Автор: Хомячук Татьяна Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 89 «Крепыш»
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Путешествие по сказкам»
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по
развитию речи в средней группе
«Путешествие по сказкам»
Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения
к сказкам.
Задачи:
1. Учить узнавать детей знакомые русские народные сказки,
героев сказок с помощью загадок.
2. Развитие речи, воображения, фантазии, мышления, умения
действовать согласованно.
3. Воспитание доброты, желания оказывать помощь, любви детей к
художественной литературе и бережного отношения к книгам.
Планируемые результаты:
1. Умение решать интеллектуальные и личностные задачи;
2. Расширение и активизация словарного запаса, воображения,
фантазии, мышления, умеют действовать согласованно.
3. Воспитание нравственных качеств; Проявление эмоциональной
отзывчивости в деятельности и общении
со взрослыми и сверстниками;
Виды деятельности: игровая, словесно-логический, самостоятельный.
Формы работы: индивидуальная, (подгрупповая, коллективная.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации.
РППС: конверты с заданиями, конверт с письмом от Бабы-Яги,
волшебная палочка, карточки с изображением героев сказки, яйцо
золотое и метла, карточки с загадками, стрелка красная, аудиозапись
физминутка, елки, деревья.
(Проводится координационно-ритмическая игра в начале занятия для
концентрации внимания детей).
Приветствие: «Доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: ребята давайте улыбнемся нашими гостями и
поздороваемся. ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята вы с самого раннего детства слышали сказки.
Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы, папы,
бабушки дедушки, в садике мы вам читаем. А потом, когда вы пойдете в
школу, то сами научитесь их читать. Читая сказки мы попадаем в
чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются
самые невероятные чудеса.
А давайте мы с вами найдем у нас в группе какую- нибудь книжку
со сказкой и почитаем её. (Дети ищут, найти не могут)
А где же наши книги, куда они пропали? (Ответы детей).
Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто
его принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за
письмо и от кого оно. (открывается конверт и читают письмо)
“Ребятки, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по
своим местам, раскидали нас по всей группе,а ночью прилетала Баба-
Яга и разнесла нас по самым глухим местам: болотам, чащам и
дремучим лесам. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам
делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам.
Ваши сказки. ”
Воспитатель: Ребята, как вы думаете будем выручать сказки из
беды? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно мы поможем сказкам,
выручим их из беды. Но только, как мы это сделаем, как вы
думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, мы с вами отправимся на поиски сказок в
тёмный, дремучий лес. Для этого нам надо с вами как- то попасть
в сказочный волшебный лес. Я вам предлагаю крепко -крепко закрыть
глазки, я буду произносить волшебные слова, а вы тем временем
представляйте, что мы попали с вами в волшебный сказочный лес.
(В руки палочку возьму волшебство я призову, чудо в гости к нам
придёт, в лес дремучий унесёт).
Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались (ответы
детей). (сказочный лес.)
Воспитатель: Что же это там я вижу, посмотрите же скорей, ребята.
На елочкой какое-то письмо. - А от кого письмо? Давайте посмотрим.
А письмо это от «Бабы-Яги»
«Чтобы вы смогли помочь вашим сказкам попасть в группу, я
предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки,
если нет- останутся сказки в дремучем лесу и вы вместе с ними.»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справимся с эти заданием?
Дети: (да)
Вот и первое задание. (Открывает конверт и читает задание, если вы
правильно выполните задание, то увидите красную стрелку, которая
укажет путь к следующему заданию)
Задание 1: Ребята, Баба-Яга просит нас Назвать
виды «транспорта», на
которых путешествовали сказочные герои».
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).
2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
3. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).
4. На чем летал Алладин? (Ковер- самолет).
5. Личный транспорт Бабы Яги (Ступа).
В: (Появляется красная стрелка - указатель)
Воспитатель: Ай, да умнички мои. Стрелка указывает прямо, значит
идем прямо. Дети находят еще один конверт по деревом. Открывают и
внутри задание.
Задание2: Отгадайте «Сказочные загадки»и увидите стрелку:
(читает загадки, дети отгадывают названия сказок, если правильно, то
появляются картинки – отгадки).
1. Дорога далека, а корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (маша и медведь).
2. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. (доктор Айболит)
3. Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три медведя).
4. Носик – круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки
Вы названье этой сказки (Три поросенка)
5. Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь-
Песню мамину пропел,
А потом козляток съел.
Кто из вас догадается,
Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)
6. Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил
И все напасти обходил
До той поры, пока в лесу
Не встретил хитрую лису. (Колобок)
7. Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка -
Превратился он в козлёнка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Воспитатель: Вот и стрелка появилась. Молодцы ребята, не зря
вы сказки любите. Идем по стрелке.
Под елочкой дети находят конверт. Воспитатель читает задание.
Задание3:
Я буду показывать вам волшебные предметы, а вы
должны сказать кому они принадлежат и из какой сказки. Вы
готовы? (ответы детей).
- ступа и метла, избушка (Баба-Яга)
- ледяная избушка и лубяная избушка (лиса и заяц- Заюшкина
избушка)
- яйцо золотое, простое яйцо (- Курочка ряба)
Воспитатель: Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо
справились с заданием. Молодцы. Идём дальше по стрелочке. Дети
видят на тропинке лежит еще один конверт. Воспитатель читает задание.
4 задание: «Хочу увидеть и узнать умеете ли вы играть? А
изобразите- ка мне лесных животных?»
Физминутка. (под музыку).
«ВСТРЕЧА С ЛИСОЙ»(дети становятся в круг)
«Эй, ребята, что вы спите?Нам животных покажите! У лисичке острый
нос, у неё пушистый хвост! Шуба рыжая лисы, Несказанной красоты!
Лиса по лесу похаживает, шубу рыжую поглаживает. Заяц по лесу
скакал, заяц корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке, поднялись как
стрелки ушки. Зайчик прыгнул, повернулся и под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги, На носочках он пошёл, и
на пяточках потом!»
Воспитатель: Молодцы ребята. Замечательно справились с заданием.
Идут дальше по стрелке. Дети находят возле елочки конверт.
Воспитатель читает задание.
5 задание:
Вот Вам следующее задание. Подберите героев и назовите сказку.
Воспитатель: Ребятки, Б. Я. перепутала все наши сказки. Нам надо с
вами разобрать их. Я дам Вам небольшую подсказку. Я раздам вам по
одному герою из разных сказок, а вы должны подобрать, те которые
подходят к вашим сказкам и назвать сказку. (Дети выполняют
задание). Молодцы!
Индивидуальная работа: Андрюша, этот герой подходят к
какой сказке (вос –ль дает карточку с изображением героев сказки,
назови сказку.
Молодец Андрюша (справился с заданием)
6.задание: «Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти фразы:
1. Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Сядь ко мне на носок да
спой еще разок, погромче.
Дети: Сказка «Колобок» слова лисички.
2. Полез в домик. Лез-лез, лез-лез —никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
Влез на крышу и только уселся — трах! — развалился домик.
Дети: Сказка «Теремок», слова медведя.
3.Взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Дети: Сказка «Три медведя», слова Мишутки.
4. Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!
Дети: Сказка «Петушок золотой гребешок», слова (Петушока.).
Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо справились с
заданием. Молодцы. Идём дальше. Лежит на тропинке еще один
конверт.
7.задание:
«Ребята, Баба-Яга пишет, что это последнее и очень важное задание.
Выполним его, так уж и быть отдаст нам книжки и отпустит нас домой».
Воспитатель продолжает читать:
«Чтобы спасти книжки от рук Бабы-Яги, скажите, на чем летает Баба –
Яга?»
Дети: На метле.
Воспитатель: Благодаря чему Кощей непобедимый? Что может
победить Кощея
Дети: Иголка.
Воспитатель: Ребятки, не забывайте, иголка находится в яйце, нам
нужно найти яйцо, не простое. Оно должно быть сказочно – красивое.
«Найдите среди предметов метлу Бабы-Яги и яйцо Кощея
Бессмертного».
(картинки) Молодцы ребята. Идём дальше. Дети видят на елочке
весит записка. Воспитатель читает ее. «Ладно,забирайте свои сказки, но
если вы не будите их беречь снова заберу и никогда не отдам вам. А
теперь прощайте, мне пора».
Воспитатель: Ну вот, ребята, выручили мы с наши сказки из беды
теперь
можно возвращаться домой. Давайте мы с вами закроем крепко
глазки,а я произнесу волшебные слова:
«Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахнём своей,
Мы домой спешим скорей!»
Воспитатель: Ну вот мы и дома, в своём детском саду. Смотрите,
ребята, что произошло у нас в группе (Ответы детей). Книги
вернулись на свои места.
Рефлексия
Ребята, а где мы с вами сегодня были?
А для чего мы отправились в дремучий лес?
Что мы с вами там делали?
А кого мы встретили на своём пути?
Понравилось ли вам путешествовать?
Воспитатель: Ребята, чтобы Б. Я больше не забрала наши книги,
что же нужно делать (Ответы детей). (Беречь, заботиться,
подклеивать, не бросать, аккуратно
пользоваться).
Воспитатель: На этом наше путешествие подходит к концу. Сегодня
вы очень хорошо поработали и я хочу вам подарить новую игру, которая
называется «Путешествие по сказкам».