Автор: Григорович Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Луховицы, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комнатные растения: правила ухода и содержания
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Московская область, г. Луховицы
Конспект занятия по экологическом воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
«Комнатные растения:
правила ухода и содержания»
подготовила педагог дополнительного образования
Григорович Т.А.
Луховицы, 2018 г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания
детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности вы-
полнения работы. Уточнить знания о инвентаре для работы. Продолжать ак-
тивизировать словарь детей по теме «Комнатные растения». Развивать мыш-
ление, связную речь, память, воображение.
Прививать интерес, развивать любознательность, желание ухаживать за рас-
тениями. Закреплять умение детей планированию совместной работы.
Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до
конца, желание ухаживать за комнатными растениями.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Комнатные растения, фартуки, тряпочки, палочки для рыхления, тазик с во-
дой, клеёнка, пульверизатор, ножницы, лейка, мнемосхемы по уходу за
растениями.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке природы. Чтение
стихотворений, загадок. Беседы о растениях.
Ход занятия:
1.
Орг момент: Дети входят в кабинет и рассаживаются за столы.
Педагог: Здравствуйте ребята . Я загадаю вам загадку, а вы отгадав ее попро-
буйте догадаться о чем мы с вами будем говорить:
Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,
И в парке, и в саду, и даже на пруду.
Поднимают настроение, зеленые… (растения).
2. Вводная часть: Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях.
-Какие вы знаете «комнатные растения»? ( Ответы детей)
-Почему мы их называем «комнатными»? (Ответы детей.)
- Для чего нужны комнатные растения (чтобы было красиво, очищают воздух
от пыли, растения хорошо пахнут).
- Поднимите руки, у кого дома есть комнатные растения.
- Как вы думаете растение - это живое существо? Назовите признаки живого?
(Растения питаются, двигаются, дышат, размножаются, растут).
-Посмотрите, на столе 5 «комнатных растений», отгадав загадки назовите
их.
Загадки
Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас
В любой день и час. (Алоэ)
После загадки демонстрируется растение алоэ .
Педагог: Это растение родом из Южной Африки (находит и показывает ме-
сто на глобусе). Алоэ в основном произрастает в тёплом и сухом климате, и
неудивительно, что многие люди ошибочно принимают его за кактус. Алоэ
может существовать в условиях, когда другие растения вянут и умирают. Это
позволило Алоэ пережить суровые изменения в климате нашей планеты и до-
жить до наших времён. В экстремальных ситуациях это растение закрывает
поры кожуры, удерживая влагу внутри листа. В листьях алоэ создаётся до-
вольно большой запас влаги. Листья толстые и запасают влагу, что делает его
засухоустойчивым растением. Поливают Алоэ 1, 2 раза в месяц. Хорошо
растет на солнечных подоконниках.
Куст оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
А цветы о окне – словно шапка в огне. (Герань.)
-У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья?
Педагог: По- народному «журавлиный нос», родина – субтропики, хорошо
растет на Кавказе. Листья душистые , покрытые волосками , округлой фор-
мы. Летом требует обильного полива. Нельзя опрыскивать это растение .
Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдатьего не жалко
Подарить дружку …….( Фиалку )
Педагог: Родина это растения восточная Африка. Плотные листья округлой
формы, покрытые волосками. При поливе нужно избегать попадания воды на
листья.
В кронах деревьев может расти
Мох и кора лучше всякой земли,
Разной окраской наделена
Внешне изящна она и мила. ( Орхидея)
Педагог: У кого дома есть такое растение, поднимите руку. Родина – юго-
Восточная Азия. Обратите внимание, что это растение растет лучше в про-
зрачных горшках и вместо земли используют кору деревьев и мох.
Вопросы педагога по теме:
- Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (корень, стебель,
листья, цветы ).
- Дети, чем отличаются растения друг от друга? (форма листьев, длина стеб-
ля, цветы и условия произрастания).
Физкультминутка «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)
3. Практическая часть (уход за растением).
Педагог: Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно
ухаживать одинаково?
Ответы детей.
- Разделитесь на пары и выберите себе любое растение. Наденьте фартуки.
Вспомните название комнатного растения. Вспомните, какой уход нужен
именно для этого растения. Подойдите к столу и выберете необходимые
карточки схемы по уходу за вашим растением, они помогут вам в уходе за
растением.
(Дети определяют приемы ухода за растениями, берут карточки — схемы,
выкладывают их на столе у своего цветка).
- Давайте повторим порядок работы. Сначала рыхлим, затем поливаем, после
вытираем пыль.
Каждая пара детей рассказывает по схеме, как нужно ухаживать за вы-
бранным растением. При затруднении педагог задает наводящие вопросы.
• Как поливаем растение? (водой комнатной температуры, по краям горшка).
• Как правильно рыхлим землю? (по краям горшка, сгребая землю к центру,
глубоко палочки не втыкаем). Внимание не рыхлим грунт у орхидеи- поче-
му?
• Как убираем пыль с гладких листьев орхидеи? (Крупные листья протирать
влажными тряпочками. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой –
протираем лист сверху, затем снизу.)
• Как убираем пыль с листьев фиалки? (для этого нам необходимы кисточки,
ими обметаем пыль с листочков).
•Как опрыскиваем растение – со всех сторон и снизу?
•Отметить какие растения любят свет, тень, полутень.
-Ребята , в работе вам понадобятся инструменты.
Д/и «Что лишнее». Найти лишние предметы, не используемые в уходе за
растениями.
- Какие инструменты вам будут нужны? ( палочки , пульверизатор, лейка,
салфетки, кисточки).
Расскажите, какие действия мы будем выполнять.
Предполагаемые ответы детей: Палочками рыхлить, лейкой поливать, сал-
феткой вытирать, пульверизатором опрыскивать, кисточкой обметать.
-Приступаем к работе.
Выполнение работы.
Во время деятельности детей педагог помогает им советами, отмечает
тех, кто успешно справляется с делом.
Педагог: Посмотрите на наши цветы. Они стали ярче, веселее. Как вы думае-
те, что они сейчас чувствуют? (благодарность; им стало легче дышать, они
попили воды, стали чистыми и красивыми).
А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах,
складываем инструменты и садитесь на стульчики.
4. Итог занятия.
Молодцы! Вы проделали большую работу и теперь сможете сами ухаживать
за растениями у себя дома и научить своих друзей этой работе.
Чтоб растение росло,
И питалось и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять,
И опрыскивать!
Надо помнить нам всегда,
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть.
Много правил и забот,
Знает мудрый садовод!