Автор: Федорчук Наталья Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ № 1
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: Конспект открытого урока по ОДНКР
Тема: "Культурное наследие христианской Руси"
Раздел: среднее образование
Открытый урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
Тема: «Культурное наследие христианской Руси».
Время проведения: 40 минут
Тип урока: изучение нового материала
Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах,
работа в парах.
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской
Руси.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную
информацию из текстов разных видов.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Строить монологическое высказывание по плану
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
1.
Мультимедийная презентация к уроку:
2.
Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .
3.
Н. Ф.Виноградова,В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.
1
Ход урока.
1.Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок. Приветствие класса. Приветствие гостей. Проверка го-
товности рабочих мест, письменных принадлежностей, учебника, раздаточного материала.
2.Актуализация знаний.
- Я бы хотела начать наш урок с прослушивания фрагмента одной песни. Слушайте
внимательно и приготовьтесь отвечать на вопросы.
Слушание песни «Русь православная
Фронтальный опрос:
-О чем поется в песне?
-Как автор называет Русь?
- Всегда ли Русь была православной? ( нет. До 10 века Русь была языческой, многобожие.
-Что вы знаете о христианской вере?( Христианство пришло из Византии, один Бог,
смягчение нравов
-Когда Древняя Русь приняла христианство? (988 год)
-Кто крестил Русь? (Князь Владимир, изменился сам, терпим к людям , щедрый,
милостивый. Красно Солнышко).
Принятие христианства способствовало духовным изменениям славян, смягчению нравов
и обычаев
3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Мотивация учебной
деятельности учащихся
-Как вы думаете, Христианство повлияло на жизнь людей в Древней Руси?
-А каким образом? Ваши предположения.
Самое серьезное влияние оказало христианство на культуру Древней Руси. Это и будет
тема нашего урока. Запишем в тетрадь тему урока « Культурное наследие христианской
Руси» Работа учащихся в тетради.( записать тему)
- А что такое Культура? Хотите узнать?
Давайте найдем ответ на этот вопрос в словарях.
(Ищут в словарях определения значения слов)
1 группа - культура,
2 группа - наследие,
3 группа – культурное наследие
( Слушание ответов детей)
КУЛЬТУРА -
совокупность созданных человечеством материальных, духовных и соци-
альных ценностей.( краткий философский словарь). Все, что создал человек своим трудом.
( запись на доске открыть)
НАСЛЕ
́
ДИЕ -какое-либо явление культуры, быта , полученное от предыдущих эпох, от
прежних деятелей. (Из словаря русского языка)
Культу
́
рное
насле
́
дие
-
часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми по
колениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто цен
ное и почитаемое.(Из энциклопедии)
Как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке?
Узнать: Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христи-
анства
Понять: Как повлияло Христианство на жизнь людей.
III. Решение проблемы, открытие новых знаний.
1.Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства( с.86)
Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в
новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о
2
любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила право-
славным обычаям. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры.
- Вернитесь к определению культуры. (1 ученик зачитывает вслух).
- Что можно включить в это понятие? (образование, литература, живопись, архитектура,
музыка).
Какие изменения произошли в культурном развитии Руси, мы должны с вами сегодня вы-
яснить. Во время урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столах
( таблица в тетради). Впишем сейчас туда понятие культуры.
- Посмотрите в таблице, следующая область культуры, где произошли изменения? ( об-
разование). Об этом мы сейчас и поговорим.
Культура
До крещения
Совокупность материаль-
ных, духовных и социаль-
ных ценностей
После принятия христи-
анства
Не было
Образование
Появление книг на сла-
вянском языке, открытие
школ,
Библиотек. Письменность.
Устное творчество: преда-
ния, сказки, былины, по-
говорки
Литература
Летописи, Библия и Еван-
гелие, Жития святых, про-
поведи и поучения
Деревянное зодчество
архитектура
Каменные храмы:
Десятинная церковь в Ки-
еве, Софийский собор,
Успенский собор во Вла-
димире, Церковь Покрова
на Нерли
Не известно
живопись
Мозаика, фреска, икона
Народное творчество, пес-
ни
музыка
Выделим наиболее важные исторические свидетельства о развитии образования в Древней
Руси.
( Работа в парах )
2.Влияние христианства на распространение образования.
Работа с учебником (с.87 – 88).Чтение и обсуждение свидетельств.
1 пара -1 свидетельство (с.87)
Появились книги на славянском языке.
2 пара – 2 свидетельство(с.87)
Открытие школ и книжных училищ.
3 пара- 3 свидетельство (С.87-88)
Монастырь- центр образования на Руси
4 пара – 4 свидетельство
Открытие школ для девочек.
5 пара – 5 свидетельство
Открытие библиотек.
Вывод: Давайте подведем итог, какие изменения произошли в образовании? ( ответы уче-
ников)
3
( Делаем выводы, записываем в тетрадь.).
Вместе с образованием на Русь пришла письменность.
- Как вы думаете, почему так важна письменность в христианстве? ( передать знания)
-Язычники как передавали свои знания? ( через предания, сказания. Устно)
Язычники умели обходиться без письменности, их религия – устная, свои знания они
передавали через предания, сказания. Христианство – религия письменная. После Креще-
ния Руси потребовались правила церковной службы, история, суть христианской веры. Всё
это записано в книгах.
-Какой способ самый надежный? Вы бы как стали передавать знания? И почему?
Давайте допишем в 1 графу нашей таблицы Письменность.
- Что изменилось в образовании. Сделаем выводы.
(1 ученик читает вслух, что записал)
(Появление книг на славянском языке, открытие школ, Библиотек. Письменность.)
Влияние христианства на литературу.
- В какой области еще произошли изменения? ( посмотрите в таблице)
- А что такое литература? ( это книги)
-Посмотрите, как выглядели первые книги.( слайды).
-Кому могла принадлежать эта? ( слайд )
Эта книга принадлежит Ярославу Мудрому, русскому князю, сыну Владимира Красно
Солнышко.
Обратимся к учебнику. С.89. Отрывок из летописи « Повесть временных лет». Прочитайте.
Проанализируйте текст. Выделите главную мысль. ( Ярослав любил книги. Мудрость в
книге можно найти).
- А только ли книги использовали в Древней Руси для передачи знаний?
- Хотите узнать?
( Сообщение ученика о берестяных грамотах)
Берестяные грамоты были первыми книгами, появившимися на Руси. ( слайд ). Посмотри-
те как выглядели эти книги ( слайд )
- Как вы думаете, о чем они рассказывали? ( О Боге, о святых)
« Остромирово евангелие», « Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе»,
«Слово о законе и Благодати», «Поучение» Владимира Мономаха.
- Вывод: Что изменилось в литературе? Что было до Крещения, что стало после? ( запишем
в таблицу).
Спросит 1 ученика, что записал в таблицу.
Влияние христианства на архитектуру.
--После принятия христианства не только в образовании и литературе произошли большие
изменения. Повелел князь Владимир «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где
раньше стояли кумиры». Именно так говорится в летописи. (слайд )
Где возводились храмы? Из какого материала? Вам интересно узнать ? (найдем ответы на
эти вопросы в учебнике с. 91) . Ответы учеников.
Давайте посмотрим, как выглядели эти храмы
Десятинная церковь –один из первых храмов, построенных Владимиром. ( слайд ). Не сохранился
до наших дней
Софийский собор в Киеве, Успенский собор во Владимире ( слайды..)Храмы, которые действуют
и по сей день.
Внимательно рассмотрите слайды презентации и иллюстрации в учебнике .
.Работа с иллюстрациями ( с.92)
-Чем храм отличается от всех остальных зданий?
4
- Какую форму имеют храмы?
- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?
-Знает ли кто из вас, почему у каждого храма разное количество куполов? ( найдите информацию
в учебнике на с 93)
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
(Давайте послушаем колокольный звон)
-
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?( спокойствие, умиротворение)
Храм – это не только дом Бога на земле. Это еще и исторические памятники.
-Все о чем мы сейчас говорили , как можно назвать одним словом? Как называется эта лбласть
культуры? ( Можно посмотреть ответ в таблице) – Архитектура.
Давайте заполним нашу таблицу. Спросить , что записали в таблице.
Снаружи храмы украшают резьбой, внутри – храм тоже очень красив.
- Как украшен православный храм внутри? ( смотрим слайды и отвечаем на вопросы)
стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты, в храме висят иконы с ли-
ками святых.
- Иконы , фрески и мозаика – это какая область культуры?
-А раньше Как было? Что написано в таблице? Что сейчас несем, какие изменения?
IV.Первичная закрепление учебного материала
- Посмотрите, как много изменений произошло в жизни наших предков славян после принятия
христианства. Давайте проверим, все ли правильно внесли сведения об изменениях в культуре в
таблицу.
Работа с таблицей
(Спросить 2-3 учеников, что они записали в таблице)
Работа в группах
У вас на партах лежит фрагмент, взятый из исторического документа. Отрывок из поста-
новления Собора 1551 года. Он написан старославянским языком. Мы попробуем сейчас с
вами выступить в роли переводчиков и перевести на современный язык те правила, кото-
рые следовало соблюдать истинным христианам.
( Читают. Переводят на современный язык)
«...В Царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и
старейшим священником и с всеми священники и диаконы по благословению
своего Святителя, избирати добрых духовных священников и диаконов и
диаков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх Божий и
могущих иных пользовати и грамоте бы, и чести, и писати горазди. И у тех
священников и диаконов, и у диаков учинити в домех училищах, чтобы
священники и диаконы, и все православные Христиане в коемждо граде,
предавали им детей своих на учение грамоте и на учение книжного писма, и
церковного пения псалтырна- го...»
В столице Москве и во всех других городах протопопам и старейшим
священникам со всеми священниками и дьяконами по благословению своего
Святителя нужно выбрать добросовестных духовных священников, дьяконов,
дьяков, женатых и благочестивых, имеющих в сердце страх перед Богом,
умеющих читать и писать и способных научить грамоте других. В домах у
этих священников, дьяконов и дьяков надо организовать школы, чтобы все
православные христиане отдавали своих детей на обучение грамоте,
книжному письму, церковному пению псалмов...
- О чем говорится в этом документе?
5
- Подчеркните те факты, которые говорят , что изменения в жизни людей произошли
V. Подведение итогов. Рефлексия.
-Данный документ потверждает то, о чем мы говорили на уроке? Христианство действи-
тельно повлияло на развитие культуры Древней Руси? ( дать полный ответ)
- Какие изменения произошли в жизни людей?
- Какие новшевства появились в культуре? Вывод:
-Закончите предложения:
1) Центрами образования на Руси были
2) Берестяные грамоты – это
3)Они были впервые обнаружены в
4)Как украшены православные храмы
- Давайте вернемся к началу урока.
- Какие задачи мы ставили на урок? ( отвечают)
- Что нового мы узнали?
- Что было самым интересным на уроке?
- Что было трудным, непонятным?
- Все ли мы узнали, совсем ли справились? ( а посмотрите на таблицу. Не узнали про музы-
ку)
- С эти вопросом мы будем разбираться на следующем уроке.
У каждого на партах остался еще один не раскрытый листок. Переверните его пожалуйста.
Это человечек без лица. Подарите ему свои эмоции, нарисуйте на его лице, то, что вы сей-
час испытываете.
VI. Информация о домашнем задании.
6
2.Влияние христианства на литературу.
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникнове-
нию византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение ки-
риллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники
древнерусской письменной культуры. Византийская православная культура быстро привилась на Руси и дала
мощные побеги. Этому немало способствовало существование уже развитого славянского византинизма -- «осла-
вяненной» византийской православной культуры. Центром славянской культуры в то время была Болгария, с ко-
торой Киевская Русь имела устойчивые связи. Быстро развилась самобытная русская письменная традиция. Уже
через полстолетия после крещения Руси первый митрополит Киевский Илларион создаёт произведение выдаю-
щихся литературных достоинств. В его «Слове о Законе и Благодати» выражено осознание того, что единство
Руси неотрывно от «благодати и истины», полученной во Христе. «Слово» святителя Иллариона выражает горя-
чую «похвалу кагану [князю] нашему Владимиру», через которого призван Богом «язык русский» -- народ Руси.
Подлинным литературным изяществом не менее, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа
Туровского -- талантливого церковного писателя XII в. Принятие христианства как государственной религии
влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.
При Ярославе Мудром (1019--1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры.
Устроение школ и переводческое дело приобрели значительный размах. Дети и внуки самого Ярослава хорошо
знали византийскую литературу; об этом свидетельствуют, в частности, сочинения Владимира Мономаха, внука
Ярослава Мудрого. Однако, не смотря та то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские
языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское право-
славие - причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Не смотря на это, Крещение Руси продол-
жает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры. Первые же произведения и
памятники православной культуры Древней Руси наполнены восхищением перед умиротворением и радостью от
созерцания в мире и в человеке спасительной красоты-доброты как самого характерного мировоззренческого при-
знака православия, воспринятого из Византии.
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно
его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и пере-
писку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внима-
7
ние князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые - князья
братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба
за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное полити-
ческое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство
Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно
убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было
создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплоти-
лись представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном
сознании Древней Руси.
o
Страница 1
8