Напоминание

Взаимодействие музыкального руководителя с учителем-логопедом в рамках реализации в ДОУ


Автор: Варнакова Анастасия Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: село Смоленское,Алтайский край
Наименование материала: Взаимодействие музыкального руководителя с учителем-логопедом в рамках реализации в ДОУ
Тема: Взаимодействие музыкального руководителя с учителем-логопедом в рамках реализации в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Составила: Варнакова Анастасия Сергеевна

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем

в рамках реализации МБДОУ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и

музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь

кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более

интенсивной адаптации детей.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают

функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы

запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Задачи коррекционно-образовательной работы

учителя-логопеда и музыкального руководителя

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный

аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и

моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма,

способность ощущать в музыке,

движениях ритмическую

выразительность.

Формировать способность восприятия

музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества,

чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный

аппарат.

Формировать просодические

компоненты речи.

Развивать фонематическое

восприятие.

Развивать грамматический строй

и связную речь.

Направления коррекционно-развивающей работы

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

постановка диафрагмально-речевого дыхания;

укрепление мышечного аппарата речевых

Развитие

и

формирование

:

слухового внимания и слуховой памяти;

органов средствами логопедического массажа;

формирование артикуляторной базы для

исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация

и дифференциация;

развитие фонематического восприятия, анализа и

синтеза;

совершенствование лексико-грамматической

стороны речи;

обучение умению связно выражать свои мысли;

обучение грамоте, профилактика дисграфии и

дислексии;

развитие психологической базы речи;

совершенствование мелкой моторики;

логопедизация занятий и режимных моментов

оптико-пространственных представлений;

зрительной ориентировки на собеседника;

координации движений;

умения передавать несложный музыкальный

ритмический рисунок.

Воспитание:

темпа и ритма дыхания и речи;

орального праксиса;

просодики;

фонематического слуха.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный

руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим

материалом.

Пальчиковые игры.

Игра на детских

музыкальных

инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием

кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных

мимических поз.

Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности

в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Использование

музыкальных духовых

Выработка нижнедиафрагмального дыхания

инструментов. Распевки.

Упражнения на дыхание в

танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие

гибкости мягкого неба

Хоровое пение.

Движения с речью под

музыку.

Использование

характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем.

Различение фонем, близких по способу и месту

образования и акустическим признакам.

Воспитание акустико-артикуляционного образа

звука. Формирование контроля за речью через

акустический контроль.

Использование пропевок.

Хоровое и индивидуальное

пение. Музыкально-

ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного

аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен.

Пение песен со

звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и

словоизменения.

Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен.

Драматизация.

Музыкальные спектакли,

инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых

структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и

адъективного словаря.

Пополнение словаря

музыкальной

терминалогоией.

Обогащение словаря в

процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.

Кукольный театр и куклы

бибабо. Музыкальные

спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической

речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные

игры

Участие детей в

музыкальных

представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых

навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 2002.

Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1999.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2013.

Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2014.

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.

Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.

Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.



В раздел образования