Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ


Автор: Башкирова Джанетта Геннадьевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Озерненская ДШИ
Населённый пункт: Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ
Раздел: дополнительное образование





Назад





Д.Г.Башкирова

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ
В настоя щее время в условия х ре а лизации д о п о л н и т е л ь н ы х предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства на основе ФГТ перед Детской школой искусств стоит масса нерешенных задач по интеграции ФГТ и ФГОС, по применению различных современных педагогических технологий и неразрывно связанных с ними педагогических подходов. Сложившиеся обстоятельства требуют перехода на технологические рельсы преподавания предметов в области искусства, таких как хоровое пение. Все чаще используется терминология: технологии, технологический процесс, проект, проектная деятельность, проектируемый результат. Проектная технология, как одна из эффективных технологий, используется на уроках хорового пения и строится на системно-деятельностном подходе. Роль хорового исполнительства неоспорима: пение один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песня доступней им по содержанию, чем любой музыкальный жанр, благодаря словесному тексту. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Развитие вокально-хоровых навыков детей успешно осуществляется с помощью различных инновационных технологий: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, игровая, проблемно- поисковая, системно-деятельностная. Проектная деятельность – это педагогическая технология, которая нацелена на приобретение обучающимися новых знаний в связи с реальной жизнью, в частном случае в области музыкального искусства. Проектная методика основывается на концепции системно-деятельностного подхода и позволяет организовать процесс обучения хоровому пению, в котором обучающиеся получают прочные знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий и проектов. Проектная деятельность обучающихся развивает их логическое и критическое мышление, умение анализировать, сравнивать, самостоятельно или с помощью взрослых собирать необходимую информацию, разрабатывать план
действий, реализовывать этот план с поэтапным контролем своей деятельности. Типы проектирования: репродуктивное, продуктивное, инновационное. Таблица 1.
Ключевая система технологии проектирования



п/п

Ключевые

компоненты

системы

Необходимые действия
1. Целевой Выявление актуальности, что можем сделать, с какой целью, зачем это нужно обучающимся. 2. Содержательный Выяснение, что для этого нужно: ресурсы, предметы. 3. Операционально- технологический Выбор технологий: как, каким способом, УУД (универсальные учебные действия) 4. Диагностико- результативный Рефлексия: анализ продукта (песни, хорового произведения, презентации), оценивание, сравнение с планируемым результатом. Системно-деятельностный подход к обучению хоровому исполнительству предполагает наличие у обучающихся: • познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) • конкретной учебной цели (понимания того, что нужно выяснить, освоить) • выполнение определенных действий для приобретения певческих навыков • выявление и освоение обучающимися способа действия • формирование умения контролировать свои действия, как после их завершения, так и по ходу • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Позиция преподавателя в системно-деятельностном подходе проектной технологии: • включение обучающихся в проектную деятельность постановкой цели и задач • создание психологических условий для развития творческой личности на основе сотрудничества: преподаватель - обучающийся, обучающийся - коллектив хора • демонстрация культурных образцов действий • мотивация обучающихся к деятельности, в данном случае к хоровому пению • повышение инициативы деятельности детей • консультация, коррекция их действий
• включение в деятельность всех обучающихся хорового коллектива, помогая преодолевать им трудности. Проектирование как педагогическая образовательная технология используется при проектировании уроков хорового пения, при проектировании ознакомления и разучивания песни, проектирование внеклассной работы, проектирование планируемых результатов достижений обучающихся в хоровом исполнительстве. Создание хорового исполнения песни – это тоже проект, только скорее минипроект, т.к. является краткосрочным и динамичным. Работа над музыкальным произведением: современной, народной песней, классическим хоровым произведением проводится по алгоритму проектного метода. Активное участие обучающихся в концертно-просветительской деятельности – это часть организации культурно-досуговой среды ДШИ. Концертная деятельность включает в себя участие обучающихся в различных проектах на разных уровнях: муниципальный, региональный, Всероссийский, Международный, в форме музыкальных фестивалей, конкурсов, таких как «Хрустальная лира», «ГолосаXXI века», «Детский голос Смоленщины», «Россия начинается с тебя», «Музыкальная романтика», «Открытая Европа – Открытая Планета», «Семицветик», «Золотая рыбка», «Мелодинка» и т.д. Проявляется значение коллективной и с о л ь н о й творческой деятельности обучающихся в формировании их музыкальной культуры и культуры поведения. В моей педагогической деятельности практикуются такие исследовательские проекты: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Из чего сделана музыка?», «Как я развиваю свой голос», «Путешествие по «Угадайке», «Музыкальный алфавит», «Моя любимая песня», «Песня в моей семье», «Песни военных лет». Использование проектной технологии на основе системно-деятельностного и аксиологического подходов способствует не только развитию логического, творческого, критического мышления обучающихся, но и воспитанию нравственных чувств и патриотизма на ценностях музыкальной сокровищницы нашей страны, позволяет познакомиться с важнейшими событиями в истории искусства нашей Родины, дает возможность преподавателю хоровых дисциплин продуктивно использовать урочное и внеурочное время, достигать высоких планируемых результатов в области музыкального искусства. Использование проектной
технологии делает процесс обучения хоровому исполнительству творческим и осмысленным, а обучающихся соответственно целенаправленными и активными. Технология образовательного проектирования при обучении детей хоровому пению – это в первую очередь программирование планируемого результата достижений обучающихся в хоровом исполнительстве. Метод проектов – это педагогическая технология, которая ориентирована не только на интеграцию знаний, умений, навыков (компетентность), но и на их применение на практике: в концертной и культурно – просветительской деятельности (компетенцию) и на приобретение новых компетенций путем самообразования. Перед преподавателями ДШИ стоит задача – формировать навыки самостоятельности, активности и инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизации информации, использования полученных знаний, применения умений и навыков в музыкально- дидактических играх и практической творческой деятельности. Такую возможность дает метод проектов, позволяющий преподавателям расширить образовательное пространство познавательного, креативного мышления ребенка. Особенностью технологии образовательного проектирования является прогнозирование планируемого результата. Таблица 2.
Характеристика ключевых компонентов системы технологии проектирования



п/п

Компонент

Характеристика компонента
1. Целевой Ставится совместная цель работы преподавателя вместе с обучающимися. Преподаватель задает вопрос: «Зачем это нужно детям, для чего?» Выявляется актуальность создания данного проекта. 2. Содержательный С помощью каких ресурсов, предметов будет создаваться проект. 3. Операционально - технологический Этот компонент отвечает на вопросы: «Как, каким образом будет создан продукт проекта?» Намечаются способы достижения цели, УУД (универсальные учебные действия), составляется план действий, выстраивается алгоритм. 4. Диагностико- результативный Проект обязательно заканчивается результатом – продуктом. Проводится рефлексия (осмысление): диагностика, анализ, сравнение полученного результата с проектируемым.
Итак, перспективность метода проектов несомненна, так как в период работы над проектируемым результатом у детей развивается системное, проектное мышление, пытливость ума, способность проведения сравнения и обобщения, умение делать выводы, подходить творчески к выполнению поставленных в сотрудничестве с преподавателем цели и задач, умение достигать намеченной цели. Проектная деятельность в основном носит характер сотрудничества, так как дети младшего школьного возраста еще не в полной мере могут самостоятельно сформулировать задачу, определить ее цель, провести анализ достигнутого результата. Во всем этом им помогает преподаватель. Также немаловажна специфическая авторская деятельность преподавателя по проектированию учебной хоровой деятельности, ее практической организации с ориентацией на тип психического развития и учет возрастных и личных возможностей обучающихся. Таким образом, специфика преподавания хоровых дисциплин состоит в том, что специальные знания, умения и навыки в сфере музыкального искусства находятся в единстве с педагогическими и психологическими. Все виды деятельности и формы работы в ДШИ - это уроки и многочисленные внеклассные мероприятия требуют от преподавателя профессиональных компетенций не только как музыканта, хормейстера, но прежде всего, как педагога и психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонова М.А. Метод проектов / М.А.Агафонова. – М., 2006. 2. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии / О.Б.Даутова. – Спб.: КАРО, 2015. 3. Муштавинская И.В. Современная оценка образовательных достижений учащихся / И.В.Муштавинская. – Спб.: КАРО, 2015. 4. Никитаева М.В. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности учащихся / М.В. Никитаева. – М.: УЦ «Перспектива»,2015. 5. ПолатЕ.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М., 2000.


В раздел образования