Автор: Горбунов Данил Игоревич
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: Орский технический техникум им А.И. Стеценко
Населённый пункт: г. Орск
Наименование материала: «Применение художественных фильмов и литературы на уроках истории»
Тема: «Применение художественных фильмов и литературы на уроках истории»
Раздел: среднее профессиональное
Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего выступления звучит следующим
образом: «Применение художественных фильмов и литературы на уроках истории»
Мир изменчив, активно развивается наука и техника. На смену привычным
информационным носителям, таким как книги, журналы, газеты, приходят
электронные: CD/DVD, карты памяти, флешки, съёмные жесткие диски и прочее.
Размеренно, но верно новые технологии проникают и в образовательный процесс. (2
слайд) Бумажные учебники, книги, документы постепенно отцифровываются,
рукописные стенды с наглядными пособиями уходят в прошлое, уступая место
мультимедийным средствам наглядности, активно развивается кинематограф. (3
слайд)
История, как и любая другая наука, основывается на фактах. Основное
заблуждение обучающихся заключается в том, что, по их мнению, знание
исторических дат и событий обеспечивает целостное понимание данной дисциплины,
но это далеко не так. Какой толк в сухих фактах, если нет описания и оценки
исторического события. Великая отечественная война продолжалась с 22 июня 1941- 8
мая 1945 года, и? Или Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380г. Все эти факты
без описания и оценки не несут под собой истинного понимания событий минувших
дней.
Безусловно, в учебниках происходит описание и дается оценка, но достаточно ли
этого для целостного представления? Думаю, нет. В этот момент на помощь
преподавателям и учителям приходят наглядные средства такие как художественные
фильмы и литература.
Они имеют право на частичное отклонение от достоверных исторических
фактов, ведь писатели и режиссеры –это творческие люди, которые, вдохновившись
событием, описывают так, как чувствуют, переносят зрителей и читателей в разные
эпохи, окутывая каждого особой атмосферой. Учащийся не может остаться
равнодушным, ощущая себя частью исторического действия. Яркие моменты и образы
героев произведений рождают интерес, делая процесс обучения более доступным для
восприятия.
Немного подробнее остановимся на художественных фильмах и их применении
в процессе обучения, ведь видеоряд всегда привлекает внимание и повышает
активность на уроке: всплывают образы, игра актеров и декорации создают
необходимый антураж, студент начинает проникаться увиденным, в совокупности с
полученными знаниями, просмотр видеофрагмента является неким завершающим
моментом, в ходе просмотра которого, создается целостное видение изучаемого
события. Использовать художественные фильмы и литературу на уроках истории
можно и нужно. Отбор материала необходимо осуществлять тщательно, исходя из
целей и задач урока, с учетом возрастных особенностей.
Современный урок на базе ФГОС основывается на работе учащихся, где
преподаватель подталкивает учеников к получению информации, но найти ее,
сформулировать и дать оценку они должны самостоятельно. Требованиям
государственного стандарта соответствует технология развития критического
мышления и исследовательского умения у учащихся. Одним из вариантов работы
может стать анализ фильма или отрывка на основе «неточностей», например:
«Троя»(4 слайд): историческая драма по мотивам поэмы Гомера «Илиада», а
также других произведений Троянского цикла.
Сомнения и противоречия:
В поэме Гомера говорилось, что осада «Трои» проходила уже в течение десяти
лет, и подробно рассказывалось о последнем годе, а в фильме «Троя» Вольфганга
Петерсена война «сжата» до нескольких недель или даже дней, а значит, масштаб
событий куда как менее значителен.
Количество судов, соответственно и количество воинов, принимавших участие
как с одной, так и с другой стороны.
Высота стен…
«Гладиатор» (5 слайд) - исторический художественный фильм режиссёра Ридли
Скотта.
Главный герой этого фильма – римский генерал Максимус Децимус Меридиус,
которого обвинили в смерти императора Марка Аврелия, сделали рабом и лишили
семьи. Максимус становится гладиатором и хочет отомстить сыну погибшего
императора Коммодуса.
Ошибки: В фильме император Коммодус якобы убил своего отца, императора
Марка Аврелия. И срок его правления был очень коротким, так как на гладиаторской
арене его убил главный герой Максимус.
На самом деле: Император Коммодус правил 13 лет, пока его не задушил
Нарцисс. Его отец Марк Аврелий умер от болезни – скорее всего, от чумы.
«Храброе сердце» (6 слайд): – фильм, пробуждающий в людях патриотизм,
уважение к истории и много положительных эмоций, по-настоящему глубокий, однако:
– Шотландцы начали носить килты только в XVII веке, а действие фильма
«Храброе сердце» относится к XIII веку.
- Синяя краска из вайды, которой красили лица Уоллес и его соратники,
применялась кельтскими воинами в древности, а в XIII веке ей не пользовались.
По истории России появились замечательные исторические документальные сериалы с
художественными элементами: Рюриковичи, Романовы, Великая отечественная
война… Факты, хронология, образы, но при этом присутствуют моменты: (7 слайд)
Вывод:
Правильное применение художественных фильмов и литературы на уроках
истории способствует повышению у учеников общего уровня знаний и интереса к
предмету, развивает определенные умения, навыки и компетенции, превращает
продукцию кинематографа в одно из мощнейших средств образовательного процесса,
благодаря которому происходит расширение кругозора. (8 слайд)