Автор: Парфенова Любовь Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 159
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Метод «мозгового штурма»
Раздел: среднее образование
Метод «мозгового штурма»
Метод и термин "мозговой штурм", или "мозговая атака", предложены
американским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант
эвристического диалога Сократа).
«Мозговой штурм» или «мозговая атака» - это способ активизации
деятельности учащихся и быстрого генерирования идей при поиске ответа на
конкретный вопрос или при решении проблемы. Этот способ можно
применять как заранее запланированный прием работы, так и при
возникновении спорного момента урока. Очень эффективен способ
«мозговой атаки» когда учащиеся обсуждают проблему, не имеющую
однозначного решения, а также в случае, если в классе возникли полярно
противоположные точки зрения по какому-то вопросу.
Цели «мозгового штурма » могут быть различны:
возбуждение интереса к хорошо известной учащимся теме для
проверки знаний или их корректировки;
решение новой проблемы;
погашение конфликта, возникшего в ходе обсуждения какой-либо
темы;
изучение мнения учащихся по актуальным вопросам;
развитие творческого мышления (например, варианты окончания или
продолжения какого-то художественного произведения).
«Мозговой штурм» включает три обязательных этапа:
1. Постановка проблемы.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех
всего мозгового штурма.
3. Процедура анализа полученных идей.
Правила проведения «мозговой атаки»:
1. Проблема должна быть сформулирована в форме вопроса, на который
можно дать различные ответы.
2. Все идеи, высказанные учащимися, записываются на доске или на листе
ватмана. Записи ведёт учитель, либо 1-2 учащихся.
3. Нельзя отвергать даже самые смешные и нелепые идеи, учащимся
необходимо воздержаться от каких-либо комментариев в процессе генерации
идей, а учитель не должен давать оценку идеям учащихся.
4. Учитель может высказывать свои идеи в том случае, если есть
необходимость повысить активность учащихся.
5. «Мозговая атака» прекращается, когда идеи иссякают или угасает интерес
участников. Все записанные идеи зачитываются, учащимся даётся
возможность прокомментировать их. Ответы учащихся должны быть
аргументированы, в качестве доказательств они могут приводить цитаты из
текста художественного произведения. По ходу комментариев стираются с
доски или вычеркиваются с листа ватмана те идеи, которые отвергаются
большинством учащихся.
6. Зачитывается окончательный вариант предложений учащихся по решению
проблемы. Участники «мозгового штурма» останавливаются на одной или на
нескольких идеях (в зависимости от вопроса) и защищают их.
7. В конце «мозговой атаки» обязательно необходимо поблагодарить
участников, показать значимость проделанной ими работы.
Для проведения «мозгового штурма» возможно деление класса на две
группы: «генераторы идей» и «аналитики». Первая группа предлагает
варианты решения обсуждаемой проблемы, а вторая – рассматривает все
идеи и делает вывод. После первого круга «мозговой атаки» группы
меняются своими функциями и проводят второй круг.
Возможна организация работы по группам. Учащиеся делятся на группы по 4
– 6 человек, высказывают варианты ответов на поставленный вопрос и
записывают на ватман. Затем листы ватмана вывешиваются на доске, и
начинается коллективное обсуждение и защита лучших идей.
«Мозговой штурм» чаще всего применяется как один из этапов урока с
целью активизировать деятельность учащихся.
Например, на уроке в 11 классе по лирике И. Бунина в преддверии анализа
стихотворения «Вечер», посвящённого теме счастья, для «мозговой атаки»
можно предложить вопрос: «Как вы думаете, в чём, по Бунину, заключается
счастье?» Учащиеся работают в группах, записывают все возникшие
варианты. Затем озвучивают и комментируют их. А в процессе чтения и
анализа стихотворения выясняется, чья идея совпадает с мыслью автора.
Метод «мозгового штурма» применяется перед изучением какого-либо
произведения, когда учащиеся, опираясь на название текста, высказывают
свои предположения об его содержании, а также после изучения
произведения с целью предположить дальнейшее развитие событий.
Например, на заключительном уроке по роману А. С. Пушкина
«Дубровский», учитель задаёт следующий вопрос: «Роман А. Пушкина
остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая
судьба главных героев?» После выдвижения гипотез и обсуждения
предложенных вариантов учитель знакомит учащихся с черновыми записями
Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.
Метод «мозгового штурма» способствует развитию нестандартного
мышления, активизации познавательного интереса учащихся, развитию
аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы.