Напоминание

Метод проектов


Автор: Носкова Наталья Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ-лицей
Населённый пункт: г. Татарск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов
Раздел: среднее образование





Назад




Носкова Н.Н., учитель английского языка МБОУ-лицей.

Метод проектов.

Как известно, цель обучения ИЯ – формирование и развитие

коммуникативной компетенции, т.е. предусматривает не столько обучение

системе языка (лингвистическая компетенция), сколько практическому

овладению ИЯ. Единственно возможный путь для достижения хотя бы

минимального успеха в этом направлении - личностно-ориентированный

подход к обучению. К методам и технологиям указанного подхода относятся

обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и метод проектов.

Когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка

должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов приобретает все больше сторонников, Он направлен

на то, чтобы интегрировать знания учащихся, развить активное

самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и

воспроизводить знания, которые дает ему школа, но и уметь применять их на

практике, генерируя при этом новые идеи.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ заключается в том,

чтобы перенести акцент с различного рода упражнений на активную

мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления

владения определенными языковыми средствами. Вот поэтому мы

обращаемся к методу проектов на этапе творческого применения языкового

материала.

Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть

практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышение

интереса к этому предмету, Кроме того, работа над проектом разнообразит

урок, развивает воображение, фантазию, мышление детей, обеспечивает

условия для развития у школьников всех речевых умений, созданию прочной

языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных

умений, расширению кругозора учащихся.

Каждый проект соотносится с определенной темой устной речи и

является логическим завершением работы над каждым из циклов работы по

УМК Кузовлева. Все темы практически значимы для ученика (человек и его

окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой будут

трудиться учащиеся, и, желательно, чтобы спектр проблем был широк и

разнообразен.

В рамках общедидактической типологии проектов, детально

разработанной Полат Е.С.,эти проекты можно охарактеризовать как

творчески-информационные, т.к. они имеют целью сбор информации по

какой-либо теме, ознакомление с этой информацией, облекаемой в

определенную форму, аудитории – презентация и защита проекта по

доминирующему виду деятельности; монопроект - проводятся в рамках

одного предмета; проект с открытой, явной координацией; краткосрочный ; а

по количеству участников - личностные, парные и групповые.

По желанию учащихся, проект выполняется индивидуально, в паре или

в группе. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит

распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок

работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к

выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый

участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание

знаний». А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая

культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески

мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя

возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать

усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, учащиеся

учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего

участка работы, оценивать результаты своего труда и своих товарищей.

Таким образом, каждый ученик вовлечен в активный творческий

познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она

различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли

консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации,

координатора. Главная задача учителя - в передаче способов работы, а не

конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение.

При этом повышается профессиональная компетенция самого учителя.

Оценивание проекта многогранное: оценивается глубина раскрытия

проблемы, лингвистическая компетенция и навыки и умения презентации

материала, всячески поощряется креативность. Идеальным вариантом была

бы внешняя оценка со стороны коллег, но практически это нереально и

рефлексия со стороны учащихся.

Трудности при работе над проектами неизбежны. Нередко

присутствуют речевые ошибки, не хватает дополнительной литературы на

языке, часто информацию приходится брать из русскоязычных источников, а

затем ее переводить, учащимся бывает непросто оценивать проект, давая

оценочную характеристику.

Методику работы над проектом можно широко использовать как в

процессе обучения различным предметам, так и в процессе воспитания

учащихся. В проекте ученик выступает и как социальное лицо, соотносящее

свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее

предложить новые пути решения отдельных жизненных проблем. И он

учится процессу эффективной коммуникации.



В раздел образования