Автор: Болдохонова Жанна Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: Проект
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЯЯ ГРУППА «РОМАШКА»
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он
знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он
располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Актуальность проекта. Заключается в том, что экспериментирование
даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта,
а
так
же,
обогащает
память
ребёнка,
активизирует
его
мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в
ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают
окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят
ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность,
пытливость
ума,
формирует
познавательный
интерес
через
исследовательскую деятельность.
Новизна проекта. Мы проводили опыты: с воздухом, водой, песком,
снегом, кристаллом, почвой, магнитом, растениями, деревом. Дети были в
большом восторге от проделанной работы.
Цель проекта. Знакомство детей со свойствами различных материалов
опытно - практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и
размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на
возникающие у него вопросы в решении проблемных ситуаций.
Задачи проекта.
Формировать у ребенка представления о свойствах различных
материалов;
Развивать
способность
анализировать,
делать
выводы
и
умозаключения;
Развивать
стремление
к
познанию
через
творческо-
экспериментальную деятельность;
Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Данный проект рассчитан на 2019-2020 учебный год.
Ресурсное обеспечение проекта:
материально-техническим обеспечением стало групповое помещение
детского сада, которое на первом этапе проекта было пополнено различными
предметами
и
материалами
необходимыми
для
экспериментальной
деятельности.
кадровым обеспечением являлись родители и воспитатели группы.
Этапы проекта.
1.
Сбор необходимого материала и оборудования.
2.
Практическая деятельность
3.
Создание лаборатории.
4.
Подведение итогов.
Содержание деятельности
Сентябрь
1.
«Свойства песка». Задачи: расширять знания детей о свойствах песка.
(Сухой песок можно просеять, а из мокрого делать куличи, песок
пропускает воду) .
2.
«Звук и слух». Задачи: закреплять представление детей об органах
чувств, их назначении.
3.
«Какая бывает земля?» Задачи: закреплять знания детей о свойствах
почвы.
4.
«Вода и ее свойства». Задачи: закреплять с детьми свойства воды
(прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес,
принимает форму сосуда, в которой она налита.
Октябрь
1.
«Волшебные
мыльные
пузыри».
Задачи:
познакомить
детей
со
способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого
мыла: может растягиваться, образуя пленку.
2.
«Волшебная бумага и ее свойства». Задачи: познакомить детей со
свойствами
бумаги,
какие
волшебные
самолетики,
бумажные
гармошки, лягушки – попрыгушки и др. поделки, которые можно
сделать из бумаги.
3.
«Как
обнаружить
воздух
в
помещении?»
Задачи:
продолжать
знакомить со свойствами воздуха.
4.
«Зачем нужны весы?». Задачи: познакомить детей, что предметы
имеют вес, который зависит от материала, из которого сделан предмет
и от размера этого предмета.
Ноябрь
1.
«Резина и ее свойства». Задачи: познакомить со свойствами резины
(можно сжимать, разжимать, растягивать) .
2.
«Дерево и его свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами
дерева.
3.
«Отличие резины от дерева, бумаги». Задачи: учить находить отличия
предметов, изготовленных из дерева, бумаги и резины.
4.
«Угадай, из чего сделан предмет». Задачи: закреплять полученные
знания о свойствах бумаги, дерева, резины.
Декабрь
1.
«Лед и вода». Задачи: познакомить с двумя агрегатным состояниями
воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды:
превращаться в лед.
2.
«Снег и его свойства». Задачи: расширять знания детей о свойствах
снега, каким он может быть: липким, пушистым, колючим.
3.
«Иней на деревьях». Задачи: познакомить детей с инеем, который
появляется на деревьях во время мороза, и что происходит с ним в
тепле.
4.
«Цветные льдинки». Задачи: закрепить изготовление цветных льдинок
с целью: украсить ими елки во дворе детского сада.
Январь
1.
«Веселые каникулы» - конкурсы, КВН, соревнования. Закрепить
знания, полученные ранее.
2.
«Вещество. Ткань». Задачи: познакомить детей со свойствами ткани,
видами ее и структурой.
3.
«Вещество. Тесто». Задачи: познакомить со свойствами муки, воды,
соли. Показать как из этих веществ получить тесто. Познакомить со
свойствами теста.
4.
«Магазин
игрушек».
Задачи:
закрепить,
полученные
знания
о
веществах.
Февраль
1.
«Тень от предметов». Задачи: познакомить с образованием тени от
предметов.
2.
«Зеркало. Отражение в зеркале». Задачи: познакомить с понятием
отражение. Описать свою внешность, используя зеркало.
3.
«Стекло и его свойства». Задачи: познакомить со свойством стекла:
прозрачность, хрупкость.
4.
«Что выделяют растения?». Задачи: познакомить детей с тем, что
растения выделяют кислород.
Март
1.
«Посадим лук». Задачи: развивать навыки посадки крупных семян.
2.
«Вещество. Выращивание кристалла». Задачи: учить классифицировать
кристаллы по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.
3.
«Сосульки». Задачи: расширять знания детей о свойствах воды.
4.
«Воздушные шарики». Задачи: закреплять знания детей о воздухе.
5.
Апрель
1.
«Как влияет весеннее тепло на растения?». Задачи: наблюдение за
образованием почек и распусканием листьев на ветках весной.
Установить взаимосвязь сезона и развитие растения.
2.
«Почему цветы весной расцветают?» Задачи: помочь установить
зависимость растений от температуры и поступившей влаги.
3.
«Земля – наша кормилица». Задачи: дать представление о том, что
почва – верхний слой земли, познакомить с составом почвы.
4.
«Ветка
сирени».
Задачи:
способствовать
развитию
у
детей
представлений об основных потребностях растений.
5.
«Выращивание кристалла». Задачи: дать первые представления о
кристалле,
вызвать
у
детей
чувство
инициативы,
развивать
наблюдательность, логическое мышление.
Май
1.
«Термометр для улицы». Задачи: познакомить детей с уличным
термометром.
2.
«Металл и пластмасса». Задачи: учить сравнивать предметы из металла
и пластмассы и показать, какие из них плавают и почему.
3.
«Испытание магнита». Задачи: познакомить детей с особенностями
магнита,
помочь
выявить
материалы,
которые
могут
стать
магнетическими и со способностью магнита притягивать другие
предметы.
Ожидаемый результат. Выращивание кристалла, создание в группе
мини-лаборатории, в которой дети смогут действовать самостоятельно или
малыми подгруппами, наблюдать и делать выводы.
Риски реализации проекта. Не соответствие погодных условий и
запланированных
мероприятий,
в
связи
с
чем
приходилось
менять
содержание деятельности.
Перспективы
развития
проекта.
Планируем
в
дальнейшем
продолжать работу по экспериментальной деятельности и вести альбом
наблюдений, по результатам которого оформить сборник опытов для детей
дошкольного возраста.
Разработан проект воспитателем:
Ж.Б. Болдохонова
МБДОУ «Д /С №2» г. Ачинск
АЛЬБОМ НАБЛЮДЕНИЙ
ГРУППА «РОМАШКА»
«Вода прозрачная»
Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет цвета.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с соком
(молоком). В стаканчиках палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они
видны? В каком нет? Почему? Перед нами сок и вода, в стакане с водой мы
видим палочку, а в стакане с молоком – нет.
«У воды нет запаха»
Цель: Опытным путем показать детям, что вода не имеет запаха.
Перед детьми стоят стаканчики с водой, соком, молоком. Предлагаю детям
подойти и понюхать каждый стаканчик. В котором из стаканчиков нет запаха
дети?
«Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать»
Цель: Опытным путем показать детям, что воздух прозрачен.
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите?
(Игрушки, столы и т.д.). А еще в комнате много воздуха, но его не видно,
потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно
поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что
там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он
тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет
полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из
него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха).Опять
наберем в пакет воздуха и снова его выпустим (2-3 раза).