Авторы: Дружинина Марина Сергеевна, Кирилова Виктория Олеговна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад 54 "Алёнка"
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Динамика межличностных отношений в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Динамика межличностных отношений
в дошкольном возрасте
Авторы : Дружинина М.С.
Кирилова В.О.
Каждый отдельный человек с момента его появления на свет и дальше,
в течении всей своей жизни, оказывается связан многими зависимостями с
той действительностью, которая его окружает.
Человеческое «Я» не возникает и не формируется само из себя, а толь-
ко в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются
определенные личные взаимоотношения.
Проблема межличностных отношений, одна из важнейших проблем на-
шего времени. Во-первых, потому что именно в этом возрастном периоде на-
ходятся истоки формирования личности человека. Во-вторых, группа детско-
го сада, по существу, для большинства детей является первой организован-
ной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его пер-
вые коллективные отношения со сверстниками. Данная проблема стала наи-
более актуальной в наши дни, в связи с возрастающим количеством открыва-
ющихся лицеев, гимназий, частных школ, спецификой которых является ма-
лочисленность групп детей, что снижает уровень развития навыков общения,
а также объемные программы обучения, занимающие большую часть време-
ни, проводимого детьми в д/с.
В отечественной психологии и педагогике проблему межличностных
отношений в дошкольном возрасте разрабатывали: Я. Л. Коломинский, Т. А.
Репина, А. П. Усова, Д. В Менджерицкая, А. В. Петровский, А. А. Бодалев,
Л. И. Божович, Л. М. Лисина, Д. Б. Эльконин и др. Касаясь зарубежных ис-
следований необходимо отметить таких авторов как: Г. Томпсон, Дж. Боул-
би, Ж. Пиаже, З. и А. Фрейд, А. Гезелл, Т. Болдуин, К. Бюлер, Э. Эриксон, Н.
Миллер, Дж. Доллард.
Известный отечественный психолог Я. Л. Коломинский подчеркивал,
что «специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе
взаимодействия ребенка со средой, в процессе его деятельности в ней. Важ-
ное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выполняет человек в
группе, насколько активно он действует в ней».
А. П. Усова отмечала, что «одним из решающих факторов обществен-
ного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и
формируется человек как общественное существо. Также А. П. Усова под-
черкивает, что наибольшие возможности формирования «детского общества»
обеспечивается именно игровой деятельностью детей.
Д. Б. Эльконин отмечал, что «в реальной деятельности отношения меж-
ду людьми закрыты для ребенка материальными предметами, с которыми
действуют люди, в игре же эти отношения впервые открываются ребенку».
Данная работа посвящена проблеме динамики развития межличност-
ных отношений в старшем дошкольном возрасте. Предметом нашего иссле-
дования являются – межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является – совместная игровая деятель-
ность, которая способствует развитию межличностных отношений детей до-
школьного возраста.
В связи с этим была поставлена цель: изучение динамики развития
межличностных отношений.
Гипотеза
Полученные в ходе теоретического анализа данные позволили предпо-
ложить, что целенаправленная программа по организации совместной игро-
вой деятельности детей оказывает положительное влияние на динамику раз-
вития межличностных отношений в дошкольном возрасте.
Основываясь на выдвинутой нами гипотезе, в качестве задач исследо-
вания данной проблемы мы определили следующие направления работы:
1. Выявить уровень развития межличностных отношений у детей до-
школьного возраста.
2. Создание специально-организованной целенаправленной программы,
с целью формирования более высокого уровня межличностных от-
ношений.
3. Сравнительный анализ, полученных в ходе исследования результа-
тов.
В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, бе-
седа, анкетирование, эксперимент, игры и упражнения, специальные методи-
ки.
В исследовании приняли участие дети 5-6 лет. Всего участвовало 10 де-
тей, посещающих старшую группу.
В констатирующей серии эксперимента мы выделили следующие ас-
пекты для исследования:
I.
Становление личности ребенка связано с формированием самосознания
– осознанием себя. Мы сочли необходимым проанализировать уровень сфор-
мированности образа «Я» и самооценки у детей старшего дошкольного воз-
раста.
II.
Следующим направлением стало изучение взаимоотношений между
детьми в группе.
III.
Далее необходимо было изучить уровень организаторских умений де-
тей в совместной игре.
IV.
Поскольку отношения детей, включают этап выбора партнера для сов-
местной деятельности, мы сочли необходимым изучить критерии выбора
партнера детьми.
V.
Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, а цен-
тральным элементом игры является роль, было необходимо изучить особен-
ности принятия на себя ребенком роли; и развития содержания роли, выпол-
няемой ребенком в игре.
В результате проведенной нами констатирующей серии эксперимента
мы получили следующие результаты:
Уровень развития межличностных отношений в данной группе недо-
статочно высок. Уровень сформированности самосознания высок только у
30% детей обследуемой группы. Остальные 70 % детей имеют недостаточ-
ный уровень сформированности образа «Я», вследствие недостаточного опы-
та индивидуальной деятельности и общения со сверстниками. Адекватную
данному возрасту самооценку имеют 40% детей, высокую самооценку имеют
20% детей и завышенную самооценку также имеют 20% детей, 20% детей
имеют самооценку ниже средней. Изучение статусного положения детей по-
казало, что 50% детей «принятые», и 50% детей «непринятые» в группе, ис-
ходя из этого УБВ в данной группе – средний. Наиболее развитые организа-
торские способности имеют 50% детей. Они без труда могут организовать
свою деятельность: предложить цель, содержание деятельности; выбрать
необходимые для игры средства до начала и по необходимости в течение
игры их изменять. Но объективно оценить общий результат деятельности
(критерии оценки – отрицательная, положительная) и соотнести планируе-
мый результат с полученным, могут только 30% из этих детей. Для других
20% детей критерием оценки общего результата является отрицательная. В
организации взаимодействия участников деятельности у данной части детей
не возникает затруднений. Остальные 50% детей, как в организации деятель-
ности, так и в организации взаимодействия участников деятельности, имеют
недостаточно сформированные организаторские способности. Критериями
выбора партнера для деятельности для детей данной группы являются: друж-
ба (50%); совместная деятельность (30%); общее положительное отношение
(20%). Проведенные наблюдения за игрой детей показали, что положитель-
ные качества сверстников недооцениваются детьми данной группы. Уровень
развития игры (по Д. Б. Эльконину) в данной группе следующий: 50% детей
– 3 уровень, 20% – между 3 и 4, 30% – 4 уровень. Нарушение смысла роли в
игре смогли отметить 80% детей, ссылаясь при этом на реальную действи-
тельность
Данные, полученные нами в ходе диагностирования, дают основания
полагать, что реально существует возможность формирования у детей 5-6 лет
более высокого уровня межличностных отношений. На основании данных
констатирующей серии мы разработали специальную формирующую мето-
дику. Наша методика формирующего эксперимента включала несколько
направлений, выявленных в ходе диагностики:
1. Повышение уровня развития самосознания.
2. Формирование взаимопонимания, сплоченности в группе.
3. Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого.
4. Формирование способов построения деловых отношений со сверстниками.
5. Формирование способов построения игровых отношений со сверстниками.
Для формирующего эксперимента были отобраны дети, показавшие в
констатирующей серии низкие результаты по всем направлениям. Их оказа-
лось 5 человек, что составило 50% от общего числа.
Разработанная методика формирующего эксперимента включила в себя
цикл занятий и организацию свободной деятельности детей. Так как игра –
является ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте, то мы
использовали ее как основную форму работы. Специально разработанная
программа состояла из 3 этапов работы (ориентировочный, реконструктив-
ный, закрепляющий) включивших в сумме 14 игровых занятий.
Для проверки результативности проведенного нами формирующего
эксперимента и использованной в нем разработанной методики мы провели
контрольное исследование уровня развития межличностных отношений у де-
тей, входящих, как в экспериментальную, так и контрольную группы, с ис-
пользованием серии методик констатирующего эксперимента. В нее входили
те же пять заданий, в ходе которых мы получили следующие результаты:
- Уровень развития межличностных отношений в данной группе детей
стал выше. Мы можем отметить повышение уровня развития самосознания и
самооценки.
- Дети экспериментальной группы, после проведенного цикла занятий,
смогли дать более содержательные рассказы о себе. Изменился уровень само-
оценки детей, 20% – высокий, 80% – средний уровень.
- Изменения произошли и в статусном положении детей, 80% детей
оказались в категории «принятых» и 20% в категории «непринятых». Причем
необходимо отметить, что в категории «непринятых» оказались дети из
контрольной группы. Целенаправленная программа по организации совмест-
ной игровой деятельности детей оказала влияние и на повышение уровня раз-
вития организаторских способностей детей. Наличие хорошо сформирован-
ных организаторских способностей нужно отметить у 40% детей эксперимен-
тальной группы, 10% – требуют дальнейшей планомерной работы, дети же
контрольной группы показали прежние результаты. Ведущими критериями
выбора партнера для деятельности в контрольной серии эксперимента дети,
обеих групп, назвали: 50% – «дружба», 50% – «нравственные качества
сверстников». Существенные изменения произошли и в уровне развития
игры детей. У детей контрольной группы он остался прежним.
Проведенное исследование показывает, что развитие межличностных
отношений детей дошкольного возраста требует специальной работы со сто-
роны воспитателей и взрослых. Эта работа должна осуществляться плано-
мерно и целенаправленно в течение продолжительного времени, конкретно,
не одного года, переходя поэтапно с одной возрастной ступени на другую и
имея постепенно усложняющиеся требования.
Материалы, полученные в ходе исследования, позволяют нам заклю-
чить, что выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение в ходе прове-
денного исследования
.