Автор: Белякова Ольга Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: с. Александровское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Матование одинокого короля ладьёй и королём"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Открытое занятие
по шахматам
«
Матование
одинокого короля
ладьёй и королём
»
Дата проведения: 26 февраля
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Белякова О.В.
с. Александровское, 2020
Тема: Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.
Цель занятия:
Изучить технический приём в эндшпиле мат ладьёй и королём одинокому королю.
Задачи:
Прививать интерес и любовь к шахматной игре.
Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
развивать аналитико-синтетическую деятельность
учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Обучающие:
повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур,
пополнить знания детей о чемпионах мира по шахматам
научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как
ладья и король;
развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ладьи и короля,
Развивающие:
Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Воспитательные:
Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска, карточки с вопросами, ноутбук для
показа презентации, индивидуальные шахматные доски.
Ход занятия
1. Психологический настрой учащихся
Дети встают в кружочек, приветствуют друг друга и поочередно дарят друг другу на
этом занятии словесный подарок (улыбку, хорошее настроение, лучик солнца, удачную
игру и т.д.)
2. Игра «Разминка»
– Как вы думаете, с какой целью мы проводим « Разминку»?
– Как будем работать? (выходить по очереди, внимательно слушать друг друга)
– Как будем оценивать своих одноклассников?
Дети поочередно вытягивают карточку с несложным вопросом, отвечают, остальные
оценивают.
Вопросы:
Блиц - опрос
1. Что такое мат? (когда королю некуда ходить)
2. Что такое шах? (угроза королю - ему следует уйти или закрыться)
3. Что такое пат? (ничья)
4. Какая фигура бесценна на шахматном поле? (король)
5. Какая фигура имеет другое название по своему внешнему виду – тура? (ладья)
6. Какой цвет фигур ходит всегда первыми? (белый)
7. Согласен ли ты, что для постановки мата ладья и король стараются загнать
неприятельского короля в центр? (нет)
– Достигли цели « Разминки»? - Как вы поняли из блиц-опроса, о каких шахматных
фигурах пойдёт речь на занятии? (ладья и король)
3. Погружение в тему занятия.
Эпиграфом занятия послужит изречение третьего чемпиона мира по шахматам
Хосе Капабланки:
«Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо»
– Сегодня на занятии мы будем учиться ставить мат одинокому королю с помощью
ладьи и короля.
– Поставьте цель нашего занятия. (Научиться ставить мат королю с помощью ладей).
Давайте попробуем составить план нашего занятия (этапы надо расставить по порядку)
Повторяю о короле и ладье.
Учусь ставить мат.
Работаю в парах.
Оцениваю себя.
– Итак, план составлен. Начинаем работу.
4. Знакомство с новой темой.
Работа на демонстрационной доске.
-В каком месте доски у короля большая подвижность? (центре поля у короля большая
подвижность).
-Тогда, где у короля малая подвижность? (в углу).
– Давайте рассмотрим позицию с примером матования (по Х.Р.Капабланка).
МИКРОИТОГ:– Значит, сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны
ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ.
Вы видите, что одним ходом ладья может заблокировать сразу диагональ или
горизонталь.
Дидактические задания с использованием презентации «Шах или мат», «Мат или пат»,
«Мат в один ход», «В угол».
Физкультминутка:
Чёрно белые поля (Марш на месте)
Дружно встали у меня (Приседаем, руки поднимаем вверх)
Тут ферзь, а тут ладья (Повороты полубоком с выпадом с рукой
Защищайтесь от меня. вперёд, сначала правым боком потом левым)
Быстро встала вся пехота, (Ноги на ширине плеч, повороты руки к
Защищают короля. плечам и в стороны)
Только в бой им всем охота (прыжки на месте ноги и руки - врось ноги и
Начинается игра. руки - вместе)
5. Самостоятельная работа.
– Ребята, а теперь вы разыграйте так же, как я на своих досках. Вам придется работать в
парах. Давайте повторим правила работы в парах. Дидактическое задание по
карточкам «Мат в два хода».
6. Рефлексия.
- Сегодня мы говорили о технике матования одинокого короля. Король и ладья против
короля.
Закончи предложения:
– Я вспомнил….
– Я научился….
– Мне понравилось….
- Оцените себя, как вы работали на занятии: выберите и поднимите фишку красного
цвета, если у вас были затруднения. Фишку зелёного цвета, если справились со всеми
заданиями.
Спасибо всем. Молодцы!