Напоминание

Театрально-исторический проект как модель обучения краеведению


Автор: Ботнаренко Наталья Александровна
Должность: заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 16 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-исторический проект как модель обучения краеведению
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 16 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ МОДЕЛЕЙ

ОБУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЮ

Ботнаренко Наталья Александровна,

заместитель директора по ВР, учитель истории

Ставрополь

Краеведение – это не только краезнание,

но и, в первую очередь, краелюбие…

Сигурд Оттович Шмидт

На современном этапе сформированы новые стратегические цели и

обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания.

Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом

формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и

образцов гражданского поведения.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы

в образовательном учреждении является освоение учителями продуктивных

педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов

воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о

технологиях педагогической и воспитательной работы.

Я, как современный учитель истории, нахожусь перед сложной задачей:

как

обучить

ребенка,

погрузить

его

полностью

в

изучение

прошлого…

Современное молодое поколение очень мало читает, не владеет грамотной и

эмоциональной

речью.

Ситуация

усугубляется

общим

снижением

общественного

интереса

к

историческим

событиям

личностям,

фактам.

Может

ли

в

этой

ситуации

школьная

история

быть

занимательной

и

интересной?

Способная

ли

она

заинтересовать

современных

юношей

и

девушек? Мое глубокое убеждение: ДА!

Обращаясь к национальной идее России, обозначенной президентом

Владимиром

Владимировичем

Путиным,

а

также

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

основного

общего

образования,

в

котором

определяется,

что

Программа

воспитания

и

социализации

обучающихся

«должна

быть

построена

на

основе

базовых

национальных

ценностей

российского

общества,

таких,

как

патриотизм,

социальная

солидарность,

гражданственность,

семья,

здоровье,

труд

и

творчество,

наука,

традиционные

религии

России,

искусство,

природа,

человечество,

и

направлена

на

развитие

и

воспитание

компетентного

гражданина

России,

принимающего

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающего

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

укоренённого

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального

народа России, пронимаю, что наиважнейшую роль в формировании чувства

гражданственности и патриотизма играет краеведение.

Процессы, которые происходили в пределах отдельных территорий или

населенных пунктов связаны с проблемами общеисторического характера.

Изучая этапы исторического пути в любом регионе, дети обращаются к

проблемам общего прошлого России. Исследование событий прошлого в

определенный

исторический

период

в

отдельном

регионе

играет

немаловажную

роль

при

исследовании

проблем

исторического

развития

своего

народа,

помогает

изучить

и

общие

черты

этого

процесса,

и

региональные особенности.

Необходимость инновационного характера преподавания краеведения в

условиях

модернизации

образования

становится

очевидной:

без

инновационного

прорыва

в

применении

образовательных

технологий

невозможно получить принципиально новое качество уровня образования

выпускников.

Сегодня

в

современной

школе

широко

используется проектная

технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного

процесса.

Именно

поэтому мы

решили

начать

работу

над Театрально-

историческими проектами.

Актуальность реализации модели «Театрально-исторический проект»

как

части

воспитательной

системы

обусловлена

веянием

времени

и

потребностью

лицея

в

создании

и

развитии

особого

культурно-

образовательного

пространства.

При

этом

учитывается,

что

созданное

пространство является открытой системой, которая находится в постоянном

развитии и опирается на потребности времени и перспективы воспитания

конкурентоспособной личности выпускника лицея.

О

преимуществах

театральной

педагогики

говорилось

и

писалось

много,

поскольку

в

театральной

деятельности

происходит

становление

личностного

самосознания,

формируется

культура

чувств,

способность

к

общению,

овладение

собственным

телом,

голосом,

пластичной

выразительностью

движений,

воспитываются

чувство

меры

и

вкус,

необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-

эстетическая

деятельность,

органично

включенная

в

образовательный

процесс,

-

универсальное

средство

развития

личностных

способностей

человека.

Возможности

театрально-исторического

проекта

с

использованием

насыщенного

краеведческого

материала

гораздо

шире,

поскольку

аккумулируют сразу несколько направлений воспитательной работы.

Вступая в реализацию проекта, мы ставим перед собой следующие

задачи:

воспитание

интереса

и

бережного

отношения

к

родному

языку,

мировой

культуре

и

литературе,

истории

своей

страны,

театральному

искусству;

развитие

эмоционального

восприятия

художественного

и

исторического текста и его сценического воплощения,

- развитие образного мышления и речи учащихся, воспитание духовно

развитой личности.

В

основу

реализации

театрально-исторического

проекта

заложен

комплексный подход, выражающийся в интеграции учебной деятельности по

предметам,

внеурочной

деятельности,

дополнительного

образования,

школьного самоуправления и поисково-краеведческой работы лицеистов.

Итогом

годовой

работы

является

показ

театрально-исторического

спектакля. И участие обучающихся в нем будет уже осознанным, как бы

«пропущенным» через себя…

Реализация театрально-исторического проекта (как и любого проекта в

целом) проходит в несколько этапов. В большинстве своем – это учебный год.

Как же определить тему?

Прежде

всего,

это

должна

быть

тема,

которая

проходит

общей

линией

Через историю России в целом и историю Ставропольского края в частности.

На этапе проектирования составлен план стратегических действий:

- разработаны карточки участия;

-

определены

ответственные

(классы/дети/педагоги)

на

каждом

этапе;

- сформированы промежуточные отчетные точки.

Начиная со второй четверти проект вступает в основной этап.

Тематика

проекта

рассматривается

на

уроках

(история,

география,

история, краеведческий компонент), активная работа в творческих секциях и

студиях,

поисковая

работа

органов

лицейского

самоуправления

(Министерство СМИ и культуры) и школьного музея, участие в конкурсах и

акциях, обсуждение и составление сценария спектакля и т.д.

В

2019-2020

учебному

году

подспорьем

в

подготовке

театрально-

исторического проекта оказывало участие в реализации пилотного проекта

«Культурный

норматив

школьника»,

поскольку

учреждениями

культуры

г.Ставрополя

и

Ставропольского

края

были

подготовлены

новые

экскурсионные маршруты, краеведческие экспозиции и т.д.

Так, первым опытом реализации такого инновационного театрально-

исторического проекта с краеведческой составляющей стал мини-спектакль

«Читайте Пушкина, читайте!», поскольку судьба великого писателя дважды

соприкасалась с Кавказом и г.Ставрополем.



В раздел образования