вербально).

Виды

хватательных

движений.

Совершенствование хватательных движений,

захват.

Выполнять

движения

пальцами

по

подражанию. Правильно держать карандаш.

(повторение пройденного материала)

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

.

Побуждение

ребенка

смотреть

на

лицо

взрослого, позвавшего его.

Развитие слухового восприятия пространства.

- игры со звучащим мячом, колокольчиком;

узнавать предметы по звукам, сопровождающим

действие с ними предметы обихода, находящиеся

в постоянном пользовании у ребенка.

- различать по голосам окружающих людей (мама,

папа).

Развитие мелкой моторики.

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Фиксирование

взора

на

предметно-

манипулятивной деятельности педагога.

Развитие точности движения рук, глазомера,

согласованности, зрительной координации

Умение правильно захватывать карандаш.

Захват

щепотью,

ориентироваться

в

пространстве листа:

«Найди середину, правый верхний угол, левый

верхний угол и т.д»

Развитие

подвижности

артикуляционного

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

аппарата

1 час 30мин

Наблюдение

за

движущимися

заводными

игрушками

при

постепенном

увеличении

времени наблюдения, начиная от 10—15 сек. до

2—3 мин. Ожидать появления их из-за экрана,

загораживающего от предмета в определенном

месте.

Умение изображать точки заданной яркости,

располагать вертикальные и горизонтальные

линии, линии в разных направлениях

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения,

направленные

на

развитие

подвижности губ:

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Наблюдение

за

движущимися

заводными

игрушками

при

постепенном

увеличении.времени наблюдения, начиная от

10—15 сек. до 3—4 мин. Ожидать появления их

из-за экрана, загораживающего от предмета в

определенном месте.

Выполнение

действий

с

предметами,

ориентируясь на словесную инструкцию.

Изображение

ломанных,

волнистых,

дугообразных линий. Закрашивание.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения,

направленные

на

развитие

подвижности губ, языка

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Воспроизведение по подражанию действии с

справился

предметом

(“Упражнение

с

флажком”).

Развитие

способности

узнавать

предметы

обихода и игрушки по инструкции взрослого, и

показу

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения,

направленные

на

развитие

подвижности губ, мышц языка

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Выполнение по показу и самостоятельно по

заданию следующих действий с предметами:

катание шариков в определенном направлении;

Бросание

шариков

или

других

мелких

предметов в сосуд с узким горлышком;

Умение соотносить предмет и его изображение,

узнавать на картинке.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения,

направленные

на

развитие

подвижности губ, мышц языка

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Умение

различать

объекты

по

недифференцированному признаку величины

(«большой

-

маленький»).Перекладывание

предметов из одной коробки в другую;

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения,

направленные

на

развитие

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

подвижности губ, мышц языка

1 час 30мин

Развитие

внимания

и

памяти.

Умение

прослеживать за движением и перемещением

по отношению к другим объектам

Складывание предметов в коробку аккуратно,

так, чтобы ее можно было закрыть крышкой.

Открывание и закрывание коробок, деревянных

яиц, матрешек.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения,

направленные

на

развитие

подвижности губ, мышц языка.

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Умения выполнять инструкцию «дай такую

же», побуждая к практическому промериванию,

сличению.

Умение подражать выразительным движениям

в мимике. Заполнение отверстий втулками,

грибками;

Закручивание

руками

(без

инструментов)

крупных пластмассовых или деревянных гаек

на толстом стержне с резьбой.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения, направленные на

развитие подвижности губ:

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Выполнять действия и движения с помощью

педагога и по словесной инструкции

Развитие обонятельного восприятия. Подводить

ребенка к пониманию того, что предметы имеют

справился

справился частично

не справился

разные

запахи.

Знакомить

ребенка

с

некоторыми запахами и учить локализовать их

(запах пищи).

Нанизывание предметов

с

отверстиями

на

стержень.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения, направленные на

развитие подвижности губ, мышц языка

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Умение

воспринимать

предметы,

дифференцировать «один - много»

Показывать на себе основные части тела и

лица.

Развитие зрительно-двигательной координации,

умения

производить

действия

хватания,

ощупывания, перемещения предметов

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения, направленные на

развитие подвижности губ, мышц языка.

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Определять на ощупь предмет и его величину.

Пространственная

ориентировка

на

листе

бумаги

(центр,

низ,

верх,

правая,

левая

сторона).

Действия с предметами разного цвета, формы,

величины.

Выбор по образцу и инструкции “Дай такой”

предметов одного цвета из 6-10 предметов двух

контрастных

цветов

(красные

и

синие).

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Умение

совмещать

фигуру

с

прорезью,

действовать

последовательно,

справился

справился частично

целенаправленно, упражнять в согласовании

движений обеих рук

Развитие

тактильного

гнозиса,

умение

ощупывать предмет, обводить пальцем его

контур (животные).

Упражнения в узнавании предметов на ощупь,

разных по величине

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Совершенствование

зрительно-моторной

координации,

закрепление

навыков

обследования

предметов:

умение

рисовать

пальчиком на столе (солнышко).

Группировка

по

цвету

предметов

двух

контрастных цветов (раскладывание в коробки,

стаканы).

Выбор по образцу и раскладывание предметов

контрастных насыщенных цветов (красный,

зеленый) из 3-4

предметов всех указанных

цветов.

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Развитие

умения

обращать

внимание

и

реагировать на мимику, жесты взрослого.

Выбор по образцу и инструкции “Дай такой”

одной

формы

из

3-4

предметов

двух

контрастных объемных форм без их названия:

(брусок,

кирпичик)

(башенка).

Группировка

по

форме

предметов

двух

контрастных форм (Раскладывание, подбор,

раздача

по

образцу.

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Нанизывание шаров на шнур (“бусы”).

Пространственная

ориентировка

на

листе

бумаги

(центр,

низ,

верх,

правая,

левая

сторона).

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Выбор предметов одной формы из 6—10

предметов

двух

контрастных

плоскостных

форм:

круг — квадрат, круг— треугольник по образцу

и инструкции “Дай такой”.

Раскладывание

этих

плоскостных

форм.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения, направленные на

развитие подвижности губ, мышц языка.

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Выбор одинаковых по величине предметом из

6-10 предметов двух контрастных величин

(большие и маленькие, толстые и тонкие,

длинные и короткие) по образцу и инструкции

“Дай такой”.

Складывание простейших фигур из счетных

палочек по показу и по образцу.

Развитие

подвижности

артикуляционного

аппарата:

Упражнения, направленные на

развитие подвижности губ, мышц языка

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Группировка различных парных предметов по

величине

(раскладывание в большую коробку

больших

предметов,

и

маленькую

маленьких;

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

нанизывание колец одного размера на стержень

при

выборе

их

из

двух

размеров

резко

контрастных — больших и маленьких, затем

нанизывание на другой стержень оставшихся

колец

другого

размера).

Использование приема наложения предметов

для их сравнения по величине.

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

Подбор друг к другу разнородных предметов,

одинаковых по величине (подходящие крышки

к коробкам, баночкам, игрушки — к таре, мячи

или шары — к отверстиям разного диаметра).

Понимать, находить и показывать предметы

большие

и

маленькие,

показывать,

какой

предмет больше, а какой меньше.

Собирание вкладных кубов. (З куба разных по

величине).

Нанизывание колец маленькой

пирамиды на стержень, подбирая их строго по

убывающей величине (пирамида из 3 и 5

колец);

Развитие

подвижности

артикуляционного аппарата:

Упражнения,

направленные на развитие подвижности губ,

мышц языка

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился

1 час 30мин

справился

справился частично

не справился



В раздел образования