Напоминание

Речь и мелкая моторика пальцев.


Автор: Козырнова Светлана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ детский сад № 64
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская обл.
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Речь и мелкая моторика пальцев.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей "Речь и мелкая моторика пальцев".

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в

речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество

детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти

нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении

со сверстниками. Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в

ней примут активное участие воспитатель, учитель-логопед, психолог, музыкальный

руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и

ускоряют развитие речи ребенка, его умственных способностей. Поэтому постоянное

развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо. Для этого в работе с

дошкольниками важно широко использовать различные виды деятельности, направленные на

тренировку тонких движений пальцев рук. И чем раньше эта работа будет осуществляться с

детьми, тем эффективнее будут результаты.

Практика показывает, что дети с удовольствием работают с мозаикой, конструируют из

кубиков, занимаются шнуровкой, лепят из пластилина, теста, рисуют нетрадиционными

способами (ладошками, пальчиками, с помощью трафаретов, ватой и воском, и т.д.), а также

перебирают различные крупы и украшают ими поделки.

Пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами (бусинками, бисером,

пробками, мозаикой, мелким природным материалом и т.д.), являются эффективными

способами коррекции речи детей и полноценного общего развития ребёнка.

Целенаправленная работа поможет достичь хороших результатов.

Деятельность по развитию мелкой моторики проводится регулярно: в совместной

деятельности взрослого с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

- Совершенствовать движения рук, развивая - психические процессы:

произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память,

речь детей;

- Умение действовать по словесным инструкциям взрослого, соразмеряя индивидуальный

темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение

поставленной задачи, контроль за собственными действиями;

- Формировать графические навыки, - подготовить руку ребенка к овладению письмом.

Рекомендации: в работе с детьми (младшего и среднего дошкольного возраста) активно

использовать:

Пальчиковые игротренинги.

Игры с пальчиками.

Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

Пальчиковые игры со скороговорками.

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминугки, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковый алфавит.

Пальчиковый театр.

Театр теней.

Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в развитии мелкой

моторики.

Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой,

спичкой, и т.д.

Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков,

гороха, камешков, ракушек и т.д.

Лепка из соленого теста.

Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек, листьев, ваты и др.).

Конструирование из бумаги - оригами.

Ручной труд в развитии мелкой моторики (для старших дошкольников).

Ниткопись - выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. Работа проводится в

основном с детьми не младше четырех лет (индивидуально или с небольшими подгруппами).

С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более

сложных (цветок, рыбка, домик, машинка и т.д.). Старшие дошкольники выкладывают

геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок

хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки

с использованием ниток нескольких цветов. Для занятий понадобятся ворсистые нитки

(шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных

цветов. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают ее по краю вырезанной из

бархатной бумаги фигуры - это самый простой вариант. (Нить легко отделяется от бумаги,

что позволяет ребенку исправлять неточности в работе.) Есть и более трудоемкий для

взрослого (при подготовке материала), но интересный и эффективный для ребенка вариант.

Бархатная бумага разного цвета наклеивается на плотный картон различной геометрической

формы (квадрат, треугольник, овал и т.д.). Изготавливаются трафареты с вырезанными по

контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по своему желанию. Воспитатель

прикрепляет трафарет к картону с бархатной бумагой (например, с помощью скрепки). После

окончания работы трафарет убирают, и на бумаге остается выложенный из ниток контур

предмета.

Бисерография - выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным

на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков.

Занятия по бисерографии следует начинать с детьми четырех-пяти лет. Ребенок

выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который был

нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы и

сюжеты, заполняя отдельными бусинами все пространство внутри контуров ("бусинка к

бусинке"). Дети действуют с помощью пинцета. Такая много раз повторяющаяся операция

способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной

нагрузки руки. Подобная работа в старших группах детского сада обычно проводится вне

занятий (индивидуально или с небольшими подгруппами); она растянута во времени.

Данную технику рекомендуется использовать для коллективных работ.

Чудесный мешочек. В непрозрачный мешочек складываются предметы в зависимости от

поставленной задачи (от 5 до 8предметов). Задания:

-

Достань расческу (карандаш, зубную щетку, ложку, пуговицу и т.д.).

-

Достань металлический (пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.) предмет.

-

Достань предмет квадратной (треугольной, овальной и др.) формы.

В старшем дошкольном возрасте с помощью тактильных ощущений определяют и называют

буквы. Их можно доставать из мешочка или прощупывать через наложенный на них лист

бумаги.

Пальчиковые игры широко используются для развития мелкой моторики рук. С их помощью

передают события (эпизоды и т.д.) сказок, стихов и др. - получаются своеобразные инсценировки.

При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с

возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до четырех-пяти лет

дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают

сопровождать такие игры словами. Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:

игры без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К

ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук ("Пальчик, пальчик, где ты был?",

"Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать" и описанные выше игровые упражнения

"Скакалочка", "Урожай" и многие другие).

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты

никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка

более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом

пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы,

длинные уши и т.д.). Очень нравится детям использовать изображения небольших фигурок из

журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и

вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен

быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или

указательного, среднего и безымянного).

Зарядка. Дети выбирают понравившиеся им фигурки и надевают на основания среднего и

безымянного пальцев. Эти пальцы - ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат

к ладони. Воспитатель предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба - шагаем на месте, высоко

поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся - раз, два.

Упражнения для рук (указательный палец и мизинец): подняли обе руки - опустили (несколько

раз). Подняли правую руку - опустили; подняли левую руку - опустили; подняли обе руки -

опустили (несколько раз). Упражнения для ног (средний и безымянный пальцы): вытянули вперед

одну ногу, согнули в коленке, опустили; вытянули другую ногу, согнули в коленке, опустили.

Повторить один-два раза.

Пальчиковые игры с предметами.

Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков. Для выполнения упражнений каждому

ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать верхушки со старых

детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог). "Жили-были

пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики

наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки)

надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки.) Весело проходил

день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки

(шапочки)". (Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же

руки. Пальцы другой руки не помогают.)

Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и

расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами,

тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.

Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания

и вырезание используют на занятиях по аппликации, ручному и художественному труду. Для

развития рук желательно предлагать детям задания не только на произвольное обрывание, но и по

контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

Учитель-логопед Козырнова С. Н.



В раздел образования