Автор: Кислухина Галина Владимировна Должность: учитель начальных классов, заместитель директора по вр Учебное заведение: МБОУ "Кормовищенская СОШ" Населённый пункт: п.Кормовище Наименование материала: конспект урока ОРКСЭ модуль светская этика Тема: Совесть Раздел: начальное образование
Читаю сказку: «Солнце и молния»
Спросила Молния у Солнца:
- Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
- Они любят тепло и ласку, - отвечало Солнце.
- От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!
- Всё дело в том, что добра в твоей Душе хватает лишь на короткую вспышку. А все
беды от зависти.
Учитель:
- Кто из участников этой сказки вам нравится больше? И почему?
(Дети отвечают)
- Какова основная мысль сказки?
(«Все беды от зависти»)
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
СЛАЙД № 1
(«Зависть»)
2. Учитель :
- Ребята, вы когда-нибудь завидовали?
- Чему?
1
) Успехам одноклассников;
2) Чужим деньгам;
3) Соседям, переселившимся в новую квартиру;
4) Человеку, купившему машину;
5) Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;
6) Отличным оценкам одноклассника;
7) Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.
- Что чувствовали в этот момент?
(Чувство досады, злости, обиды, что у кого-то что-то лучше, чем у меня).
3.Учитель :
- Тогда как вы понимаете значение слова «зависть»?
- Запишите.
( Дети зачитывают ответы )
- А в Толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее значение этому слову:
СЛАЙД №2
Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство
досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других
людей.
Учитель:
Каковы же причины , проявления людьми зависти?
(Соперничество, сравнение себя с кем-либо, слабость перед другими, лень, и
т.д)
( Соперничество с одноклассниками, с братьями, сёстрами и т.д,….. всегда в жизни
есть кто-то красивее, сильнее, умнее и богаче…… мне так удобнее жить…..)
Учитель:
- Завидуют все без исключения, просто некоторые не умеют наблюдать своих
мыслей, душевного состояния. А когда всё-таки осознают, что в их душу
закралась «зависть», боятся в этом признаться даже самому себе.
- Почему мы боимся признаться самому себе, что завидуем?
(Потому что, если человек в этом признаётся, он осознаёт, что другой лучше,
интереснее и удачливее.)
Учитель:
Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».
Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные
писатели и учёные.
1) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)
2) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»
(Христианская заповедь)
3) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом».
(А. Попов)
4) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)
5) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет
твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)
Учитель:
- Выберите высказывание, которое вам понравилось. Чем вам понравилось это
высказывание.
Учитель:
- Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он
мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие
поступки.
- Какие плохие поступки может совершить человек?
1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это
истина, слегка извращённая»)
2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)
4) Драки.
4) Убийство (самое страшное, что может произойти).
Учитель:
- Что же приходит к человеку вместе с завистью?
(горе, болезнь, ложь и даже смерть)
Наверняка вы когда-нибудь слышали термины «чёрная зависть», «белая зависть».
- Чем отличатся?
( Чёрная зависть – самая страшная. Это удел неудачников. Человек старается
сделать так, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует,
склоки, драки , войны и т.д)
- А белая зависть?
Приведите примеры)
(эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь
того же успеха)
5. Александр Розенбаум песня «Зависть»
- А о какой зависти поёт Александр Розенбаум?
(Дети слушают и отвечают)
Учитель:
- Она чернеет с каждым часом……
- Калечит души. Мысли травит.
- переиначивает сны.
Учитель
:
-
Ребята, а как же уберечь себя от зависти?
(дети высказывают)
Послушайте притчу:
- Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но
однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который очень
завидовал технике боя старого мастера, и считал, что он куда искуснее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала.
Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать
мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и
ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие
начали его осуждать:
- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал: ………..
Учитель:
- Продолжите фразу.
- Что ответил мастер ученикам?
Учитель:
- Как вы думаете?
- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот
подарок?
- Конечно тому, кто его дарит!
- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.
Учитель:
Сейчас вам предстоит очень ответственная работа, в роли учёных.
Вам нужно придумать лекарство от зависти.
(Работа в парах. Дети зачитывают ответы).
- А в заключении я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Может он вас ещё раз
заставит дома поразмышлять, о таком порочном качестве. Как зависть.
(Дети просматривают видеоролик).