Напоминание

АРТ-Терапия


Автор: Цхурбаев Владимир Шамильевич
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: город Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: АРТ-Терапия
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цхурбаев Владимир Шамильевич

Педагог дополнительного образования

МБОУДО «Дворец творчества» г.Выборг

Сценарий методической разработки досугового мероприятия

с учащимися отдалённых поселений и деревень.

«АРТ-Терапия»

Данная методическая разработка является пособием по работе с разными

группами учащихся, с элементами деловой игры для формирования

благоприятных условий к социально-активной творческой деятельности

учащихся отдалённых поселений и деревень

(в рамках Федеральной программы «Успех каждого ребёнка»).

Цель проведения: поиск новых форм работы с учащимися отделённых

поселений и деревень, выстраивание алгоритма мышления современного

школьника, в процессе взаимодействия и сотворчества, как со сверстниками,

так и с педагогами.

Количество участников – от 30 человек (5 групп по направлениям)

Длительность проведения: 90 минут

Данный мастер-класс рекомендован к проведению в рамках конкурса

педагогического мастерства или открытого занятия.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, друзья! Сегодня мы с Вами попытаемся

апробировать ваши знания и умения, получаемые как в станах школы на

внеурочных профильных занятиях, так и специализированных кружках и

секциях. Для этого я попрошу вас сесть так, как вы хотите. И скажу сразу,

если кто-то не желает присутствовать на данном мероприятии, он может

покинуть его в любое время. Только помните, если вы уйдёте прямо сейчас –

то этим вы не подведёте никого, а просто покажите ваше отношение к

учителю. Если вы уйдете в момент формирования команды – то просто одна

из команда будет малочисленной, что может повлиять на работу как

положительно, так и отрицательно. Ну а если вы покинете нас в разгар

работы команды – вы нарушите единство коллектива! Выбирать вам!

(Даётся 1 минута для принятия решения)

1 этап - Формирование

- Итак, друзья, я предлагаю выйти ко мне сюда любых 5 участников, кто не

боится говорить, импровизировать и спорить. Самых смелых и энергичных!

(выходят пять человек)

- Представьтесь, пожалуйста. Но прошу не повторять манеру и формат

подачи информации. Каждый следующий должен удивить аудиторию и

обратить на себя внимание, как на самого одаренного!

(Презентация лидеров)

- Как вы понимаете, друзья, перед вами потенциальные лидеры, которые не

просто не побоялись выйти ко мне, но и творчески, разнообразно

представились перед вами. Прошу их наградить аплодисментами.

Сейчас я предлагаю в формате старой дворовой игры набрать к себе в

команду по 4 человека из всех присутствующих. Но делать в это будете тоже

творчески, а именно: к примеру, в команду номер 1 придет парень, у

которого самое длинное имя. В команду номер два идет девочка, которая

умеет петь и танцевать, в третью команду приглашается мальчик, у которого

есть способности писать стихи. В четвертую команду требуется ребенок, у

которого сама большая семья. И, наконец, пятую команду дополнит участник

с самой короткой фамилией. Время пошло!

(Идет процесс поиска лидерами своих участников, на который дается не

более 2 минут. Отличительной особенностью данной игры является

постоянное взаимодействие и получение дополнительной информации о

друг друге между участниками)

- Отлично! Первые участники есть. Осталось выбрать других. Это сделают

вновь прибывшие члены команды. Для этого мы завязываем им глаза,

раскручиваем и пусть «слепой жребий» сам определит следующего

участника команды.

(Идёт процесс «слепого выбора»)

- Для выбора следующего участника я предлагаю очередным выбранным

членам команд поиграть в снежки. Поворачиваемся спиной к аудитории и

бросаем свой снежок. Тот, в кого снежок попал, идет в команду.

(Игра «Снежки»)

- И, наконец, оставшихся ребят разрешить распределить мне самому. Именно

так, как я считаю нужным. И эти ребята изначально получают в своих

командах должность спикеров. Именно они будут презентовать работу

группы после её выполнения.

- Лидеры команд координируют работу группы и формируют рабочую

группу: кто будут заниматься оформлением, кто помогать спикеру во время

выступления, а кто отвечать на неудобные вопросы аудитории.

Я даю группам ровно 2 минуты на то, чтобы придумать название своей

команды. И помните, от названия многое зависит!

(Обсуждение названий)

- Итак, прошу громко выкрикнуть по очереди свои названия.

Все познакомились и теперь, собственно, переходим к самой работе.

Ведущий: У каждой команды будет возможность опробовать свои силы в

разных профессиональных областях: от рекламного менеджера до

настоящего политика. Время выполнения задания 30 минут. За это время

команда не покидает своей игровой зоны и помимо выполнения

поставленной задачи должна активно откликаться на призыв о помощи извне

– вас могу о чем-то попросить я или кто-то из участников других рабочих

групп. При этом отказ равносилен потере очка.

Правила игры:

При оказании помощи – вы наоборот, приобретаете очко, которое я

фиксирую на стенде школьной доски.

Также очки могут зарабатываться или теряться командами при проявлении

своего поведения, как с отрицательной, так положительной позиции. Если в

течение всего времени вы шумите и ругаетесь – минус очко, работаете

слаженно и спокойно – плюс очко.

За четко отлаженную и хорошо презентованную работу дается 2 очка. За

презентацию без особых оригинальных подходов – 1 очко. Плохая

презентация не оценивается.

За аргументированный ответ на вопрос после презентации – дается очко.

Ответ не удовлетворяет задававшего вопрос человека – команда не

оценивается.

Лично от меня даются дополнительные очки за оформление, внешний вид и

позитив, который демонстрирует команда в ходе презентации.

- По критериям, я думаю, всё вполне ясно. Приступаем к выбору задания.

Делать вы это будете самостоятельно.

Перед вами 5 воздушных шаров разного цвета. Внутри каждого шара лежит

небольшой пресс-релиз, рассказывающий о характере вашего задания. Если у

вас возникают вопросы, я готов на них ответить. Но стоимость каждого

ответа – 1 очко. Накопленные очки я распределяю между командами,

самостоятельно решившим свою задачу.

Перед вами находится стол, на которым есть всевозможные подсказки,

полезная литература, необходимый инвентарь. Всем этим вы можете

пользоваться, только взяв на время. Забрать несколько предметов сразу не

разрешается. Научитесь пользоваться только тем инструментарием, которым

принесет вам пользу!

Надеюсь, всё понятно?! Тогда, приступим. Ваши выстрелы, уважаемые

лидеры команд!

Каждый попадает в определенный шар и вытаскивает своё задание. На

экране появляется характеристика предлагаемых заданий командам:

Вы современная технологическая организация, специализирующая на

сверхновых и полезных изобретений для человека. Разработайте такой

предмет, дайте ему техническую характеристику, сделайте рекламу и

убедите всех в практичности и бюджетности вашего изобретения.

2 ЭТАП - Содержание

Ведущий: Позвольте вас ознакомить с полученными заданиями.

Команда _______ получает проект «Я – продавец, ты – покупатель!»

Задача команды разработать несуществующий продукт или вещь, которая

определенно может быть полезна и нужна современному школьнику. При

этом у данного продукта должны быть абсолютно реальные характеристики.

Немного пофантазировать и поюморить не возбраняется. Помимо этого, вы

должны подготовить оригинальную презентацию вашего товара и

презентовать так, чтобы его хотелось купить. Обязательно используйте его

наглядное изображение – здесь себя должны проявить ваши оформители.

Назначьте цену вашему товару и предложите алгоритм продвижения его

через различные формы рекламы.

Не забывайте – по итогам презентации Вас ожидают каверзные вопросы!

Команда ________ открывает «Школу изящных манер». Это некий симбиоз

модельного агентства и школы этикета. Разработайте линию одежды

современного ребенка и учителя, презентуйте её, а также наглядно покажите,

как в такой одежде будут себя вести учащиеся и педагоги будущего. Вам

также стоит обратить внимание на все нюансы, связанные с презентацией

своего дела – наглядная демонстрация, творческая постановка, роли спикера

в процессе презентации.

И помните о вопросах в конце!

Команда _______________ получает на время все полномочия и становится

Правительством России. Задача разработать систему работы правительства

будущего в новом формате – «Модель государства глазами лидера». Может

страной будет управлять не Президент, но тогда кто? Какие функции будут у

правительства? Может будут другие Министерства и другие законы?

Предложите нам модель будущей России. Какой вы видите нашу страну

через 20-30 лет?! Но помните, ребята, что ваше задание наиболее серьезное

из всех предложенных. Поэтому прошу максимально серьезно подойти к

решению поставленной задачи и постараться удивить нас всех!

Команда _______________ получает задание «Мой маленький бизнес» и на

время превращается в команду молодых предпринимателей, которым дается

шанс развить полезный и прибыльный бизнес на территории школы, при

этом, не нарушая основных законов РФ (для этого воспользуйтесь

методичкой), в том числе законов об образовании и защиты прав

потребителей. Вы можете задействовать возможности столовой, взять на

время в аренду фойе или кабинет, использовать здание по своему

усмотрению. Ваш «стартап» должен мотивировать учащихся к стремлению

самостоятельно зарабатывать, при этом принося пользу окружающим.

Покажите, как можно монетизировать знания и умения во благо школы, но

при этом ваш проект не должен быть в зоне риска с возможностью

прогореть! Дерзайте!

И еще одна команда, ______________, получает задание «Школа 21 века».

Задача очень интересная – нужно разработать, нарисовать и подробно

рассказать о том, какая должна быть школа: какой может быть новая

школьная форма, какие предметы стоит убрать, а какие оставить, нужны

учителя или роботы; может вообще не стоит ходить в школу, а получать

знания дистанционно?! Откройте нам в дверь образования 21 века – какой

будет новая школа для новых учащихся. Фантазируйте, но помните главное –

ВСЕ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ, РЕАЛЬНЫМИ И

УДОВЛЕТВОРЯТЬ ВСЕХ – И ВЗРОСЛЫХ, И ДЕТЕЙ!!!

Это правило касается всех участников нашего мероприятия.

Время пошло!

(В процессе выполнения заданий, ведущему рекомендуется

прислушиваться к тому, как идет работа в группах. Подключать к

работе кураторов из числа педагогов. Можно провоцировать ребят,

частично отвлекая от рабочего процесса своими предложениями. Важно,

чтобы ведущий сам для себя анализировал работу каждого ребенка,

давал оценку приложенным им усилиям к решению поставленной перед

группой задачей. Желательно разбавить рабочую атмосферу легкой

музыкой)

3 ЭТАП - Презентация

Ведущий: Приступим к презентации. И вот на данном этапе я представляю

вашему вниманию жюри. Эти люди наблюдали за процессом формирования

команд и вашей работой со стороны, попутно оценивая как командную, так и

индивидуальную работу в каждой группе. Т.е. на данный момент у них уже

есть своё мнение о работе команд, но главное, конечно, впереди.

Предлагаю по очереди презентовать свою работу и попутно ответить не 1-2

вопроса зрителей и наших экспертов.

(Поочередно команды защищают свои проекты. Отвечают на вопросы жюри

и друг друга. Подводятся итоги мероприятия)

Ведущий: Мы услышали каждую команду и познакомились со всеми

проектами.

Скажу честно, очки набранные вами не значат ничего – ведь основная цель

была другая.

Мы создали вам условия для командной работы и взаимодействия, здоровой

конкуренции и возможности воплотить в реальность свои самые смелые

фантазии. При этом, не смотря на трудности, которые мы вам создавали в

процессе вашей работы, вы смогли предложить достаточно интересные идеи,

которые я предлагаю совместными усилиями воплотить в рамках школьного

проекта и продемонстрировать перед всеми учащимися и педагогами.

И наши эксперты предлагают к дальнейшей разработке и последующей

реализации следующие проекты….

(Из всех работ команд выбираются те, которые можно предложить как

«Проект Будущего», для демонстрации в своей образовательной

организации).

Также, по итогам нашей встречи все участники будут оценены, согласно

моему предмету и приглашены к работе Актива ученического

самоуправления нашего района. Наиболее активные и яркие участники

поощряются Дипломами Комитета образования.

(В конце рекомендуется проанализировать мероприятие, по средствам

опроса или тестирования. Но лучший формат – это открытый

микрофон. В отдельной комнате, перед включенной камерой участник

мероприятия имеет возможность высказать своё мнение о содержании,

работе своей команды – плюсах и минусах, внести свои предложения к

совершенствованию проектов подобного рода)

Список литературы

Дукачева Л. В. Планирование клубных мероприятий. Выявление досуговых

предпочтений на основе социолог. опросов // Справочник руководителя

учреждения культуры. – 2003. - N 7. - С. 79-86.

Зелинская Г. К. "Игроавтобус". Летняя тематическая творческая площадка //

Воспитание и дополнительное образование. - 2012. - № 2. - С. 20-28.

Козлова Т. В. Культурно-досуговые технологии. Организация массовых

мероприятий как способ привлечения внебюджетных средств // Справочник

руководителя учреждения культуры. – 2004. - N 4. - С. 60-64.

Кочева Е. Ю. Стандарт ресурсного обеспечения культурно-досуговых

мероприятий // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2009. - N

11. - С. 6-24.

Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать!. –

Ростов-н / Д. : Феникс , 2006. - 277 с.

Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 65.9(2); Авторский знак Л 442; Инв. номер

2267875-ЕФ

Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и

образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации

досуга. приложение N 2 к письму Минобрнауки России от 14. 04. 2011, N

МД-463/06 // Внешкольник. - 2011. - N 3. - С. 19-25.

Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных

объединений // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 6.

- С. 74-82.

Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных

объединений // Детский досуг. - 2012. - № 3. - С. 14-23.

Опарина Н. А. Замысел и воплощение мероприятия зрелищного досуга // Я

вхожу в мир искусств. - 2012. - № 1. - С. 39-61.

Пономарева Т. А. Социальный проект организации летнего досуга и

занятости детей и подростков "Радужное настроение" // Справочник

руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 9. - С. 65-73.



В раздел образования