Автор: Мазанова Елена Витальевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" г.о. Самара Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: статья Тема: "Речевые игры с LEGO" Раздел: дошкольное образование
«Речевые игры с LEGO»
Автор: учитель-логопед Мазанова Е.В.
Основными
видами
в
дошкольном
возрасте
являются
игровая
и
конструктивная
деятельности.
В
настоящее
время
большое
внимание
отводится
разработке
и
внедрению
таких
педагогических
технологий,
которые
имеют
ярко
выраженный
моделирующий
характер.
Они
дают
возможность формировать у детей дошкольного возраста как речевую, так и
связанные с ней неречевые виды деятельности.
Одним из показателей
готовности ребёнка к чтению и письму в школе, является чистая, чёткая,
правильная
во
всех
отношениях
речь.
Целью
обеспечения
необходимого
уровня
развития
детей
современная
дошкольная
общая
и
специальная
(коррекционная)
педагогики
постоянно
совершенствуют
методы
и
обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания
и обучения детей дошкольного возраста. В этом смысле технологии - «ЛЕГО»
очень хорошо подходят для развития речевой функции.
Наборы
«ЛЕГО»
зарекомендовали
себя
во
всём
мире
как
образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям
гигиеничности,
эстетики,
прочности
и
долговечности.
В
силу
своей
педагогиче ской
универс ально сти
они
оказывают ся
н а и б о л е е
предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Однако
в
отличие
от
большинства
наглядных
пособий,
которые
часто
используют на занятиях по развитию речи и игровой деятельности с целью
развития речевого навыка дошкольников учителя-логопеды и воспитатели,
игровые модули и пособия, выполненные из «ЛЕГО» более прочны, а значит
и более долговечны.
При
использовании
«ЛЕГО»-технологий,
мы
можем
отметить
некоторые
преимущества
их
перед
другими,
инновационными
конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
конструктор безопасен: нет риска порезаться, покрытие конструктора
не представляет опасности, если ребёнок оближет его. При игре с
конструктором у ребёнка руки остаются чистыми;
после игры поделки можно хранить как в собранном виде, так и не
представляет
труда
быстро
разобрать
поделку
и
хранить
в
виде
отдельных деталей;
получаются
красочные
и
привлекательные
конструкции
вне
зависимости
от
имеющихся
у
него
навыков.
Он
испытывает
психическое состояние успеха;
нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно
важно для соматически ослабленных детей;
позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его
психологические
затруднения,
развить
способность
осознавать
свои
желания и возможность их реализации;
не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся работа педагога с
ребёнком воспринимается им как игра.
«ЛЕГО»-конструктор позволяет осуществлять системно-деятельностный
подход, предполагающий чередование практических и умственных действий
ребёнка, так как позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не
боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на
работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие
речи.
Мы хотели бы обратить ваше внимание на возможность использования
конструктора «ЛЕГО» в речевом развитии детей дошкольного возраста при
организации
деятельности
учителя-логопеда
или
воспитателя
с
детьми
имеющими речевые проблемы, а именно общее недоразвитие речи (ОНР).
Перспективность применения данных методов и приёмов находится в
прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без
которого
они
не
могут
полноценно
использоваться
в
образовательном
процессе.
Поэтому
нам
хотелось
бы
рассказать
об
опыте
применения
«ЛЕГО»-технологий для развития
(коррекции) речи детей дошкольного
возраста
в
нашем
детском
саду,
которые
применяется
педагогами
дошкольного учреждения наряду с традиционными методиками обучения.
Применение ЛЕГО при организации непосредственной деятельности
по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения,
так как способствует:
закрепления
(автоматизации)
звуков
в
ходе
игры
(выстраивание
«волшебных»
ступенек,
лесенок,
дорожек,
по
которым
ребенок
«проходит», называя соответствующие звуки изолированно, в слогах,
словах и т.д.);
формированию/развитию правильного длительного выдоха;
развитию словаря в рамках определенных тем с учётом календарно-
тематического планирования;
формированию/развитию
грамматической
составляющей
речи
( з а к р е п л е н и е
н а в ы ко в
с о гл а с о в а н и я
ч и с л и т е л ь н ы х
с
существительными, прилагательных с существительными в роде, числе
и падеже, формообразования существительных с предлогами и без,
словообразования
глаголов
с
использованием
различных
приставок,
образование сложных слов и т.д.);
развитию
связной
речи
(диалога,
монолога
в
виде
пересказа,
самостоятельных
рассказов
разного
вида).
Использованию
разных
сюжетов способствует разнообразие игровых наборов представленных
фирмой «ЛЕГО»;
знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов
(применяются
кубики
с
традиционным
цветовым
обозначением
гласных, твердых и мягких согласных);
формированию
пространственной
ориентации,
схемы
собственного
тела (классическая профилактика нарушений письма);
развитию
и
совершенствованию
высших
психических
функций
(памяти, внимания, мышления);
тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей
рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных
зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие
речи).
Что мы используем?
В пособии представлены игры по основным речевым направлениям, для
их проведения необходимо иметь набор, состоящий из:
ЛЕГО-символов;
ЛЕГО-человечков;
ЛЕГО-схем;
ЛЕГО-фишек;
ЛЕГО-домиков.
ЛЕГО-символы – это графические символы, которые выполнены при
помощи конструктора типа «ЛЕГО», они могут быть как демонстрационными
(крупные),
так
и
индивидуальные
(мелкие).
Использование
символов
традиционно в речевом развитии дошкольников. В представленном пособии
мы используем символы для обозначения звуков, слогов, слов, предложений.
Литература:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N
1155.
2.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью ЛЕГО. Издательство: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. г.
Москва. 2003 г.
3.
Ко в ш и ко в
В . А .
Э кс п р е с с и в н а я
а л а л и я .
–
М . :
« И н с т и т у т
общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
4.
Лусс Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности у детей с
отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. -М. Туманит,
изд. центр ВЛАДОС. 2003. - 89 с. (5, 7 п.л.).