Напоминание

"Матование одинокого короля ладьёй и королём"


Автор: Белякова Ольга Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: с. Александровское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Матование одинокого короля ладьёй и королём"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Открытое занятие

по шахматам

«

Матование

одинокого короля

ладьёй и королём

»

Дата проведения: 26 февраля

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Белякова О.В.

с. Александровское, 2020

Тема: Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

Цель занятия:

Изучить технический приём в эндшпиле мат ладьёй и королём одинокому королю.

Задачи:

Прививать интерес и любовь к шахматной игре.

Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

развивать аналитико-синтетическую деятельность

учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Обучающие:

повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур,

пополнить знания детей о чемпионах мира по шахматам

научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как

ладья и король;

развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ладьи и короля,

Развивающие:

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Воспитательные:

Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, карточки с вопросами, ноутбук для

показа презентации, индивидуальные шахматные доски.

Ход занятия

1. Психологический настрой учащихся

Дети встают в кружочек, приветствуют друг друга и поочередно дарят друг другу на

этом занятии словесный подарок (улыбку, хорошее настроение, лучик солнца, удачную

игру и т.д.)

2. Игра «Разминка»

– Как вы думаете, с какой целью мы проводим « Разминку»?

– Как будем работать? (выходить по очереди, внимательно слушать друг друга)

– Как будем оценивать своих одноклассников?

Дети поочередно вытягивают карточку с несложным вопросом, отвечают, остальные

оценивают.

Вопросы:

Блиц - опрос

1. Что такое мат? (когда королю некуда ходить)

2. Что такое шах? (угроза королю - ему следует уйти или закрыться)

3. Что такое пат? (ничья)

4. Какая фигура бесценна на шахматном поле? (король)

5. Какая фигура имеет другое название по своему внешнему виду – тура? (ладья)

6. Какой цвет фигур ходит всегда первыми? (белый)

7. Согласен ли ты, что для постановки мата ладья и король стараются загнать

неприятельского короля в центр? (нет)

– Достигли цели « Разминки»? - Как вы поняли из блиц-опроса, о каких шахматных

фигурах пойдёт речь на занятии? (ладья и король)

3. Погружение в тему занятия.

Эпиграфом занятия послужит изречение третьего чемпиона мира по шахматам

Хосе Капабланки:

«Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо»

– Сегодня на занятии мы будем учиться ставить мат одинокому королю с помощью

ладьи и короля.

– Поставьте цель нашего занятия. (Научиться ставить мат королю с помощью ладей).

Давайте попробуем составить план нашего занятия (этапы надо расставить по порядку)

Повторяю о короле и ладье.

Учусь ставить мат.

Работаю в парах.

Оцениваю себя.

– Итак, план составлен. Начинаем работу.

4. Знакомство с новой темой.

Работа на демонстрационной доске.

-В каком месте доски у короля большая подвижность? (центре поля у короля большая

подвижность).

-Тогда, где у короля малая подвижность? (в углу).

– Давайте рассмотрим позицию с примером матования (по Х.Р.Капабланка).

МИКРОИТОГ:– Значит, сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны

ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ.

Вы видите, что одним ходом ладья может заблокировать сразу диагональ или

горизонталь.

Дидактические задания с использованием презентации «Шах или мат», «Мат или пат»,

«Мат в один ход», «В угол».

Физкультминутка:

Чёрно белые поля (Марш на месте)

Дружно встали у меня (Приседаем, руки поднимаем вверх)

Тут ферзь, а тут ладья (Повороты полубоком с выпадом с рукой

Защищайтесь от меня. вперёд, сначала правым боком потом левым)

Быстро встала вся пехота, (Ноги на ширине плеч, повороты руки к

Защищают короля. плечам и в стороны)

Только в бой им всем охота (прыжки на месте ноги и руки - врось ноги и

Начинается игра. руки - вместе)

5. Самостоятельная работа.

– Ребята, а теперь вы разыграйте так же, как я на своих досках. Вам придется работать в

парах. Давайте повторим правила работы в парах. Дидактическое задание по

карточкам «Мат в два хода».

6. Рефлексия.

- Сегодня мы говорили о технике матования одинокого короля. Король и ладья против

короля.

Закончи предложения:

– Я вспомнил….

– Я научился….

– Мне понравилось….

- Оцените себя, как вы работали на занятии: выберите и поднимите фишку красного

цвета, если у вас были затруднения. Фишку зелёного цвета, если справились со всеми

заданиями.

Спасибо всем. Молодцы!



В раздел образования