Напоминание

Музыкальные занятия как средство развития гармоничной личности.


Автор: Силантьева Ирина Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 587 Фрунзенского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальные занятия как средство развития гармоничной личности.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальные занятия как средство развития гармоничной личности.

Статья педагога дополнительного образования ГБОУ Гимназии 587

Фрунзенского района , г. Санкт-Петербурга

Силантьевой И.Л.

Санкт- Петербург, 2017

Музыкальные занятия как средство для развития гармоничной

личности.

Вся история человечества показывает, что музыка является одним

из основных катализаторов социального становления личности.

В чем же польза музыкальных занятий для современных детей? .

Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов,

русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик,

апофеоз светских манер традиций..

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование

нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагорейцы

провозглашали музыку особым искусством, даром богов. Силой,

которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что

звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик.

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания,

построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти

принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и

Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были

направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и

телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый

человек – центральна тема древнегреческого искусства. "Отец

комедии" Аристофан, характеризуя лучших людей государства,

считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально

образованные, мусические.

Греческое слово "мусике" (искусство муз) означало всю область

литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Мусическому

образованию греки придавали первостепенное значение не только

1

потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями

мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что

музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к

упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в

деятельности.

Русский народ издревле богат музыкальной культурой, истоки

которой надо искать у древних восточных славян. В глубокой

древности возникли трудовые и обрядовые песни, былины и

исторические песни.

В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное

искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении

духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков.

Особую роль музыкальное просвещение играет в личностном

становлении подростков, потому что в подростковый период

интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать

искусство.

Музыкальные занятия развивают кругозор. Это исполнение

произведений различных жанров, эпох, стилей, а, следовательно,

знакомство с ними.

Конечно, музыка развивает чувство стиля и хороший эстетический

вкус. Музыкант-всегда творец. Музыка-временной вид искусства и

каждое исполнение произведения- это новое его «проживание»

исполнителем. Оно уникально, его невозможно точно повторить.

Работая над произведением, музыканту приходится эмоционально

его осмысливать, представлять, что хотел выразить композитор.

Исполнитель является как-бы «проводником» между автором

музыки и слушателями.

Играя слушателям, музыкант общается с ними, а значит ему надо

суметь не испугаться зала, отключиться от заботы о собственной

значительности. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с

2

галантным Моцартом, ершистым Прокофьевым, философичным

Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя,

ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их

характер, манеру чувствовать. При общении посредством музыки не

возникает языковых барьеров.

Немецкий писатель Бертольд Авербах утверждал, что музыка

является мировым языком и не нуждается в переводе. Музыка и язык

– братья - близнецы. Они родились следом друг за другом

ипродолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть

и в музыке, и в речи .Играющие и поющие лучше говорят и пишут,

легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают

грамматику. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче

запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Толстой,

Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один

иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам занятия

музыкой.

Есть и другие качества характера в воспитании которых музыка

может помочь. Чтобы научиться играть на любом музыкальном

инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова повторяя

отдельные аккорды, фразы, пассажи. Все без исключения большие

музыканты в детстве занимались игрой на инструменте по много

часов в день почти с тем же упорством, с каким чемпионы

тренируются в спортзале или на катке. . Но, в отличие от героев

спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже

руку.

3

Чтобы добиться результата, необходимо не только много работать,

но и работать сосредоточенно. Необходимо умение концентрировать

внимание.

С детства прививается привычка к труду и планированию своей

деятельности, а это полезно в любом деле, в частности, все успевать

и хорошо учиться. . Музыка – это воспитание характера без риска

получить травмы.

Музыканты меньше боятся страшной фразы – срок сдачи работы. В

музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю

вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на

сцене приучает к максимальной готовности, и ребёнок с таким

опытом не завалит серьёзный экзамен, собеседование при приёме на

работу или ответственный доклад. Терпение,так необходимое при

работе над музыкальным произведением, пригодится и при

написании сочинений , и для решения задач да и просто для

приятного человеческого общения. Как утверждают психологи,

музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины

стойки и тверды духом, как мужчины.

Ученые, проводившие социологические исследования, пришли к

выводу, что среди людей, попавших в места лишения свободы, нет

ни одного человека, окончившего в детстве музыкальную школу.

Так же занятия музыкой развивают память. При исполнении

произведения используются практически все ее виды.

Зрительная память задействована для запоминания нотного текста.

Музыкант читает ноты всегда заглядывая вперед, чтобы подготовить

себя к тем звукам , которые будут дальше, потому что их надо найти

на инструменте и извлечь правильным способом.

4

Двигательная память работает, чтобы запомнить движения

исполнительского аппарата, мышечные ощущения организма,

происходяшие в определенные моменты исполнения произведения.

Слуховая память позволяет запомнить образ звука, который должен

появиться, предслышать его, т. е. уметь представить ясно звук до

его возникновения. Музыкальные занятия воспитывают маленьких

«цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает

ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так,

читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о

прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может

прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и

жить в нескольких направлениях.

Психологи Макмастеровского университета Канады установили,

что уже спустя один год с начала занятий на музыкальных

инструментах у детей отмечается рост продуктивности памяти.

С точки зрения физического развития человека занятия музыкой

способствуют улучшению мелкой моторики. Мелкая моторика –это

скоординированность действий нервной, мышечной и костной

систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении

мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Мелкая

моторика развивается естественным образом начиная с

младенческого возраста.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими

свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-

пространственное восприятие (координация), воображение,

наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие

навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь ребенка потребует использования точных, координированных

5

движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,

рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных

бытовых и учебных действий. Еще во II веке до нашей эры в Китае

было известно о влиянии действий руками на развитие головного

мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с

участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно

влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно

тому подтверждение. На кистях рук расположено множество

рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную

нервную систему. Массируя определенные точки, можно

воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками

связаны.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи

подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев

в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять

умственную усталость, улучшают произношение многих звуков,

развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский

утверждал, что ум ребенка находится на кончике пальцев...

Исследования показали, что у детей, обучающихся игре

на музыкальных инструментах (особенно на струнных

и клавишных), улучшается координация движений, мелкая

моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука

делают множество движений, в том числе очень мелких. Кроме того,

правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения.

Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо),

в разном характере и в разном темпе. А ведь еще нужно заглянуть

вперед, читая нотный текст и слухом проверить правильность

интонирования. Таким образом, мозг находится в состоянии

непрерывной работы.

6

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики

знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в

развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих

сверстников по уровню структурного мышления.

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические

способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные

клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами,

запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в

математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не

случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики

и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов

университетского музыкального клуба.

Музыка структурна и иерархична: крупные произведения

распадаются на более мелкие части. Стихийное понимание

музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже

сплошь иерархичного и структурного. Немудрено, что музыкальным

прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей

трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике

в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы

президентом.

Можно перечислить еще очень много примеров того, как музыка

помлогает в достижении жизненного успеха. Поэтому , занятия ею в

детстве , принесут неоценимую пользу.

7

Литература:

1)Теплов Б. М . «Психология музыкальных способностей» Москва,

1947, 335 с.

2)Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга

ребенка». «Педагогика»,1973, 143с.

3)Кирнарская Д. К. « Музыкальные способности». Москва, 2004.,

497с.

4)Куманецкий К. « История культуры Древней Греции и Рима».

Москва, 1990, 352 с.

5) Апраксина О. А. «Музыкальное воспитание в русской

общеобразовательной школе».Москва,1948, 148 с.

6) Розеншильд К. «История зарубежной музыки». Москва, 1969,

488с.

8



В раздел образования