Автор: Сыркашева Маргарита Игоревна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МА ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ"
Раздел: дошкольное образование
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОНР III УРОВНЯ
Исследование носит констатирующий характер и направлено на
реализацию следующих задач:
1.
изучить практический опыт использования
художественной
литературы в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня;
2.
разработать перспективный план по работе с художественной
литературой для развития речи старших дошкольников с ОНР III уровня на
учебный год.
В выборку вошли дети старшей группы, всего 28 человек в возрасте от
5 лет до 5 лет 9 месяцев.
Изучение плана воспитателя позволило сделать вывод о том, что
работа с художественной литературой протекает лишь в рамках чтения,
рассказывания
и
обсуждения
прочитанного
с
детьми.
В
процессе
непосредственно образовательной деятельности по развитию речи педагоги
работают над:
– грамматическим строем речи дошкольников, обучают навыкам
составления рассказа по картинкам;
– развивают связную речь;
– совершенствуют фонематическое восприятие;
– формируют словарь дошкольников по определенным темам;
– развивают навык звукового и слогового анализа слов детей;
– совершенствуют их грамматический строй речи.
Чаще такие занятия проходят с использованием картинок, загадок,
тетрадей
по
грамоте.
А
вот
рассказывание,
чтение,
обсуждение
художественных
произведений,
в
процессе
которых
можно
совершенствовать тот или иной параметр речи в рамках занятий по развитию
речи используются редко.
Затем нами были изучены речевые карты. На основе их анализа мы
определили, что из 28 дошкольников 11 оказались с диагнозом ОНР III
уровня, 8 детей с диагнозом ОНР II уровня, 3 с ОНР IV уровня и лишь 6
дошкольников – дети нормы.
Рисунок 1 – Анализ речевых карт дошкольников старшей группы
Также нами были определены уровни речевого развития старших
дошкольников
по
степени
сформированности
таких
параметров,
как
интонационная
выразительность
речи,
артикуляционная
моторика,
фонематический
слух,
звукопроизношение,
слоговая
структура,
словообразование, грамматический строй речи, связная речь, которая
включает в себя звуковой строй языка, словарный состав и грамотный строй
языка.
Речевые уровни развития:
низкий – 1-2 балла, то есть на этом уровни слабо развиты все основные
компоненты;
ниже среднего – 3-4 балла, это значит, что навык находится в
начальной степени и носит непостоянный характер;
средний – 5-6 баллов, то есть навык находится в развитии, который
требует помощи взрослого или ребенок владеет навыком, но не в полной
мере;
выше среднего – 7-8 баллов, это значит, что ребёнок пользуется своими
знаниями при умеренной поддержке взрослого;
высокий – 9-10 баллов, то есть навык на данном уровне развит
устойчиво.
Отметим, что после анализа плана работы воспитателя и логопеда мы
выявили
что
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
недостаточно
сформированы
коммуникативно-речевые
умения,
интонационная
выразительность речи, фразовая речь, связность и последовательность
изложения; дети неправильно употребляют слова в предложениях, у них
плохо
развит
предметный
словарь,
синтаксическая,
морфологическая
стороны
речи
–
способы
словообразования.
Необходимо
продолжать
закреплять навыки четкого воспроизведения трёх-четырех сложных слов
различной звуконаполняемости, учить детей делить предложения на слова,
делить слова на слоги, выделять все звуки в словах, устанавливать
последовательность звуков в слове.
После
анализа
возможностей
художественных
произведений,
изученных
нами
в
примерных
общеобразовательных
программах
дошкольного образования, мы решили создать перспективный план по
развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с
применением художественной литературы для отработки задач речевого
развития.
Для развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня нами был составлен перспективный план по
применению художественной литературы для развития речи детей. В
процессе реализации разработанного плана дошкольникам будут читать,
рассказывать произведения художественной литературы, обсуждать с ними
прочитанное,
а
также
закреплять
речевые
навыки
логопедическими
упражнениями и играми в повседневной работе. Данный план представлен в
таблице (см. табл. 1).
Прежде,
чем
составить
план
мы
проанализировали
перечень
литературно-художественных текстов, благодаря которым можно развить ту
или иную сторону речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня. Закончив анализ детских литературных произведений, мы включили
их в свой перспективный план, где выделили месяц учебного года, в котором
знакомим с произведением, само произведение, цели чтения и рассказывания
детям данного произведения, задачи по развитию речи, а также игры и
упражнения, которые закрепят полученные знания.
Таблица 1 – Перспективное планирование по применению художественной
литературы для развития речи в старшей возрастной группе для детей с ОНР III
уровня
Месяц
Литература
Цель
Задачи
Игры и упражнения
Сентябрь
Рассказывание
детям
стихотворений
- «Мирная
считалка». М.
Яснов.
- «Кот поет,
глаза
прищурил…» А.
Фет.
- «Жадина» Я.
Аким.
- «Бесконечные
стихи» Р. Сеф.
Воспитание
звуковой
культуры слова;
Развитие
слухового
внимания и
фонематическог
о слуха.
Формирование
интонационной
выразительности
речи;
развитие
речевого слуха
(восприятие
интонации во
фразе)
Выработка силы
голоса, темпа,
речевого
дыхания
Упражнение
«Колокольчик»
(изменение
высоты
звуков);
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Игра «Эхо»,
«Дождь идет»
Октябрь
Чтение рассказа
- «Приключения
Незнайки и его
друзей» Н.
Носов
Развитие
словаря;
Развитие
связной речи
Обогащение,
активизация,
уточнение
значения слов
Формирование у
детей
коммуникативно
-речевых умений
на основе
восприятия
текста
произведения.
Упражнение «Опиши
героя»
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Ноябрь
Чтение и
пересказ
рассказов
- «Как собака
друга искала» Н.
Носов
- «Весёлое
мореплавание
Солнышкина» В.
Коржиков
Развитие
лексико-
грамматической
стороны речи;
Развитие
связной речи
детей
Формирование у
детей
коммуникативно
-речевых умений
на основе
восприятия
текста
произведения с
помощью
пересказа
небольших
рассказов
Игра «Сочиняем
историю»
Подбор
иллюстративного
материала к сказкам
Д/и «Что за чем» -
закреплять
структурные части
сказочного
повествования
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Декабрь
Чтение и беседа
с детьми по
следующим
произведениям:
- «Волшебная
иголочка» В.
Осеева
- «Повара» Б.
Заходер
- «Чем пахнут
ремесла» Д.
Родари -
«Встанет
дворник» В.
Степанов
Воспитание
звуковой
культуры речи;
Развитие
словаря
Обучение
правильному
употреблению
слов,
выразительности
речи
Развитие
предметного
словаря;
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Отработка
грамматики
Январь
Чтение
произведения
- «Цветик-
семицветик» В.
Катаев.
Формирование
грамматического
строя речи
Развитие
синтаксической,
морфологическо
й стороны речи –
способов
словообразовани
я
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Вопросы по
прослушанному
художественному
произведению
Февраль
Инсценировка
по прочитанным
произведениям
- «Кошкин дом»
С. Маршак
- «Мой Додыр»
К. Чуковский
Развитие
связной речи
детей;
Воспитание
звуковой
культуры слова
Формирование
фразовой речи,
связности и
последовательно
сти изложения;
Развитие
коммуникативно
й функции языка
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Инсценировка по
прочитанным
произведениям
Март
Чтение
- «О мышонке,
который был
кошкой,
собакой и
тигром», инд.,
пер. Н. Ходзы;
- «Волшебник
Изумрудного
города» А.
Волков.
Развитие
звуковой
стороны речи
Закрепление
навыков четкого
воспроизведения
3-4 сложных
слов различной
звуконаполняем
ости
Комплекс
артикуляционной
гимнастики;
Упражнение «Измени
слова»
Апрель
Чтение
рассказов
- «Филипок» Л.
Толстого
- «Ёлочка» С.
Михалкова
«Лесное эхо»,
«Сказки
следопыта» Г.
Скребицкого
- «Вот я иду по
лесу» Н.
Сладкого
Воспитание
звуковой
культуры слова
Учить детей
делить
предложения на
слова, делить
слова на слоги,
выделять все
звуки в словах,
устанавливать
последовательно
сть звуков в
слове
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Упражнение «Деление
слов на слоги»
Игра «Составь слово»
Май
Чтение и беседа
по
художественным
произведениям:
- «Незнайка на
луне» Н.Носов
- «Айболит» К.
Чуковский
- «Бременские
музыканты»
Братья Гримм
Закрепление
навыков
Закрепить навык
дифференциаци
и обозначения
предметов;
употреблять
сложные слова,
пользоваться
эпитетами,
подбирать
синонимы,
изменять
существительны
е по падежам
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
Игра «Карусель»
Игра «Звуковое
домино»
Упражнение
«Подбери слова»
Игра «Что лишнее?»
Для реализации данного плана использовались произведения разных
авторов и в течении учебного года детям будут читаться и рассказываться
произведения познавательного характера, чтобы способствовать развитию
речи дошкольников посредством художественной литературы.
В перспективном плане мы рекомендуем читать детям старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня произведения
различного жанра. Например, при рассказывании детям стихотворений М.
Яснова «Мирная считалка», А. Фета «Кот поет, глаза прищурил…» мы
воспитываем у детей звуковую культуру слова, то есть развиваем у них
слуховое
внимание
и
фонематический
слух,
а
также
формируем
интонационную выразительность речи. Пересказывание детьми рассказов
«Как собака друга искала» (Н. Носов), «Весёлое мореплавание Солнышкина»
(В. Коржиков) способствует развитию лексико-грамматической стороны
речи, формированию у детей коммуникативно-речевых умений на основе
восприятия текста произведения, а также будет способствовать лучшему
усвоению навыков связной речи, развернутости высказываний, знаний
структуры связного текста.
Чтение рассказа Н. Носова «Приключения
Незнайки и его друзей» обогащает, активизирует и уточняет значения
некоторых
слов,
а
также
способствует
формированию
у
детей
коммуникативно-речевых умений на основе восприятия текста произведения.
Отметим, что больше всего детям нравится слушать и обсуждать
рассказы, в которых заложено волшебное содержание, ведь это свойственно
дошкольникам.
Мы считаем, что разработка перспективного плана по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи III
уровня с применением художественной литературы будет способствовать
более тесной общей работы воспитателя логопедической группы и логопеда.