Напоминание

"Речевые игры с LEGO"


Автор: Мазанова Елена Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Речевые игры с LEGO"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Речевые игры с LEGO»
Автор: учитель-логопед Мазанова Е.В. Основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности. В настоящее время большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей дошкольного возраста как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму в школе, является чистая, чёткая, правильная во всех отношениях речь. Целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная дошкольная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этом смысле технологии - «ЛЕГО» очень хорошо подходят для развития речевой функции. Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогиче ской универс ально сти они оказывают ся н а и б о л е е предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Однако в отличие от большинства наглядных пособий, которые часто используют на занятиях по развитию речи и игровой деятельности с целью развития речевого навыка дошкольников учителя-логопеды и воспитатели, игровые модули и пособия, выполненные из «ЛЕГО» более прочны, а значит и более долговечны. При использовании «ЛЕГО»-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:  дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
 конструктор безопасен: нет риска порезаться, покрытие конструктора не представляет опасности, если ребёнок оближет его. При игре с конструктором у ребёнка руки остаются чистыми;  после игры поделки можно хранить как в собранном виде, так и не представляет труда быстро разобрать поделку и хранить в виде отдельных деталей;  получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха;  нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;  позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;  не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся работа педагога с ребёнком воспринимается им как игра. «ЛЕГО»-конструктор позволяет осуществлять системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка, так как позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Мы хотели бы обратить ваше внимание на возможность использования конструктора «ЛЕГО» в речевом развитии детей дошкольного возраста при организации деятельности учителя-логопеда или воспитателя с детьми имеющими речевые проблемы, а именно общее недоразвитие речи (ОНР). Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения
«ЛЕГО»-технологий для развития (коррекции) речи детей дошкольного возраста в нашем детском саду, которые применяется педагогами дошкольного учреждения наряду с традиционными методиками обучения. Применение ЛЕГО при организации непосредственной деятельности по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:  закрепления (автоматизации) звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки изолированно, в слогах, словах и т.д.);  формированию/развитию правильного длительного выдоха;  развитию словаря в рамках определенных тем с учётом календарно- тематического планирования;  формированию/развитию грамматической составляющей речи ( з а к р е п л е н и е н а в ы ко в с о гл а с о в а н и я ч и с л и т е л ь н ы х с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов и т.д.);  развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида). Использованию разных сюжетов способствует разнообразие игровых наборов представленных фирмой «ЛЕГО»;  знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;  овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);  формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
 развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);  тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Что мы используем?
В пособии представлены игры по основным речевым направлениям, для их проведения необходимо иметь набор, состоящий из:  ЛЕГО-символов;  ЛЕГО-человечков;  ЛЕГО-схем;  ЛЕГО-фишек;  ЛЕГО-домиков.
ЛЕГО-символы
– это графические символы, которые выполнены при помощи конструктора типа «ЛЕГО», они могут быть как демонстрационными (крупные), так и индивидуальные (мелкие). Использование символов традиционно в речевом развитии дошкольников. В представленном пособии мы используем символы для обозначения звуков, слогов, слов, предложений.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. 2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. Издательство: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. г. Москва. 2003 г.
3. Ко в ш и ко в В . А . Э кс п р е с с и в н а я а л а л и я . – М . : « И н с т и т у т общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. 4. Лусс Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. -М. Туманит, изд. центр ВЛАДОС. 2003. - 89 с. (5, 7 п.л.).


В раздел образования