Напоминание

"Опытно-экспериментальная деятельность"


Автор: Болдохонова Жанна Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: Проект
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНЯЯ ГРУППА «РОМАШКА»

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он

знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он

располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский

Актуальность проекта. Заключается в том, что экспериментирование

даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта,

а

так

же,

обогащает

память

ребёнка,

активизирует

его

мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в

ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают

окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят

ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность,

пытливость

ума,

формирует

познавательный

интерес

через

исследовательскую деятельность.

Новизна проекта. Мы проводили опыты: с воздухом, водой, песком,

снегом, кристаллом, почвой, магнитом, растениями, деревом. Дети были в

большом восторге от проделанной работы.

Цель проекта. Знакомство детей со свойствами различных материалов

опытно - практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и

размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на

возникающие у него вопросы в решении проблемных ситуаций.

Задачи проекта.

Формировать у ребенка представления о свойствах различных

материалов;

Развивать

способность

анализировать,

делать

выводы

и

умозаключения;

Развивать

стремление

к

познанию

через

творческо-

экспериментальную деятельность;

Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Данный проект рассчитан на 2019-2020 учебный год.

Ресурсное обеспечение проекта:

материально-техническим обеспечением стало групповое помещение

детского сада, которое на первом этапе проекта было пополнено различными

предметами

и

материалами

необходимыми

для

экспериментальной

деятельности.

кадровым обеспечением являлись родители и воспитатели группы.

Этапы проекта.

1.

Сбор необходимого материала и оборудования.

2.

Практическая деятельность

3.

Создание лаборатории.

4.

Подведение итогов.

Содержание деятельности

Сентябрь

1.

«Свойства песка». Задачи: расширять знания детей о свойствах песка.

(Сухой песок можно просеять, а из мокрого делать куличи, песок

пропускает воду) .

2.

«Звук и слух». Задачи: закреплять представление детей об органах

чувств, их назначении.

3.

«Какая бывает земля?» Задачи: закреплять знания детей о свойствах

почвы.

4.

«Вода и ее свойства». Задачи: закреплять с детьми свойства воды

(прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес,

принимает форму сосуда, в которой она налита.

Октябрь

1.

«Волшебные

мыльные

пузыри».

Задачи:

познакомить

детей

со

способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого

мыла: может растягиваться, образуя пленку.

2.

«Волшебная бумага и ее свойства». Задачи: познакомить детей со

свойствами

бумаги,

какие

волшебные

самолетики,

бумажные

гармошки, лягушки – попрыгушки и др. поделки, которые можно

сделать из бумаги.

3.

«Как

обнаружить

воздух

в

помещении?»

Задачи:

продолжать

знакомить со свойствами воздуха.

4.

«Зачем нужны весы?». Задачи: познакомить детей, что предметы

имеют вес, который зависит от материала, из которого сделан предмет

и от размера этого предмета.

Ноябрь

1.

«Резина и ее свойства». Задачи: познакомить со свойствами резины

(можно сжимать, разжимать, растягивать) .

2.

«Дерево и его свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами

дерева.

3.

«Отличие резины от дерева, бумаги». Задачи: учить находить отличия

предметов, изготовленных из дерева, бумаги и резины.

4.

«Угадай, из чего сделан предмет». Задачи: закреплять полученные

знания о свойствах бумаги, дерева, резины.

Декабрь

1.

«Лед и вода». Задачи: познакомить с двумя агрегатным состояниями

воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды:

превращаться в лед.

2.

«Снег и его свойства». Задачи: расширять знания детей о свойствах

снега, каким он может быть: липким, пушистым, колючим.

3.

«Иней на деревьях». Задачи: познакомить детей с инеем, который

появляется на деревьях во время мороза, и что происходит с ним в

тепле.

4.

«Цветные льдинки». Задачи: закрепить изготовление цветных льдинок

с целью: украсить ими елки во дворе детского сада.

Январь

1.

«Веселые каникулы» - конкурсы, КВН, соревнования. Закрепить

знания, полученные ранее.

2.

«Вещество. Ткань». Задачи: познакомить детей со свойствами ткани,

видами ее и структурой.

3.

«Вещество. Тесто». Задачи: познакомить со свойствами муки, воды,

соли. Показать как из этих веществ получить тесто. Познакомить со

свойствами теста.

4.

«Магазин

игрушек».

Задачи:

закрепить,

полученные

знания

о

веществах.

Февраль

1.

«Тень от предметов». Задачи: познакомить с образованием тени от

предметов.

2.

«Зеркало. Отражение в зеркале». Задачи: познакомить с понятием

отражение. Описать свою внешность, используя зеркало.

3.

«Стекло и его свойства». Задачи: познакомить со свойством стекла:

прозрачность, хрупкость.

4.

«Что выделяют растения?». Задачи: познакомить детей с тем, что

растения выделяют кислород.

Март

1.

«Посадим лук». Задачи: развивать навыки посадки крупных семян.

2.

«Вещество. Выращивание кристалла». Задачи: учить классифицировать

кристаллы по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.

3.

«Сосульки». Задачи: расширять знания детей о свойствах воды.

4.

«Воздушные шарики». Задачи: закреплять знания детей о воздухе.

5.

Апрель

1.

«Как влияет весеннее тепло на растения?». Задачи: наблюдение за

образованием почек и распусканием листьев на ветках весной.

Установить взаимосвязь сезона и развитие растения.

2.

«Почему цветы весной расцветают?» Задачи: помочь установить

зависимость растений от температуры и поступившей влаги.

3.

«Земля – наша кормилица». Задачи: дать представление о том, что

почва – верхний слой земли, познакомить с составом почвы.

4.

«Ветка

сирени».

Задачи:

способствовать

развитию

у

детей

представлений об основных потребностях растений.

5.

«Выращивание кристалла». Задачи: дать первые представления о

кристалле,

вызвать

у

детей

чувство

инициативы,

развивать

наблюдательность, логическое мышление.

Май

1.

«Термометр для улицы». Задачи: познакомить детей с уличным

термометром.

2.

«Металл и пластмасса». Задачи: учить сравнивать предметы из металла

и пластмассы и показать, какие из них плавают и почему.

3.

«Испытание магнита». Задачи: познакомить детей с особенностями

магнита,

помочь

выявить

материалы,

которые

могут

стать

магнетическими и со способностью магнита притягивать другие

предметы.

Ожидаемый результат. Выращивание кристалла, создание в группе

мини-лаборатории, в которой дети смогут действовать самостоятельно или

малыми подгруппами, наблюдать и делать выводы.

Риски реализации проекта. Не соответствие погодных условий и

запланированных

мероприятий,

в

связи

с

чем

приходилось

менять

содержание деятельности.

Перспективы

развития

проекта.

Планируем

в

дальнейшем

продолжать работу по экспериментальной деятельности и вести альбом

наблюдений, по результатам которого оформить сборник опытов для детей

дошкольного возраста.

Разработан проект воспитателем:

Ж.Б. Болдохонова

МБДОУ «Д /С №2» г. Ачинск

АЛЬБОМ НАБЛЮДЕНИЙ

ГРУППА «РОМАШКА»

«Вода прозрачная»

Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет цвета.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с соком

(молоком). В стаканчиках палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они

видны? В каком нет? Почему? Перед нами сок и вода, в стакане с водой мы

видим палочку, а в стакане с молоком – нет.

«У воды нет запаха»

Цель: Опытным путем показать детям, что вода не имеет запаха.

Перед детьми стоят стаканчики с водой, соком, молоком. Предлагаю детям

подойти и понюхать каждый стаканчик. В котором из стаканчиков нет запаха

дети?

«Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать»

Цель: Опытным путем показать детям, что воздух прозрачен.

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите?

(Игрушки, столы и т.д.). А еще в комнате много воздуха, но его не видно,

потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно

поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что

там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он

тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет

полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из

него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха).Опять

наберем в пакет воздуха и снова его выпустим (2-3 раза).



В раздел образования