Напоминание

Развитие творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Коваль Людмила Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Развитие творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья
Тема: Развитие творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ школа-интернат « Инженерный юношеский лицей-интернат»

Структурное отделение Центр дистанционного образования детей-инвалидов

«Развитие творческих способностей одаренных детей

с ограниченными возможностями здоровья.»

Коваль Л.А.

Учитель-дефектолог.

koval

@

bel

-

shkola

.

ru

На сегодняшний день, в России, огромное внимание уделяется воспитанию и обучению

детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с «Конвенцией о правах

ребенка» (1989г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития

детей» (1993г.) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание

и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих

документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Последние исследования, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения

в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой увеличения количества детей,

которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства.

Способность – это индивидуальная

особенность личности человека, которая

обеспечивает

легкость

и

высокое

качество

овладения

той

или

иной

деятельностью. Творческая деятельность каждого человека индивидуальна и уникальна по

своей сути. А её формирование и развитие в детском возрасте является актуальной

проблемой в теории и практике современного воспитания и обучения.

Творческие способности – это не просто способности к различным видам

художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и

т. п.). А это ещё и индивидуальные особенности и характер человека, которые определяют

успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли,

оригинальность, любознательность, точность и смелость;

- смелость - это способность принимать решение в незнакомой и непонятной ситуации,

уметь сформировать собственные выводы, аргументировать их;

-беглость мысли – скорость формирования идей и их количество;

-гибкость мысли – умение переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию,

полученную в одном контексте, можно использовать в другом;

-точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему

творческому продукту;

-любознательность - способность удивляться, с удовольствием изучать новое, быть

открытым к ещё неизвестной информации;

-оригинальность - способность к нетрадиционному подходу к решению различных идей,

отличающихся от общепринятых, парадоксальных.

Способность к творчеству дана каждому человеку, несмотря на его психо-физические

возможности. Дети

с ОВЗ так же, как и дети, без особенностей развития, обладают

талантами, способностями, одаренностью. Но для развития способностей детей с ОВЗ

требуется специальная помощь и поддержка со стороны родителей, родных, педагогов.

Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Многие из них

нуждаются в постоянной помощи взрослого. Дети с ОВЗ, как правило, ограничены в

контактах со сверстниками, не имеют возможности получать опыт вне жизни дома. Их

мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно

ограничены.

По

этой

причине

уровень

активности,

самооценка,

мотивационно-

эмоциональная сфера - снижены. Учитывая вышеописанное, можно отметить, что основной

задачей воспитания и обучения детей с ОВЗ является социальное развитие и развитие

творческих способностей. Для этого необходимо воспитывать в детях способность жить

максимально

полноценной

жизнью,

обрести

уверенности

в

себе,

интересоваться

происходящим в мире, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления

встретившихся затруднений в различных жизненных ситуациях.

Развитием творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

занимаются педагоги, владеющие не только каким либо профессиональным навыком в

образовании детей, но и владеющим основами дефектологии, специальной психологии,

огромным терпением и желанием работать с данным контингентом детей. Только педагог,

умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование,

добивается высоких и эффективных результатов.

Основной задачей учебно-воспитательного процесса является формирование личности

ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для

формирования и развития личности ребёнка с ОВЗ.

Подбор видов деятельности, содержание занятий должны выстраиваться так, чтобы

формировать и максимально эффективно развивать творческий потенциал детей. Дети,

вовлеченные в активный творческий процесс, становится уверенней в себе. Он начинает

радоваться собственным и заслуженным успехам. У таких детей резко увеличивается

мотивация, поэтому дети становятся более контактными, социализированными.

С целью развития творческих способностей детей с ОВЗ педагогам, в процессе работы,

необходим индивидуальный подход. Так разрабатывать уроки, коррекционно-развивающие

занятия, и продумывать наиболее приемлемые формы и методы работы для детей с ОВЗ,

чтобы ребёнок максимально «раскрыл» свой творческий потенциал.

Определим условия для успешного развития творческих способностей детей с ОВЗ во

время проведения различных форм занятий:

1. Создание такой обстановки, чтобы она опережала развитие ребёнка на «1 шаг».

2.

Необходимо

окружать

обучающегося

такой

системой

отношений,

которая

бы

заинтересовала ребёнка к участию в разнообразной творческой деятельности.

3. Предоставление свободы выбора деятельности, чередования дел, для вызывания таких

чувств, как - желание, интерес, эмоциональный подъём.

4. Направляющая, доброжелательная и ненавязчивая помощь взрослых.

5. Дружелюбная и теплая атмосфера в процессе выполнения различных видов деятельности.

Взрослые

должны

создать

безопасную

психологическую

базу

для

возвращения

обучающегося из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно

стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо

относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни.

6. Подбор соответствующих методов обучения, что будет способствовать более высокому

уровню развития творческих способностей воспитанников.

На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых

информационных технологий в образовательный процесс с учетом их психо-физических

особенностей

и в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество.

Активно развиваются информационные и компьютерные технологии, которые существенно

изменили нашу современную жизнь. Компьютерные технологии открывают совершенно

новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных

компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер может использоваться на всех этапах

формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся он выполняет

различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного

пособия, тренажера, игровой среды. Работа с использованием ИКТ позволяет более

разносторонне развивать творческие способности детей с ОВЗ и является существенным

преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

Таким образом можно сделать вывод, что развитие творческих способностей у детей с

ОВЗ с помощью разнообразных форм, методов и подходов формирует инициативность,

самостоятельность, а также способствует успешной социализации детей и является одним

из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, современного общества

.

Используемая литература:

- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у

ребенка.. – М., 2001

-

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические

аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего

обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002

-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009



В раздел образования