Напоминание

"Культурное наследие христианской Руси"


Автор: Федорчук Наталья Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ № 1
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: Конспект открытого урока по ОДНКР
Тема: "Культурное наследие христианской Руси"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов

России»

Тема: «Культурное наследие христианской Руси».

Время проведения: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах,

работа в парах.

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской

Руси.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную

информацию из текстов разных видов.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Строить монологическое высказывание по плану

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

1.

Мультимедийная презентация к уроку:

2.

Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .

3.

Н. Ф.Виноградова,В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной

культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений.

1

Ход урока.

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок. Приветствие класса. Приветствие гостей. Проверка го-

товности рабочих мест, письменных принадлежностей, учебника, раздаточного материала.

2.Актуализация знаний.

- Я бы хотела начать наш урок с прослушивания фрагмента одной песни. Слушайте

внимательно и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Слушание песни «Русь православная

Фронтальный опрос:

-О чем поется в песне?

-Как автор называет Русь?

- Всегда ли Русь была православной? ( нет. До 10 века Русь была языческой, многобожие.

-Что вы знаете о христианской вере?( Христианство пришло из Византии, один Бог,

смягчение нравов

-Когда Древняя Русь приняла христианство? (988 год)

-Кто крестил Русь? (Князь Владимир, изменился сам, терпим к людям , щедрый,

милостивый. Красно Солнышко).

Принятие христианства способствовало духовным изменениям славян, смягчению нравов

и обычаев

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Мотивация учебной

деятельности учащихся

-Как вы думаете, Христианство повлияло на жизнь людей в Древней Руси?

-А каким образом? Ваши предположения.

Самое серьезное влияние оказало христианство на культуру Древней Руси. Это и будет

тема нашего урока. Запишем в тетрадь тему урока « Культурное наследие христианской

Руси» Работа учащихся в тетради.( записать тему)

- А что такое Культура? Хотите узнать?

Давайте найдем ответ на этот вопрос в словарях.

(Ищут в словарях определения значения слов)

1 группа - культура,

2 группа - наследие,

3 группа – культурное наследие

( Слушание ответов детей)

КУЛЬТУРА -

совокупность созданных человечеством материальных, духовных и соци-

альных ценностей.( краткий философский словарь). Все, что создал человек своим трудом.

( запись на доске открыть)

НАСЛЕ

́

ДИЕ -какое-либо явление культуры, быта , полученное от предыдущих эпох, от

прежних деятелей. (Из словаря русского языка)

Культу

́

рное

насле

́

дие

-

часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми по

колениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто цен

ное и почитаемое.(Из энциклопедии)

Как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке?

Узнать: Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христи-

анства

Понять: Как повлияло Христианство на жизнь людей.

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства( с.86)

Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в

новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о

2

любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила право-

славным обычаям. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры.

- Вернитесь к определению культуры. (1 ученик зачитывает вслух).

- Что можно включить в это понятие? (образование, литература, живопись, архитектура,

музыка).

Какие изменения произошли в культурном развитии Руси, мы должны с вами сегодня вы-

яснить. Во время урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столах

( таблица в тетради). Впишем сейчас туда понятие культуры.

- Посмотрите в таблице, следующая область культуры, где произошли изменения? ( об-

разование). Об этом мы сейчас и поговорим.

Культура

До крещения

Совокупность материаль-

ных, духовных и социаль-

ных ценностей

После принятия христи-

анства

Не было

Образование

Появление книг на сла-

вянском языке, открытие

школ,

Библиотек. Письменность.

Устное творчество: преда-

ния, сказки, былины, по-

говорки

Литература

Летописи, Библия и Еван-

гелие, Жития святых, про-

поведи и поучения

Деревянное зодчество

архитектура

Каменные храмы:

Десятинная церковь в Ки-

еве, Софийский собор,

Успенский собор во Вла-

димире, Церковь Покрова

на Нерли

Не известно

живопись

Мозаика, фреска, икона

Народное творчество, пес-

ни

музыка

Выделим наиболее важные исторические свидетельства о развитии образования в Древней

Руси.

( Работа в парах )

2.Влияние христианства на распространение образования.

Работа с учебником (с.87 – 88).Чтение и обсуждение свидетельств.

1 пара -1 свидетельство (с.87)

Появились книги на славянском языке.

2 пара – 2 свидетельство(с.87)

Открытие школ и книжных училищ.

3 пара- 3 свидетельство (С.87-88)

Монастырь- центр образования на Руси

4 пара – 4 свидетельство

Открытие школ для девочек.

5 пара – 5 свидетельство

Открытие библиотек.

Вывод: Давайте подведем итог, какие изменения произошли в образовании? ( ответы уче-

ников)

3

( Делаем выводы, записываем в тетрадь.).

Вместе с образованием на Русь пришла письменность.

- Как вы думаете, почему так важна письменность в христианстве? ( передать знания)

-Язычники как передавали свои знания? ( через предания, сказания. Устно)

Язычники умели обходиться без письменности, их религия – устная, свои знания они

передавали через предания, сказания. Христианство – религия письменная. После Креще-

ния Руси потребовались правила церковной службы, история, суть христианской веры. Всё

это записано в книгах.

-Какой способ самый надежный? Вы бы как стали передавать знания? И почему?

Давайте допишем в 1 графу нашей таблицы Письменность.

- Что изменилось в образовании. Сделаем выводы.

(1 ученик читает вслух, что записал)

(Появление книг на славянском языке, открытие школ, Библиотек. Письменность.)

Влияние христианства на литературу.

- В какой области еще произошли изменения? ( посмотрите в таблице)

- А что такое литература? ( это книги)

-Посмотрите, как выглядели первые книги.( слайды).

-Кому могла принадлежать эта? ( слайд )

Эта книга принадлежит Ярославу Мудрому, русскому князю, сыну Владимира Красно

Солнышко.

Обратимся к учебнику. С.89. Отрывок из летописи « Повесть временных лет». Прочитайте.

Проанализируйте текст. Выделите главную мысль. ( Ярослав любил книги. Мудрость в

книге можно найти).

- А только ли книги использовали в Древней Руси для передачи знаний?

- Хотите узнать?

( Сообщение ученика о берестяных грамотах)

Берестяные грамоты были первыми книгами, появившимися на Руси. ( слайд ). Посмотри-

те как выглядели эти книги ( слайд )

- Как вы думаете, о чем они рассказывали? ( О Боге, о святых)

« Остромирово евангелие», « Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе»,

«Слово о законе и Благодати», «Поучение» Владимира Мономаха.

- Вывод: Что изменилось в литературе? Что было до Крещения, что стало после? ( запишем

в таблицу).

Спросит 1 ученика, что записал в таблицу.

Влияние христианства на архитектуру.

--После принятия христианства не только в образовании и литературе произошли большие

изменения. Повелел князь Владимир «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где

раньше стояли кумиры». Именно так говорится в летописи. (слайд )

Где возводились храмы? Из какого материала? Вам интересно узнать ? (найдем ответы на

эти вопросы в учебнике с. 91) . Ответы учеников.

Давайте посмотрим, как выглядели эти храмы

Десятинная церковь –один из первых храмов, построенных Владимиром. ( слайд ). Не сохранился

до наших дней

Софийский собор в Киеве, Успенский собор во Владимире ( слайды..)Храмы, которые действуют

и по сей день.

Внимательно рассмотрите слайды презентации и иллюстрации в учебнике .

.Работа с иллюстрациями ( с.92)

-Чем храм отличается от всех остальных зданий?

4

- Какую форму имеют храмы?

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?

-Знает ли кто из вас, почему у каждого храма разное количество куполов? ( найдите информацию

в учебнике на с 93)

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

(Давайте послушаем колокольный звон)

-

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?( спокойствие, умиротворение)

Храм – это не только дом Бога на земле. Это еще и исторические памятники.

-Все о чем мы сейчас говорили , как можно назвать одним словом? Как называется эта лбласть

культуры? ( Можно посмотреть ответ в таблице) – Архитектура.

Давайте заполним нашу таблицу. Спросить , что записали в таблице.

Снаружи храмы украшают резьбой, внутри – храм тоже очень красив.

- Как украшен православный храм внутри? ( смотрим слайды и отвечаем на вопросы)

стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты, в храме висят иконы с ли-

ками святых.

- Иконы , фрески и мозаика – это какая область культуры?

-А раньше Как было? Что написано в таблице? Что сейчас несем, какие изменения?

IV.Первичная закрепление учебного материала

- Посмотрите, как много изменений произошло в жизни наших предков славян после принятия

христианства. Давайте проверим, все ли правильно внесли сведения об изменениях в культуре в

таблицу.

Работа с таблицей

(Спросить 2-3 учеников, что они записали в таблице)

Работа в группах

У вас на партах лежит фрагмент, взятый из исторического документа. Отрывок из поста-

новления Собора 1551 года. Он написан старославянским языком. Мы попробуем сейчас с

вами выступить в роли переводчиков и перевести на современный язык те правила, кото-

рые следовало соблюдать истинным христианам.

( Читают. Переводят на современный язык)

«...В Царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и

старейшим священником и с всеми священники и диаконы по благословению

своего Святителя, избирати добрых духовных священников и диаконов и

диаков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх Божий и

могущих иных пользовати и грамоте бы, и чести, и писати горазди. И у тех

священников и диаконов, и у диаков учинити в домех училищах, чтобы

священники и диаконы, и все православные Христиане в коемждо граде,

предавали им детей своих на учение грамоте и на учение книжного писма, и

церковного пения псалтырна- го...»

В столице Москве и во всех других городах протопопам и старейшим

священникам со всеми священниками и дьяконами по благословению своего

Святителя нужно выбрать добросовестных духовных священников, дьяконов,

дьяков, женатых и благочестивых, имеющих в сердце страх перед Богом,

умеющих читать и писать и способных научить грамоте других. В домах у

этих священников, дьяконов и дьяков надо организовать школы, чтобы все

православные христиане отдавали своих детей на обучение грамоте,

книжному письму, церковному пению псалмов...

- О чем говорится в этом документе?

5

- Подчеркните те факты, которые говорят , что изменения в жизни людей произошли

V. Подведение итогов. Рефлексия.

-Данный документ потверждает то, о чем мы говорили на уроке? Христианство действи-

тельно повлияло на развитие культуры Древней Руси? ( дать полный ответ)

- Какие изменения произошли в жизни людей?

- Какие новшевства появились в культуре? Вывод:

-Закончите предложения:

1) Центрами образования на Руси были

2) Берестяные грамоты – это

3)Они были впервые обнаружены в

4)Как украшены православные храмы

- Давайте вернемся к началу урока.

- Какие задачи мы ставили на урок? ( отвечают)

- Что нового мы узнали?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что было трудным, непонятным?

- Все ли мы узнали, совсем ли справились? ( а посмотрите на таблицу. Не узнали про музы-

ку)

- С эти вопросом мы будем разбираться на следующем уроке.

У каждого на партах остался еще один не раскрытый листок. Переверните его пожалуйста.

Это человечек без лица. Подарите ему свои эмоции, нарисуйте на его лице, то, что вы сей-

час испытываете.

VI. Информация о домашнем задании.

6

2.Влияние христианства на литературу.

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникнове-

нию византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение ки-

риллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники

древнерусской письменной культуры. Византийская православная культура быстро привилась на Руси и дала

мощные побеги. Этому немало способствовало существование уже развитого славянского византинизма -- «осла-

вяненной» византийской православной культуры. Центром славянской культуры в то время была Болгария, с ко-

торой Киевская Русь имела устойчивые связи. Быстро развилась самобытная русская письменная традиция. Уже

через полстолетия после крещения Руси первый митрополит Киевский Илларион создаёт произведение выдаю-

щихся литературных достоинств. В его «Слове о Законе и Благодати» выражено осознание того, что единство

Руси неотрывно от «благодати и истины», полученной во Христе. «Слово» святителя Иллариона выражает горя-

чую «похвалу кагану [князю] нашему Владимиру», через которого призван Богом «язык русский» -- народ Руси.

Подлинным литературным изяществом не менее, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа

Туровского -- талантливого церковного писателя XII в. Принятие христианства как государственной религии

влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

При Ярославе Мудром (1019--1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры.

Устроение школ и переводческое дело приобрели значительный размах. Дети и внуки самого Ярослава хорошо

знали византийскую литературу; об этом свидетельствуют, в частности, сочинения Владимира Мономаха, внука

Ярослава Мудрого. Однако, не смотря та то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские

языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское право-

славие - причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Не смотря на это, Крещение Руси продол-

жает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры. Первые же произведения и

памятники православной культуры Древней Руси наполнены восхищением перед умиротворением и радостью от

созерцания в мире и в человеке спасительной красоты-доброты как самого характерного мировоззренческого при-

знака православия, воспринятого из Византии.

Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно

его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и пере-

писку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внима-

7

ние князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые - князья

братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба

за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное полити-

ческое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство

Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно

убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было

создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплоти-

лись представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном

сознании Древней Руси.

o

Страница 1

8



В раздел образования