Автор: Людмила Семёновна Никулина
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Абанская СОШ №3
Населённый пункт: поселок Абан, Красноярского края
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка, 2 класс "Буквы звонких и глухих согласных"
Тема: "Буквы звонких и глухих согласных в конце слова"
Раздел: начальное образование
Составитель: Никулина Людмила Семёновна, учитель начальных классов.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абанская СОШ №3
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Класс
2
УМК
Перспективная школа
Тип урока
урок открытия нового знания
Технология построения урока
проблемно-диалогическая
Тема
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова
Цель
Проверяю парные согласные в конце слова
Основные термины, понятия
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Планируемый результат
Предметные умения
1.
Называю парные согласные
2.
Определяю значение нового термина ( оглушаются)
3.
Рассказываю
правило
правописания
парных
согласных
в
конце слов
4.
Определяю способ проверки ( изменение формы слова мн.-
ед), ( подбором однокоренных слов), подстановкой слова нет
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока, цель деятельности на
уроке;
- уметь планировать свою деятельность, проговаривать
последовательность деятельности на уроке;
- давать оценку деятельности на уроке;
- осуществлять самоконтроль;
- анализировать, сравнивать, делать вывод
Познавательные УУД:
- ориентироваться учебнике и тетради;
- уметь искать и выделять, извлекать необходимую информацию из
правила;
- уметь делать выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с полнотой и точностью выражать свои мысли;
-
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД:
- быть толерантным к чужим ошибкам и чужому мнению;
- не бояться собственных ошибок.
Организация пространства
Форма работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Самостоятельная
Книгопечатная продукция
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс.
2. М.А.Яковлева.
Тетрадь по чистописанию. 2 класс.
3. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал (упражнения) к
учебнику «Русский язык» 2 класс.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований.
Актуализация знаний
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и
т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы.
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Формулирование темы урока,
планирование деятельности.
Подготовка к восприятию, осмыслению и запоминанию знаний , связей и отношений в объекте
изучения.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в
объекте изучения.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
Итог урока, рефлексия учебной
деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технология изучения темы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Мотивационный
Актуализация
знаний
1.Чистописание
Мотивирует учащихся на работу
-
Доброе утро!
Мы сегодня с вами совершим путешествие по
великой стране, название которой РУССКИЙ
ЯЗЫК.
Во время путешествия нам предстоит открыть
новые знания.
- Предлагает поразмышлять над пословицей
« Пишут не умом, а пером»
Демонстрирует пальчиковую разминку
Этот пальчик самый главный, самый
толстый и большой, этот пальчик – для
того, чтоб показывать его, этот палец-
самый длинный и стоит он в середине, этот
палец безымянный, он избалованный самый, а
мизинец, хоть и мал, но он ловок и удал.
Принимает
учебную
задачу
Высказывает
своё
понимание
Повторяет
за
учителем
и
массажирует
пальчики
Слушать и понимать речь
других;
Излагать
своё
мнение
и
аргументировать
свою
точку
зрения
Слушать и выполнять по
образцу
Даёт задание
Определи, какая буква лишняя
ф к з с д р т в ж г ш
Задаёт вопрос:
-
На какие группы можно
разделить буквы?
- Откройте тетрадь. Что надо записать? (дату,
«Классная работа»
)
-
Напоминает об осанке и правильном
расположении тетради
Предлагает выполнить задание по образцу
Запишите парами по образцу
Определяет
закономерность
и
выделяет
лишнюю
букву
Лишняя буква «Р», т.к. эта буква
обозначает звонкий непарный звук, а
остальные парные по звонкости –
глухости.
Отвечает
на
вопрос
Проверяет правильность расположения
тетради, следит за правильной осанкой во
время письма, записывает дату и вид
работы
Выполняет показы в тетради
-
-
анализировать
,
сравнивать
,
делать
вывод
-отвечать
аргументированно
-называть парные звонкие и
глухие согласные с
Ориентироваться в
тетради
2.Постановка
учебной проблемы
Формулирование
темы урока,
планирование
деятельности
-
Отгадайте загадку
Любит
греться
среди
льдин
,
В
ластах
толстый
господин
Лучше
ты
пловца
не
трожь
..
Как
зовут
его
все
? (
морж
)
-
Запишите отгадку
- Букву какого согласного вы написали в конце
слова ?
- Почему написание не совпадает с
произношением?
- Как можно назвать процесс подмены парных
звонких согласных парными глухими конце
слов ?
- Записывает на доску варианты ответов детей
-
Прочитайте правильный ответ на вопрос в
учебнике с.151. и соотнесите с вашими
предположениями.
- Какие согласные звуки подвержены
оглушению?
Называет отгадку
Записывают на листочках
Отвечают на вопрос
Предлагает аргументированный ответ
Предлагает варианты ответов
Самостоятельно читают правило в
учебнике и соотносят с фиксированными
ответами на доске.
Выбирает более точный.
-Называет предполагаемую тему урока
Называть парные согласные
Отвечать
аргументированно
Ориентироваться в учебнике
Извлекать информацию из
правила
Формулировать тему урока
Открытие нового
знания
-
Глядя на фрагмент чистописания и на
проблемные вопросы к слову морж, попробуйте
назвать тему урока
- открывает запись на доске
« Буквы парных звонких и глухих согласных
в конце слова»
-
Подумайте, на какой результат можно
выйти к концу урока
-( ключевые слова можно написать на
доске)
-
Чтобы научиться писать правильно слова с
парной согласной, надо составить план
( алгоритм) нашей деятельности.
- Помогите мне завершить шаги, которые
приведут вас к хорошему результату:
-1.Называю парные согласные
-Определяю значение нового термина
( оглушаются)
2.Рассказываю
правило
правописания
парных
согласных в конце слов
3.Определяю
способ
проверки
(
изменение
формы слова мн.-ед), ( подбором однокоренных
Высказывает суждения
(научусь писать букву согласного в конце
слова)
Составляет план действий
Подписывает лист обратной связи
Работает в паре, называя парные согласные
- определять
формулировать , цель
деятельности урока;
планировать свою
деятельность, проговаривать
последовательность
деятельности на уроке;
Называть парные согласные
Осуществлять
самоконтроль
Определять способ
Развитие умений-
применение
знания
Итог урока
Рефлексия
слов)
-
Раздаёт лист обратной связи ( прил 1)
-
Начинает работать по формированию умений
У1
- Назовите парные согласные друг другу в паре
( ЭТАЛОН В ТЕТРАДИ – чистописание)
- У2Как понимаем слово ОГЛУШАЮТСЯ
( через упр.236)
- Какие согласные оглушаются ?
( только звонкие)
-У3 ( способ проверки)
Назовите к слову морж проверочное слово из
стихотворения Б.Заходера
Морж спросил у Кенгуру:
-Как выносишь ты жару?
-я от холода дрожу-
Кенгуру сказал Моржу.
- У3( способ проверки)
-Подберите к слову морж однокоренные слова
- Способ проверки парных согласных может
быть представлен правилом?
-
Какой способ мы не открыли?
Называет проверочное слово ( моржу)
Подбирает однокоренные слова ( моржовый)
Читает правило
Соотносит названные способы с правилом
( подставить слово нет)
Выполняет задание
проверки, изменение
формы слова
Определять способ
проверки, подбором
однокоренных слов
Ориентироваться в учебнике
Извлекать информацию из
правила и сравнивать со
своим выводом
Проверять парную согласную
разными способами
Осуществлять самопроверку
и самооценку
Делать выводы в
результате совместной
работы;
Домашнее задание
-
Предлагает задание ( прил 2
)
-
Проверить написанное с эталоном,
предложенным учителем ( или озвучивает
ученик, которого проверил учитель)
Какие вопросы мы задавали в начале урока?
(Почему произносим глухой звук в конце слова,
а пишем букву, обозначающую звонкий звук?
Все ли звонкие согласные в конце слова
оглушаются? Как проверить и правильно
написать согласный в конце слова?)
-Ответили ли мы на эти вопросы?
-
Кому на уроке было интересно?
-Что понравилось на уроке?
-Что у вас сегодня получалось лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
Отмечает сформированные умения в листах
обратной связи
Отвечает на вопросы
Записывает д.з, задаёт вопрос, если не
понятно
Отвечать на вопросы
учителя,
высказывать свои мнения,
делть вывод.
слушать
Опираясь на пункты плана,
обобщать полученные
знания.
Проверять парную согласную
разными способами
Осуществлять самопроверку
-
Расскажите про свои результаты, используя
листы обратной связи.
Задаёт д.з УПР.240 с. 154 или прил 3( задание на
выбор)