Автор: Кольцова Галина Владимировна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МБОУ "Палатовская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: С. Палатово, Красногвардейский район, Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Определение качества воды источников нашего края Раздел: начальное образование
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Название программы, в рамках которой проводится занятие: Белгородоведение
Тема внеурочного занятия: « Определение качества воды источников нашего края»
Количество учащихся : 12
Учитель: Кольцова Галина Владимировна
Дата проведения внеурочного занятия: 6 апреля 2016 года
Тип занятия: открытие новых знаний.
Технология занятия: элементы кейс -технологии, исследовательская технология.
Цель: содействовать расширению знаний обучающихся о воде, как об одном из самых важных условий жизни на
Земле и водных ресурсах Белгородской области.
Задачи:
1.Создать условия для формирования представления о воде, как одной из главнейших форм и источников жизни на
Земле, разнообразии видов водоемов Белгородской области.
2.Способствовать осознанию особой важности воды для всего живого на Земле.
3.Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать
необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
Формулируемые УУД:
Личностные: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, расширять
представления о водных ресурсах Белгородской области.
Регулятивные: принимать учебную задачу урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном.
Познавательные: обучать работе с информацией, представленной в презентации; формировать умение выбирать
наиболее эффективные способы решения задач; устанавливать причинно- следственные связи, наблюдать,
анализировать, рассуждать.
Коммуникативные: планирование способов сотрудничества в поиске и сборе информации, выбор определенных
форм поведения во взаимоотношениях с одноклассниками.
Методы и приемы проведения:
- методы словесной передачи и слухового восприятия (словесные методы: беседа, рассказ);
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наглядные методы: демонстрация презентации, работа с
картой);
- практические методы: выполнение заданий;
- проблемно-поисковый метод;
- метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся через использование
источников информации.
Оборудование: проектор с экраном, 3 пробирки с природной водой, 3 стаканчика с питьевой водой, универсальная
индикаторная бумага, капельки синего и серого цвета для рефлексии, презентация.
№п/п
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Организационный момент
(1-2 минуты)
- Встали все у парт красиво,
Здравствуйте, ребята!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Настал новый день. Я улыбнулась вам, и
вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и
добры, приветливы и ласковы. Мы все
здоровы. Пожелайте мысленно друг другу
что-то хорошее.
Демонстрируют
готовность к занятию.
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость.
Регулятивные УУД:
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место.
2.
Этап актуализации знаний
(5 - 6 мин)
Посмотрите на слайд1, прочтите
выражение. Так пусть и нам сегодня
сопутствует успех! 22 марта во всём мире
отмечается «Всемирный день водных
ресурсов», который был учреждён
участниками конференции ООН по
окружающей среде в Рио-де-Жанейро в
июне 1992 года.
А вы знаете, что такое водные ресурсы?
К водным ресурсам нашей области
относят…а что, нужно угадать загадку.
1.Не вода и не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)
2.Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по песенке,
Узнаете меня (ручеёк)
3.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
4.Кругом вода
А с питьем беда. (Море)
В Белгородской области насчитывается 480
Читают: С маленькой
удачи начинаются
большие успехи
Ответы детей
Личностные УУД:
формирование основ
экологической культуры.
Коммуникативные УУД:
слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку
зрения.
Регулятивные УУД:
составлять план решения
задачи совместно с
учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно
предполагать, какая
информация нужна для
решения задачи в один
шаг.
рек и ручьёв. Самые крупные реки-
Северский Донец, Оскол, Ворскла, Тихая
Сосна. А наша река как называется?
Кроме рек на нашей территории множество
родников ручьёв.
Ответ учащихся: Сенная
3.
Вовлечение обучающихся в
деятельность
(взаимодействие)
Сегодняшнее занятие мы проведём в
лаборатории по определению качества
одного продукта. Скажите, а без чего
человек может прожить не более 10 дней?
Правильно. Поэтому, что мы будем, сегодня
исследовать в нашей лаборатории?
А что в воде исследовать, по вашему
житейскому опыту. Вся ли вода одинаковая
на вкус?
Чтобы ответить на данный вопрос
приступим к дегустации образцов питьевой
воды.
А кто мне скажет, кто такие дегустаторы?
Ответы детей
Ответы детей: без воды
Ответы детей: воду
Личностные УУД:
находить ответы на
вопросы, используя свой
жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятиях.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге,
высказывать свою точку
зрения, оформлять свои
мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной
деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего
незнания, самостоятельно
делать выводы,
перерабатывать
информацию.
4.
Самостоятельная
продуктивная деятельность
обучающихся под
управлением педагога
Не спешим. Вначале все взяли стаканчик
под номером 1. Определяем вкус, привкус
воды. Напоминаю, воду набирать в рот и
задерживать на 3-5 секунд. Свои результаты
заносите в рабочие листы, которые у
Питьевая вода должна
быть без цвета, запаха,
вкуса. По вкусу она
различается.
Дети пытаются ответить
Личностные УУД:
добывать новые знания
Коммуникативные УУД:
участвовать в работе
группы, распределять
каждого на столе. Затем все взяли стаканчик
под номером 2. Определяете вкус воды под
номером 3.
Оказывается, что вода по вкусу разная.
Кому понравился образец под номером 1.
Оказывается эта вода Майская. А кому под
номером 2. Это вода из школьного куллера.
И под номером 3, это вода из родника
«Беленький»
Так всё-таки питьевая вода различается по
вкусу?
А природная вода по каким признакам
может отличаться?
Совершенно правильно.
Ещё природные воды могут различаться по
такому показателю, как кислотность. И раз
мы сегодня с вами работаем в лаборатории,
у вас на столах образцы природной воды,
какой будет план действий?
Вкус не определяем.
Проведём простейший анализ образцов
природных вод нашей местности и
определим их качество. Работаем в парах
согласно инструкции и параллельно
заполняем листы исследования, которые у
каждого на столе.
Напоминаю правила работы с
лабораторным оборудованием (не
толкаемся, ставим пробирки на подставки).
на вопрос.
Ребята определяют вкус
питьевой воды.
Да
По цвету, запаху,
прозрачности, вкусу.
Будем определять цвет,
запах, прозрачность,
кислотность
Работа в парах
роли, договариваться друг
с другом,слушать и
понимать других.
Познавательные УУД:
перерабатывать,
систематизировать
информацию, выбирать
нужную информацию.
Регулятивные УУД:
самостоятельно
организовывать рабочее
место в соответствии с
целью выполнения
заданий, определять цель
учебной деятельности,
план выполнения задания,
самоконтроль.
Начнём с определения запаха. У вас все
образцы закрыты пробками. Взяли образец
под номером 1, аккуратно встряхните
пробирку, откройте пробку и определите
запах, закройте. Запах определяется по
школе на слайде. Проставьте баллы в строке
«Запах» напротив каждого образца.
Переходите к следующему образцу под
номером 2.
Переходим к следующему показателю:
определение мутности. Каждый образец
рассмотрим на фоне белого листа, при
достаточном боковом освещении. Взяли
образец под номером 1.
Но частички в воде могут быть и светлыми,
поэтому на белом фоне мы их не заметим.
Давайте возьмём тёмные листы и тоже
протестируем пробы. Результаты
сравниваем с таблицей на слайде.
Заполняем листы исследования в графе
«мутность» по каждому образцу.
Взяли образец под номером 2. Приложили
к белому листу, а затем к чёрному.
Взяли образец под номером 3.
Аналогично мутности определяется
цветность, но только на белом фоне. В
графе «цветность» напишите, имеется ли у
образца оттенок и какой, если нет, то нет.
Заполнение рабочих
листов
И последний показатель – кислотность .
Питьевая вода должна быть близка к
нейтральной: не кислотная и не щелочная
( от 6 до 8,5). Давайте протестируем каждый
образец на кислотность и запишем напротив
каждого величину в единицах. Мы
закончили анализ предложенных образцов
воды.
Физкульпауза.
Теперь каждая группа должна сделать
вывод о соответствии проб требованиям к
питьевой воде по тем характеристикам,
которые мы брали.
На слайде: Нормативные характеристики
питьевой воды.
Есть ли у вас образец, подходящий под эти
требования? Какие делаем выводы по
образцам?
Настало время открыть тайну, откуда же
были взяты образцы воды: пруд села
Палатово, родник «Пашков», колодец по
улице Мира.
Как вы думаете, почему мы не брали для
анализа критерий «вкус», «привкус».
Правильно. Воду из природных источников
сейчас можно пить только из проверенных и
оборудованных источников.
Ответ учащихся: Есть
Ответы детей:
Ответ учащихся: Потому
что в воде могут
содержаться вредные
примеси, бактерии
5.
Итог занятия
Вспомните выражение: «С маленькой удачи
начинаются большие успехи».
Перефразируйте ее в соответствии с темой
нашего занятия.
Мне хочется дать полезные советы:
1. В течение дня, помимо других напитков,
рекомендуется выпивать
1,5 литра воды.
2. Воду желательно употреблять
небольшими порциями.
3. Пейте только качественную и чистую
воду.
Воду нужно беречь! Вода - это жизнь!
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… ВОДЫ!
Если вам все было понятно и понравилось
работать, я попрошу вас прикрепить к тучке
синюю капельку, а если у вас возникали
трудности, то серую капельку, и я буду
знать, кому нужна помощь.
Я думаю, что вы сегодня узнали много
полезного и интересного для себя. Спасибо
всем за активную работу.
С маленького ручейка
начинается река
Слушание звуков ручейка
Ребята по очереди парами
выходят прикреплять
капельку к тучке.
Личностные УУД:
способность к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
участвовать в
коллективном
обсуждении,
осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические
операции: сравнивать,
синтезировать,
классифицировать.
Регулятивные УУД:
способность к
преодолению
препятствий, оценивать
результаты своей и чужой
деятельности,
самоконтроль,
самооценка.
Приложение 1
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание-руки вперёд)
Сверху мостик – погляди (потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей
Мы работаем руками
Кто угонится за нами (движение рук)
А теперь пора нам, братцы
На песочке поваляться
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)
И за парты, отдыхаем.
Определение запаха воды
Интенсивность
Характер
Балл
Отсутствует
Запаха нет
0
Очень слабый
Запах еле ощущается
1
Заметный
Запах легко замечается
2
Отчётливый
Запах сразу обращает внимание
3
Очень сильный
Отталкивающий
4
Определение мутности
Степень мутности
Балл
Отсутствует
0
Очень слабая
1
Слабо мутная
2
Мутная
3
Нормативные характеристики питьевой воды
Запах
Цвет
Мутность
Кислотность
0 баллов
Отсутствует
0 баллов
6-8
Исследования проб природной воды
Характеристика
Образец №1
Образец №2
Образец №3
Запах
Мутность
Цвет
Кислотность
Соответствие