Напоминание

«Применение художественных фильмов и литературы на уроках истории»


Автор: Горбунов Данил Игоревич
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: Орский технический техникум им А.И. Стеценко
Населённый пункт: г. Орск
Наименование материала: «Применение художественных фильмов и литературы на уроках истории»
Тема: «Применение художественных фильмов и литературы на уроках истории»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего выступления звучит следующим

образом: «Применение художественных фильмов и литературы на уроках истории»

Мир изменчив, активно развивается наука и техника. На смену привычным

информационным носителям, таким как книги, журналы, газеты, приходят

электронные: CD/DVD, карты памяти, флешки, съёмные жесткие диски и прочее.

Размеренно, но верно новые технологии проникают и в образовательный процесс. (2

слайд) Бумажные учебники, книги, документы постепенно отцифровываются,

рукописные стенды с наглядными пособиями уходят в прошлое, уступая место

мультимедийным средствам наглядности, активно развивается кинематограф. (3

слайд)

История, как и любая другая наука, основывается на фактах. Основное

заблуждение обучающихся заключается в том, что, по их мнению, знание

исторических дат и событий обеспечивает целостное понимание данной дисциплины,

но это далеко не так. Какой толк в сухих фактах, если нет описания и оценки

исторического события. Великая отечественная война продолжалась с 22 июня 1941- 8

мая 1945 года, и? Или Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380г. Все эти факты

без описания и оценки не несут под собой истинного понимания событий минувших

дней.

Безусловно, в учебниках происходит описание и дается оценка, но достаточно ли

этого для целостного представления? Думаю, нет. В этот момент на помощь

преподавателям и учителям приходят наглядные средства такие как художественные

фильмы и литература.

Они имеют право на частичное отклонение от достоверных исторических

фактов, ведь писатели и режиссеры –это творческие люди, которые, вдохновившись

событием, описывают так, как чувствуют, переносят зрителей и читателей в разные

эпохи, окутывая каждого особой атмосферой. Учащийся не может остаться

равнодушным, ощущая себя частью исторического действия. Яркие моменты и образы

героев произведений рождают интерес, делая процесс обучения более доступным для

восприятия.

Немного подробнее остановимся на художественных фильмах и их применении

в процессе обучения, ведь видеоряд всегда привлекает внимание и повышает

активность на уроке: всплывают образы, игра актеров и декорации создают

необходимый антураж, студент начинает проникаться увиденным, в совокупности с

полученными знаниями, просмотр видеофрагмента является неким завершающим

моментом, в ходе просмотра которого, создается целостное видение изучаемого

события. Использовать художественные фильмы и литературу на уроках истории

можно и нужно. Отбор материала необходимо осуществлять тщательно, исходя из

целей и задач урока, с учетом возрастных особенностей.

Современный урок на базе ФГОС основывается на работе учащихся, где

преподаватель подталкивает учеников к получению информации, но найти ее,

сформулировать и дать оценку они должны самостоятельно. Требованиям

государственного стандарта соответствует технология развития критического

мышления и исследовательского умения у учащихся. Одним из вариантов работы

может стать анализ фильма или отрывка на основе «неточностей», например:

«Троя»(4 слайд): историческая драма по мотивам поэмы Гомера «Илиада», а

также других произведений Троянского цикла.

Сомнения и противоречия:

В поэме Гомера говорилось, что осада «Трои» проходила уже в течение десяти

лет, и подробно рассказывалось о последнем годе, а в фильме «Троя» Вольфганга

Петерсена война «сжата» до нескольких недель или даже дней, а значит, масштаб

событий куда как менее значителен.

Количество судов, соответственно и количество воинов, принимавших участие

как с одной, так и с другой стороны.

Высота стен…

«Гладиатор» (5 слайд) - исторический художественный фильм режиссёра Ридли

Скотта.

Главный герой этого фильма – римский генерал Максимус Децимус Меридиус,

которого обвинили в смерти императора Марка Аврелия, сделали рабом и лишили

семьи. Максимус становится гладиатором и хочет отомстить сыну погибшего

императора Коммодуса.

Ошибки: В фильме император Коммодус якобы убил своего отца, императора

Марка Аврелия. И срок его правления был очень коротким, так как на гладиаторской

арене его убил главный герой Максимус.

На самом деле: Император Коммодус правил 13 лет, пока его не задушил

Нарцисс. Его отец Марк Аврелий умер от болезни – скорее всего, от чумы.

«Храброе сердце» (6 слайд): – фильм, пробуждающий в людях патриотизм,

уважение к истории и много положительных эмоций, по-настоящему глубокий, однако:

– Шотландцы начали носить килты только в XVII веке, а действие фильма

«Храброе сердце» относится к XIII веку.

- Синяя краска из вайды, которой красили лица Уоллес и его соратники,

применялась кельтскими воинами в древности, а в XIII веке ей не пользовались.

По истории России появились замечательные исторические документальные сериалы с

художественными элементами: Рюриковичи, Романовы, Великая отечественная

война… Факты, хронология, образы, но при этом присутствуют моменты: (7 слайд)

Вывод:

Правильное применение художественных фильмов и литературы на уроках

истории способствует повышению у учеников общего уровня знаний и интереса к

предмету, развивает определенные умения, навыки и компетенции, превращает

продукцию кинематографа в одно из мощнейших средств образовательного процесса,

благодаря которому происходит расширение кругозора. (8 слайд)



В раздел образования