Автор: Татьяна Владимировна Дюльдина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ СПО Ярославский градостроительный колледж
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Некрасовские традиции в творчестве Л.Н.Трефолева"
Раздел: среднее профессиональное
Зарождение культуры и литературы Ярославского края относится к древнейшим временам.Не
случайно, именно здесь сохранилась рукопись “ Слова о полку Игореве”, здесь возник русский
театр, вышел в свет первый в России провинциальный журнал, основана одна из первых
провинциальных типографий. Ярославская земля богата и литературными традициями.
Основатель города – Ярослав Мудрый, сам был “ книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в
дне…”
При Ярославе Мудром было положено начало русского летописания, и до нас дошли с
того времени многие памятники древней письменной литературы. Один из них Слово о полку
Игореве был обнаружен в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре в начале 90-х годов
18 века. Слово не случайно сохранилось в Ярославском крае. Здесь бережное отношение к
книге было древней традицией.
Продолжая разговор о культуре и литературе родного края невозжможно не упомянуть о
том, что является предметом нашей особой гордрсти – первом русском театре, основанном
Ф.Волковым.
Освещая страницы Ярославля литературного, следует отметить ,что почетное место здесь
принадлежит женщине- это Юлия Жадовская, творчество которой относится к середине 19 века.
С большой задушевностью и искренностью рисовала Жадовская картины нашей северной
природы, которую сама горячо любила (вставка).
И. конечно же, говоря о литераторах родного края невозможно не упомянуть самого
известного из них - Н.А.Некрасова.Будучи певцом народной доли, он вошёл в русскую
литературу новатором. Так просто доходчиво в русской литературе до него ещё никто не писал.
( вставка)
Память о Некрасове бережно хранится на земле Ярославской.Его именем названы улицы,
школы,, районы. В 1958 году на Набережной Волги поставлен памятник поэту, ставший одной
из достопримечательностей города. Вдохновенное слово поэта, мир его художественных
образов дороги всем русским людям, но особенно нам, его землякам. Как сказал поэт Лев
Ошанин:
Мелькают имена, уходят сроки,
Но есть слова, что через век близки.
У нас, волжан, некрасовские строки
Как Волга в берега, стучат в виски.
Демократические традиции, отраженные в лирике Н.А.Некрасова, были очень популярны в то
время. Поэтому у нашего земляка было немало последователей. Один из них Л.Н.Трефолев.
- крупнейший поэт Некрасовского направления.
. Леонид Николаевич Трефолев родился
в уездном городе Любиме Ярославской губернии. Позднее он учился в Ярославле
в гимназии, в Демидовском юридическом лицее, после окончания которого работал
помощником редактора «Ярославских губернских ведомостей». Именно на страницах
этой газеты появились первые стихотворения Трефолева, его переводы из Беранже
и Гейне. Кроме того, он писал статьи о театре и по истории культуры Ярославского края.
В середине 60-х годов он стал печататься в петербургских и московских журналах, и его
сразу заметили как поэта некрасовского направления. Героями поэта были бедный
семинарист, спившийся чиновник, крестьяне, — люди, вынужденные влачить тяжёлую
российскую жизнь. Стихотворения Л. Н. Трефолева проникнуты горячей любовью
к народу, искренним состраданием к его тяжелой доле, надеждой на его светлое
будущее. Он твердо верит, что для народа настанут новые, счастливые времена, хотя
и не надеется дожить до этих светлых дней:
Век жестокий, век проклятый
Я едва ль переживу,
Я чудесный век двадцатый
Не увижу наяву.
Творчество Трефолева развивалось под влиянием могучего таланта Н. А. Некрасова.
Продолжая демократические традиции 60-х годов, он решительно выступал против теории
“искусства для искусства”, разоблачал эстетов. “ Стыдно петь, как румяные розы соловьёв
полюбили в ночи”, потому что в мире есть нужда, страдание, кровь и слёзы, которые поэт
не имеет права замалчивать.
Поэзия Трефолева связана с актуальнейшими проблемами современности.
Назначение поэта он видел в служении обществу, в выражении подлинно народных
чаяний и стремлений.
Не я пою - народ поёт, во мне он песню создаёт.
Меня он песнею связал, он ею сердце пронизал
Народом песня создана, и электрически она на душу действует мою.
И я, бедняк, её пою.
Демократическому содержанию соответствует и демолратическая форма стихов
Трефолева. В связи с задачей широкого показа народной жизни в его поэзии
преобладает эпический элемент над лирическим. Применяется соответствующий
народным интонациям разностопный стих. Вслед за Некрасовым, называвшим свой стих “
суровым и неуклюжим”, и Трефолев заявил:
Мой бедный неуклюжий стих плохими рифмами наряжен,
Ты, как овечка, слаб и тих, но, слава Богу, не продажен.
Но эта кажущаяся простота и непритязательность в действительности были результатом
большого мастерства, каким Трефолев обладал в полной мере. Когда требовалось, поэт
умело пользовался и такими сложными и тонкими поэтическими формами, как сонет( Океан
жизни), октава, сложной цепной строфикой, песенной ритмикой, разнообразными, в том
числе и внутренними рифмами. Широко распространены в поэзии Трефолева фольклорные
элементы – и в тематике, и в сюжетах, и в лексике и фразеологии.
Продолжая традиции Некрасова, поэт часто выступал с сатирическими стихами в
юмористических журналах, в которых разоблачал враждебный мир дворянства,
чиновничества, взяточников, лихоимцев, лицемеров и ханжей. В стихотворении Буйное вече
поэт ярко характеризует состав земства из представителей имущих классов, где каждый
защищает свои интересы. Заканчивается оно гневной отповедью либеральным болтунам , ибо
хлеб народу нужен, а не фразы.
Главной темой творчества поэта-демократа является жизнь различных слоёв трудового
народа во всей её конкретности, реально-бытовой подлинности, повседневной
драматической напряженности. Вот стихотворение Что я умею нарисовать На фоне скудного и
бедного пейзажа российской равнины с разоренными барскими имениями и голодными
деревнями поэт видит нищих с котомками, огромный этап политических ссыльных и даже
весёлых людей, входящих в дверь кабака. Вслед за Некрасовым , который вопрошал Народ
освобождён, но счастлив ли народ? Поэт уверен, что долгожданная реформа не принесла ни
подлинной свободы , ни облегчения.
Подлинным драматизмом отличается знаменитая песня О камаринском мужике. На
Варваринской улице, той самой, где жил поэт, спит Касьян, мужик камаринский. У него
сегодня праздник именин, который по православному календарю бывает один раз в четыре
года – 29 февраля, а раз именинник – значит пьян за все четыре года. Всё стихотворение
построено на антитезе. С одной стороны в шутливо-ироничной форме поэт рассказывает о
радостных событиях- и сам такой редкостный день именин, и поход в кабак , и встреча с
кумой. Этому соответствует ритм народно-плясовой песни с задористыми лихими
переборами. И вместе с тем главное в песне – глубоко трагичная жизнь русского мужика.
Этому празднику предшествовали четыре кошмарно-изнурительные годы труда, горькой
нищеты, унижения. И вот финал этого дня.
Тёмной тучей небо хмурится, вся покрыта снегом улица,
А на улице Варваринской спит … мертвец, мужик камаринский...
В этом контрасте , когда лучший праздничный день в жизни человека оказывается его
последним днём, и обнажается суть социальных противоречий.
Песня о камаринском мужике была очень популярной среди демократической интеллигенции
и рабочей молодёжи. Она печаталась в многочисленных изданиях, включалась в рабочие
нелегальные песенники. Вслед за Некрасовым Трефолев был искренне предан высоким
идеям демократизма. В 1899 году в сонете Кровавый поток поэт рисует картину глухой и
мрачной русской жизни. Но поэт уверен, что эта ночь не долговечна и выражает мечту, когда
эта праведная кровь народа будет отомщена.
О кровь народная! В волнении жестоком
Когда ты закипишь свободно – потоком нахлынешь на своих тиранов-палачей?
Вера в народ, в его лучшее будущее поддерживала поэта.
С ним не боюсь житейских грозных= бурь, не утону с ним в бурях океана,
Родной народ мне виден из тумана, увижу с ним небесную лазурь…
И, музыкой народных песен полны, свободные вокруг меня заплещут волны.
Перекликаясь с Некрасовым, в стихотворении К России он рисует родину убогой и могучей,
бессильной и великой. С болью поэт пишет о том, что палачи её всю истерзали, пронзили
железом, свинцом, и руки, и ноги связали, покрыли терновым венцом. Поэт заявляет.страдаю
я вместе с тобой и жду той минуты, когда я увижу тебя не рабой. Он знает, что родина не
только рабски покорна, но и грозна, как тёмная туча для своих палачей.
Надейся! Исчезнут тираны, Исчезнут коварство и ложь.
Надейся! Ты вылечишь раны, венец свой терновый сорвёшь.
По силе печали и гнева , звучащих в его стихах, по публицистичности, по широте
явлений действительности, по близости к народному творчеству Трефолев – один из
наиболее значительных представителей некрасовской школы в русской поэзии..
Но Трефолев как поэт имел и свой литературный почерк, свою поэтическую форму. Эту
особенность подметил сам Некрасов. Первый биограф Трефолева А. В. Круглов в своих
воспоминаниях пишет: «Такие великие писатели, как Салтыков-Щедрин и Некрасов,
признавали в Трефолеве немалый талант. Сидя в моей скромной комнатке, Некрасов
сказал мне: — Стихи Трефолева бьют по сердцу. Это — мастер, а не подмастерье.
Я заметил великому поэту: — Он ваш ученик, Николай Алексеевич! — Скорее —
последователь. Но если ученик, то такой, которым может гордиться учитель. У него свой
поэтический костюм». Эти слова Некрасова являются высокой и авторитетной оценкой
поэзии Трефолева.
Помнят ли свего земляка современное прколение ярославцев? С этой целью я првё
социологический опрос среди студентов первых курсов монтажно-механического
отделения. Выяснилось, что 78 % опрошенных знают, что в Ярославле есть улица,
названная именем Трефолева, 6% считают, что такой улицы нет, и затруднились ответить
16%. На вопрос, в честь кого названа эта улица 53% ответили, что в честь известного
поэта, 16% посчитало, что в честь героя войны, 12,5% - в честь героя труда. А 18, 5%
затруднились ответить на это вопрос.На вопрос, какие отношеня связывали
Л.Н.Трефолева и Н.А.Некрасова 43,5 опрошенных посчитали, что они были
единомышленниками, 12,5 решили что врагами, 34,5% предположили, что они даже не
были знакомы, Свой вариант ответа предложили 9,5% опрошенных. На постаменте
имеются барельефы с изображением героев произведений Л. Трефолева — ярославских
горожан, крестьян и, конечно, бурлаков, чью нелёгкую долю описывал поэт.