Автор: Ботнаренко Наталья Александровна
Должность: заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 16 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-исторический проект как модель обучения краеведению
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 16 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ МОДЕЛЕЙ
ОБУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЮ
Ботнаренко Наталья Александровна,
заместитель директора по ВР, учитель истории
Ставрополь
Краеведение – это не только краезнание,
но и, в первую очередь, краелюбие…
Сигурд Оттович Шмидт
На современном этапе сформированы новые стратегические цели и
обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания.
Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом
формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и
образцов гражданского поведения.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы
в образовательном учреждении является освоение учителями продуктивных
педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов
воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о
технологиях педагогической и воспитательной работы.
Я, как современный учитель истории, нахожусь перед сложной задачей:
как
обучить
ребенка,
погрузить
его
полностью
в
изучение
прошлого…
Современное молодое поколение очень мало читает, не владеет грамотной и
эмоциональной
речью.
Ситуация
усугубляется
общим
снижением
общественного
интереса
к
историческим
событиям
личностям,
фактам.
Может
ли
в
этой
ситуации
школьная
история
быть
занимательной
и
интересной?
Способная
ли
она
заинтересовать
современных
юношей
и
девушек? Мое глубокое убеждение: ДА!
Обращаясь к национальной идее России, обозначенной президентом
Владимиром
Владимировичем
Путиным,
а
также
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
основного
общего
образования,
в
котором
определяется,
что
Программа
воспитания
и
социализации
обучающихся
«должна
быть
построена
на
основе
базовых
национальных
ценностей
российского
общества,
таких,
как
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность,
семья,
здоровье,
труд
и
творчество,
наука,
традиционные
религии
России,
искусство,
природа,
человечество,
и
направлена
на
развитие
и
воспитание
компетентного
гражданина
России,
принимающего
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающего
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
укоренённого
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального
народа России, пронимаю, что наиважнейшую роль в формировании чувства
гражданственности и патриотизма играет краеведение.
Процессы, которые происходили в пределах отдельных территорий или
населенных пунктов связаны с проблемами общеисторического характера.
Изучая этапы исторического пути в любом регионе, дети обращаются к
проблемам общего прошлого России. Исследование событий прошлого в
определенный
исторический
период
в
отдельном
регионе
играет
немаловажную
роль
при
исследовании
проблем
исторического
развития
своего
народа,
помогает
изучить
и
общие
черты
этого
процесса,
и
региональные особенности.
Необходимость инновационного характера преподавания краеведения в
условиях
модернизации
образования
становится
очевидной:
без
инновационного
прорыва
в
применении
образовательных
технологий
невозможно получить принципиально новое качество уровня образования
выпускников.
Сегодня
в
современной
школе
широко
используется проектная
технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного
процесса.
Именно
поэтому мы
решили
начать
работу
над Театрально-
историческими проектами.
Актуальность реализации модели «Театрально-исторический проект»
как
части
воспитательной
системы
обусловлена
веянием
времени
и
потребностью
лицея
в
создании
и
развитии
особого
культурно-
образовательного
пространства.
При
этом
учитывается,
что
созданное
пространство является открытой системой, которая находится в постоянном
развитии и опирается на потребности времени и перспективы воспитания
конкурентоспособной личности выпускника лицея.
О
преимуществах
театральной
педагогики
говорилось
и
писалось
много,
поскольку
в
театральной
деятельности
происходит
становление
личностного
самосознания,
формируется
культура
чувств,
способность
к
общению,
овладение
собственным
телом,
голосом,
пластичной
выразительностью
движений,
воспитываются
чувство
меры
и
вкус,
необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-
эстетическая
деятельность,
органично
включенная
в
образовательный
процесс,
-
универсальное
средство
развития
личностных
способностей
человека.
Возможности
театрально-исторического
проекта
с
использованием
насыщенного
краеведческого
материала
гораздо
шире,
поскольку
аккумулируют сразу несколько направлений воспитательной работы.
Вступая в реализацию проекта, мы ставим перед собой следующие
задачи:
–
воспитание
интереса
и
бережного
отношения
к
родному
языку,
мировой
культуре
и
литературе,
истории
своей
страны,
театральному
искусству;
–
развитие
эмоционального
восприятия
художественного
и
исторического текста и его сценического воплощения,
- развитие образного мышления и речи учащихся, воспитание духовно
развитой личности.
В
основу
реализации
театрально-исторического
проекта
заложен
комплексный подход, выражающийся в интеграции учебной деятельности по
предметам,
внеурочной
деятельности,
дополнительного
образования,
школьного самоуправления и поисково-краеведческой работы лицеистов.
Итогом
годовой
работы
является
показ
театрально-исторического
спектакля. И участие обучающихся в нем будет уже осознанным, как бы
«пропущенным» через себя…
Реализация театрально-исторического проекта (как и любого проекта в
целом) проходит в несколько этапов. В большинстве своем – это учебный год.
Как же определить тему?
Прежде
всего,
это
должна
быть
тема,
которая
проходит
общей
линией
Через историю России в целом и историю Ставропольского края в частности.
На этапе проектирования составлен план стратегических действий:
- разработаны карточки участия;
-
определены
ответственные
(классы/дети/педагоги)
на
каждом
этапе;
- сформированы промежуточные отчетные точки.
Начиная со второй четверти проект вступает в основной этап.
Тематика
проекта
рассматривается
на
уроках
(история,
география,
история, краеведческий компонент), активная работа в творческих секциях и
студиях,
поисковая
работа
органов
лицейского
самоуправления
(Министерство СМИ и культуры) и школьного музея, участие в конкурсах и
акциях, обсуждение и составление сценария спектакля и т.д.
В
2019-2020
учебному
году
подспорьем
в
подготовке
театрально-
исторического проекта оказывало участие в реализации пилотного проекта
«Культурный
норматив
школьника»,
поскольку
учреждениями
культуры
г.Ставрополя
и
Ставропольского
края
были
подготовлены
новые
экскурсионные маршруты, краеведческие экспозиции и т.д.
Так, первым опытом реализации такого инновационного театрально-
исторического проекта с краеведческой составляющей стал мини-спектакль
«Читайте Пушкина, читайте!», поскольку судьба великого писателя дважды
соприкасалась с Кавказом и г.Ставрополем.