Автор: Варнакова Анастасия Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: село Смоленское,Алтайский край
Наименование материала: Взаимодействие музыкального руководителя с учителем-логопедом в рамках реализации в ДОУ
Тема: Взаимодействие музыкального руководителя с учителем-логопедом в рамках реализации в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Составила: Варнакова Анастасия Сергеевна
Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем
в рамках реализации МБДОУ
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и
музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь
кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более
интенсивной адаптации детей.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают
функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы
запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Задачи коррекционно-образовательной работы
учителя-логопеда и музыкального руководителя
Оздоровительные
Образовательно-воспитательные
Коррекционные
Укреплять костно-мышечный
аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и
моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма,
способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую
выразительность.
Формировать способность восприятия
музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества,
чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный
аппарат.
Формировать просодические
компоненты речи.
Развивать фонематическое
восприятие.
Развивать грамматический строй
и связную речь.
Направления коррекционно-развивающей работы
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
укрепление мышечного аппарата речевых
Развитие
и
формирование
:
слухового внимания и слуховой памяти;
органов средствами логопедического массажа;
формирование артикуляторной базы для
исправления неправильно произносимых звуков;
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация
и дифференциация;
развитие фонематического восприятия, анализа и
синтеза;
совершенствование лексико-грамматической
стороны речи;
обучение умению связно выражать свои мысли;
обучение грамоте, профилактика дисграфии и
дислексии;
развитие психологической базы речи;
совершенствование мелкой моторики;
логопедизация занятий и режимных моментов
оптико-пространственных представлений;
зрительной ориентировки на собеседника;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный
ритмический рисунок.
Воспитание:
темпа и ритма дыхания и речи;
орального праксиса;
просодики;
фонематического слуха.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи
Логопед
Музыкальный
руководитель
Развитие мелкой моторики
Упражнения с различным дидактическим
материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских
музыкальных
инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием
кукол бибабо
Развитие мимики
Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных
мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности
в пении и танце
Развитие речевого дыхания
Скороговорки. Упражнения на поддувание.
Дифференциация ротового и носового дыхания.
Использование
музыкальных духовых
Выработка нижнедиафрагмального дыхания
инструментов. Распевки.
Упражнения на дыхание в
танце.
Развитие голоса
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие
гибкости мягкого неба
Хоровое пение.
Движения с речью под
музыку.
Использование
характерных ролей.
Развитие фонематического слуха
Чтение стихотворений с выделением фонем.
Различение фонем, близких по способу и месту
образования и акустическим признакам.
Воспитание акустико-артикуляционного образа
звука. Формирование контроля за речью через
акустический контроль.
Использование пропевок.
Хоровое и индивидуальное
пение. Музыкально-
ритмические движения.
Развитие артикуляции
Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного
аппарата( индивидуально)
Разучивание и пение песен.
Пение песен со
звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи
Формирование навыков словообразования и
словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен.
Драматизация.
Музыкальные спектакли,
инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря
Развитие понимания различных речевых
структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и
адъективного словаря.
Пополнение словаря
музыкальной
терминалогоией.
Обогащение словаря в
процессе занятий.
Развитие диалогической речи
Формирование навыков составления диалога
Драматизация.
Кукольный театр и куклы
бибабо. Музыкальные
спектакли.
Развитие монологической речи
Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической
речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков
Психологические этюды и коммуникативные
игры
Участие детей в
музыкальных
представлениях.
Список рекомендуемой литературы по теме:
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых
навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 2002.
Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1999.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2013.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2014.
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.