Автор: Коваль Людмила Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Развитие творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья
Тема: Развитие творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
ГБОУ школа-интернат « Инженерный юношеский лицей-интернат»
Структурное отделение Центр дистанционного образования детей-инвалидов
«Развитие творческих способностей одаренных детей
с ограниченными возможностями здоровья.»
Коваль Л.А.
Учитель-дефектолог.
koval
@
bel
-
shkola
.
ru
На сегодняшний день, в России, огромное внимание уделяется воспитанию и обучению
детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с «Конвенцией о правах
ребенка» (1989г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития
детей» (1993г.) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание
и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих
документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Последние исследования, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения
в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой увеличения количества детей,
которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства.
Способность – это индивидуальная
особенность личности человека, которая
обеспечивает
легкость
и
высокое
качество
овладения
той
или
иной
деятельностью. Творческая деятельность каждого человека индивидуальна и уникальна по
своей сути. А её формирование и развитие в детском возрасте является актуальной
проблемой в теории и практике современного воспитания и обучения.
Творческие способности – это не просто способности к различным видам
художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и
т. п.). А это ещё и индивидуальные особенности и характер человека, которые определяют
успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли,
оригинальность, любознательность, точность и смелость;
- смелость - это способность принимать решение в незнакомой и непонятной ситуации,
уметь сформировать собственные выводы, аргументировать их;
-беглость мысли – скорость формирования идей и их количество;
-гибкость мысли – умение переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию,
полученную в одном контексте, можно использовать в другом;
-точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему
творческому продукту;
-любознательность - способность удивляться, с удовольствием изучать новое, быть
открытым к ещё неизвестной информации;
-оригинальность - способность к нетрадиционному подходу к решению различных идей,
отличающихся от общепринятых, парадоксальных.
Способность к творчеству дана каждому человеку, несмотря на его психо-физические
возможности. Дети
с ОВЗ так же, как и дети, без особенностей развития, обладают
талантами, способностями, одаренностью. Но для развития способностей детей с ОВЗ
требуется специальная помощь и поддержка со стороны родителей, родных, педагогов.
Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Многие из них
нуждаются в постоянной помощи взрослого. Дети с ОВЗ, как правило, ограничены в
контактах со сверстниками, не имеют возможности получать опыт вне жизни дома. Их
мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно
ограничены.
По
этой
причине
уровень
активности,
самооценка,
мотивационно-
эмоциональная сфера - снижены. Учитывая вышеописанное, можно отметить, что основной
задачей воспитания и обучения детей с ОВЗ является социальное развитие и развитие
творческих способностей. Для этого необходимо воспитывать в детях способность жить
максимально
полноценной
жизнью,
обрести
уверенности
в
себе,
интересоваться
происходящим в мире, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления
встретившихся затруднений в различных жизненных ситуациях.
Развитием творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
занимаются педагоги, владеющие не только каким либо профессиональным навыком в
образовании детей, но и владеющим основами дефектологии, специальной психологии,
огромным терпением и желанием работать с данным контингентом детей. Только педагог,
умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование,
добивается высоких и эффективных результатов.
Основной задачей учебно-воспитательного процесса является формирование личности
ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для
формирования и развития личности ребёнка с ОВЗ.
Подбор видов деятельности, содержание занятий должны выстраиваться так, чтобы
формировать и максимально эффективно развивать творческий потенциал детей. Дети,
вовлеченные в активный творческий процесс, становится уверенней в себе. Он начинает
радоваться собственным и заслуженным успехам. У таких детей резко увеличивается
мотивация, поэтому дети становятся более контактными, социализированными.
С целью развития творческих способностей детей с ОВЗ педагогам, в процессе работы,
необходим индивидуальный подход. Так разрабатывать уроки, коррекционно-развивающие
занятия, и продумывать наиболее приемлемые формы и методы работы для детей с ОВЗ,
чтобы ребёнок максимально «раскрыл» свой творческий потенциал.
Определим условия для успешного развития творческих способностей детей с ОВЗ во
время проведения различных форм занятий:
1. Создание такой обстановки, чтобы она опережала развитие ребёнка на «1 шаг».
2.
Необходимо
окружать
обучающегося
такой
системой
отношений,
которая
бы
заинтересовала ребёнка к участию в разнообразной творческой деятельности.
3. Предоставление свободы выбора деятельности, чередования дел, для вызывания таких
чувств, как - желание, интерес, эмоциональный подъём.
4. Направляющая, доброжелательная и ненавязчивая помощь взрослых.
5. Дружелюбная и теплая атмосфера в процессе выполнения различных видов деятельности.
Взрослые
должны
создать
безопасную
психологическую
базу
для
возвращения
обучающегося из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно
стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо
относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни.
6. Подбор соответствующих методов обучения, что будет способствовать более высокому
уровню развития творческих способностей воспитанников.
На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых
информационных технологий в образовательный процесс с учетом их психо-физических
особенностей
и в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество.
Активно развиваются информационные и компьютерные технологии, которые существенно
изменили нашу современную жизнь. Компьютерные технологии открывают совершенно
новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных
компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер может использоваться на всех этапах
формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся он выполняет
различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного
пособия, тренажера, игровой среды. Работа с использованием ИКТ позволяет более
разносторонне развивать творческие способности детей с ОВЗ и является существенным
преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.
Таким образом можно сделать вывод, что развитие творческих способностей у детей с
ОВЗ с помощью разнообразных форм, методов и подходов формирует инициативность,
самостоятельность, а также способствует успешной социализации детей и является одним
из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, современного общества
.
Используемая литература:
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у
ребенка.. – М., 2001
-
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические
аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего
обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009