Напоминание

РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ В КЛАССЕ БАЯНА


Автор: Карепова Лидия Анатольевна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1" муниципального образования г.Братска
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ В КЛАССЕ БАЯНА
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств №1»

Методическое сообщение «Работа над этюдами в классе баяна»

Со ст авитель:

Карепова

Л.А., преподаватель

отделения

народных

инструментов, г.Братск, 2017г.

Содержание

Введение

1. О технике. Развитие технических навыков у учащихся

2. Посадка исполнителя за инструментом

3. Значение этюдов в развитии технической оснащённости учащихся

4. Подбор этюдов учащимся в музыкальной школе

5. Основные этапы работы над этюдами

6. Особенности работы над этюдами самого сложного вида крупной

техники - аккордовой фактуры

7. Задачи педагога в работе над этюдами с учащимися

Заключение

Список некоторых этюдов – на разные виды техники

Список используемой литературы

Введение

Каждое

произведение

искусства

является

воплощением

творческого

замысла

богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует

всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более

впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и

музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии, скажем, от художника -живописца,

который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и

зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом,

мы

в

первую

очередь

подразумеваем

технику

музыканта,

при

помощи

которой

он

воплощает

своё

звуковое

представление

музыкального

произведения,

своё

видение

(слышание) художественного образа.

В толковом словаре есть такое понятие, как «ремесло». Если рассматривать это

понятие в музыкальном аспекте, то можно его интерпретировать следующим образом: это

комплекс технологических средств-навыков музыканта-исполнителя, которые необходимы

для реализации своих художественных намерений. К этим средствам-навыкам можно

причислить

различные

приёмы

звукоизвлечения,

пальцевую

моторику,

кистевую

репетицию, особенности игры мехом на баяне и многое другое. Когда же речь заходит о

технике, здесь имеется в виду одухотворённое ремесло, подчинённое творческой воле

музыканта-исполнителя.

Именно

вдохновенностью

интерпретации

и

отличается

игра

музыканта

от

игры

«ремесленника».

Недаром

по

поводу

хотя

и

быстрой,

но

невоодушевлённой, пустой беготни по клавишам, неорганизованной ясными и логичными

художественными намерениями, говорят просто «голая техника».

А высшее проявление технического совершенства в музыкально-исполнительском

искусстве, равно как и в любой другой сфере человеческой деятельности, именуется

мастерством. Мастерство в свою очередь зависит от техники. Что же можно вложить в

само понятие «техника»? Может быть быстрые октавы, скоростные проигрыши короткими

по

длительности

нотами?

Или

же

это

своеобразная

ажурность,

лёгко сть,

непринуждённость, производящие большой эффект при исполнении? Имеется достаточно

немало

достойных

внимания

примеров,

когда

музыкант,

не

проявляющий

себя

рекордсменом в сверхбыстрых темпах, производил просто неизгладимое впечатление на

слушателей.

1. О технике. Развитие технических навыков у учащихся

Слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», что означает искусство.

Но многие музыканты под словом «техника» подразумевают только беглость, ровность,

бравуру - иногда преимущественно «блеск» - то есть отдельные элементы техники, а не

технику в целом, как её понимали греки и как понимает настоящий художник-музыкант.

Для

музыканта

важно

правильно

уяснить

роль

техники

в

создании

художественного

образа.

Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью, это средство для создания

музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счёте, главное не пальцевая

ловкость,

а

убедительная

передача

замысла

композитора.

Но

именно

для

этого

и

необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче,

разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи

музыкального содержания.

Техника

-

это

один

из

самых

главных

признаков

мастерства

любого

профессионального музыканта. Только идеально, осмысленно сыгранные технические

пассажи заставляют трепетать публику. Ведь под идеальной техникой понимается не

только

исполнение

в

сверхбыстром

темпе,

но

также

и

лёгкость,

ажурность,

некая

осмысленность и прочувствование художественного образа, полная передача замысла

композитора. Техника - нечто гораздо более сложное и трудное. Актуальность темы

видится

в

том,

что

помимо

выполнения

технических

задач

важно

научиться

художественно

исполнять

этюды

на

самые

простые

виды

техники,

какими

должен

овладеть ученик в музыкальной школе.

Этюд (с французского - etude - изучение) - инструментальная пьеса, основанная на

частом

применении

определённого

приема

исполнения

и

предназначенная

для

усовершенствования

мастерства

и

развития

техники

исполнителя.

Систематическое

прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика, так как этюды играют

большую роль в развитии техники. Значение этого жанра заключается в том, что этюды

позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей, и что

они сочетают специально - технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым

использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой.

«Чтобы

извлечь

из

этюда

максимальную

пользу,

важно

обратить

внимание

не

только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную

отделку произведения. Нужно помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над

фразировкой

даже

в

самых,

казалось

бы,

элементарных

технических

фигурах,

воспроизведение всех деталей голосоведения - все это в большой степени способствует

успешному преодолению технических трудностей. Ученику надо проникнуться мыслью о

том, что достижение беглости в этюде, как и в любой пьесе художественной литературы, -

не цель, но лишь средство для выразительного, красивого исполнения сочинения».

Вся техника баяниста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную,

а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть в сущности всё, чем

занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише. К мелкой технике относятся

различные гаммообразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции,

двойные

ноты.

К

крупной

-

пальцевые

тремоло,

октавы,

аккорды,

скачки,

кистевая

техника. Существует множество этюдов на самые различные виды техники.

Репетиция, например - это быстрое, многократное извлечение одного и того же

звука

чередующимися

пальцами.

Репетиция

выполняется

обычно

двумя

сильными

пальцами. Необходимо также играть и другими пальцами, что способствует достижению

чёткости в звучании и более свободному исполнению. Репетиция исполняется при помощи

лёгких кистевых движений на первую ноту.

Тремоло бывает 2-х видов: тремоло на клавиатуре и тремоло мехом.

Тремоло на клавиатуре - быстрое и многократное чередование двух не соседних звуков

или двух созвучий (интервалов, аккордов или отдельного звука и созвучия). Тремоло

мехом - быстрое повторение одного и того же звука или созвучия путём смены движения

левой части инструмента. При этом пальцы, нажимающие клавиши, с клавиатуры не

снимаются. При игре тремоло мехом существуют 3 точки опоры: большой палец на грифе,

ремень на левой клавиатуре, предплечье. Наряду с правой рукой, необходимо так же

тренировать и левую руку. И в этой работе, прежде всего, необходимо решать задачу

равномерного развития всех играющих пальцев.

В

работе

над

этюдами

необходима

каждодневная

кропотливая

работа

над

технически

трудными

местами.

Если

встречаются

привычные

элементы

техники

-

репетиции, гаммы и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых

временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные фигурации, требующие

специальных, дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод -

кратчайший путь для достижения нужного результата. В технически трудных местах

всегда важно осознать: что именно не получается? В таких случаях, например, известный

пианист А.Корто советовал: «Вместо многократного повторения текста выявлять трудные

элементы и на их основе создавать упражнения». При работе над технически сложными

местами

особая

роль

должна

отводиться

проигрыванию

в

медленных

темпах.

Такие

занятия полезны для выработки автоматизированных движений пальцев.

Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего это

создание

художественного

образа

музыкального

произведения

посредством

своего

инструмента - баяна.

2. Посадка и постановка рук исполнителя за инструментом

Говоря о развитии техники исполнителя при изучении этюдов, в первую очередь

важно понимать и знать о том, что работа с учащимися начинается с важных моментов для

любого

музыканта:

правильной

посадки,

постановки

рук,

положения

инструмента.

Правильная постановка игрового аппарата очень важна, ведь от неё зависит возможность

выразить в исполнении художественный замысел.

Постановка

баяниста

состоит

из

трёх

компонентов:

посадки,

постановки

инструмента, положения рук.

При работе над посадкой следует учесть и характер

исполняемого

произведения,

и

психологические

особенности,

а

также

анатомо-

физиологические данные музыканта, особенно ученика (рост, длина и строение рук, ног,

корпуса). Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения

рук,

определяет

собранность

музыканта,

создает

эмоциональную

настроенность.

Правильной

считается

та

посадка,

которая

удобна

и

создает

максимальную

свободу

действий исполнителя, устойчивость инструмента. У баяниста три опорные точки: опора

на

стул

и

опора

обоими

ногами

на

пол.

Ноги

для

удобства

опоры

должны

быть

расставлены. Однако следует учесть ещё одну точку опоры - в пояснице. Именно это

придает лёгкость и свободу движениям туловища и рук.

«Нижняя часть правого полукорпуса находится на правом бедре», - так говорится

во многих школах. Но, как отмечает Ф.Липс, это неверно, ведь на практике в бедро

упирается гриф. Именно в таком положении баян приобретает устойчивость при игре на

сжим.

Для постановки рук при исполнении важна необходимость держать правую руку

под определённым углом к клавиатуре, чтобы она не свисала, и не была слишком высоко

занесена над клавишами (кнопками). Ученик должен иметь возможность в трудных по

исполнению местах подглядывать на правую клавиатуру.

Для создания устойчивого положения инструмента баяна очень важно хорошо

отрегулировать

плечевые

ремни.

Два

плечевых

ремня

подгоняются

в

соответствии

с

телосложением исполнителя. Излишне свободные ремни могут привести к тому, что баян

будет в большей степени висеть на них, чем стоять на коленях. Практика показывает, что

наиболее приемлемой подгонкой плечевых ремней следует считать такую, при которой

между корпусом баяна и исполнителем можно свободно провести ладонью.

Конечно,

рациональная

установка

инструмента

ещё

не

всё,

но

баянист

и

инструмент должны быть единым художественным организмом.

3. Значение этюдов в развитии технической оснащённости учащихся

Этюды

наряду

с

гаммами

являются

основными

техническими

формулами.

Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие

выработки

основных

игровых

навыков

и

умений.

Успешная

работа

над

этюдами

и

гаммами помогает преодолеть многие технические трудности:

позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

создаёт свободную пальцевую беглость;

способствует координации движений обеих рук, плавности ведения меха и смены

направления его движения;

помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными

приёмами звукоизвлечения.

Работа над этюдами является процессом художественным. Успех здесь зависит от

выбора правильного метода работы. Успешное техническое развитие происходит лишь в

том

случае,

если

при

каждом

проигрывании

учащимся

решается

определённая

музыкальная

задача,

контролируется

слухом

характер

звучания,

соблюдаются

динамические оттенки, ритм, штрихи, правильные приёмы игры. В течение всего периода

обучения

следует

уделять

следующим

психологическим

факторам:

вниманию,

воображению,

сознанию,

эмоциям,

развивать

их.

Необходимо

научить

ребёнка

самостоятельно выявлять трудности, ставить перед собой цели. В процессе повторения

определённых технических формул развиваются необходимые для автоматизма, точности

и уверенности исполнительские движения.

Работа

над

этюдами

позволяет

воспитывать

у

учащихся

точные ритмические

навыки,

метроритмическую

организованность.

Четкая равномерная

пульсация

обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую

ровность. Появление нового фигурационного

рисунка

обычно

сопряжено

с

изменением

метроритмической

организации

аккомпанемента,

что

помогает

быстро переключать

внимание

с

одной

технической

формулы

на

другую.

Метроритм в таких случаях

служит тем внутренним толчком, который способствует большей слуховой активности и

более

точным

игровым

ощущениям,

или,

как

известно,

восприятие

временных

соотношений тесно связано с двигательными моментами. Этюды не только содержат

материал для

технического

совершенствования,

но

и

ставят

перед

учащимися

разнообразные артикуляционные задачи.

Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над

этюдами.

Поставленная

в

том

или

ином

этюде

технологическая задача может быть

решена лишь при условии, что слуховое включение баяниста будет активизировано.

Работа над этюдами - это не только материал для развития кисти,

пальцев, это

физическая

тренировка

для

достижения

выносливости

всего аппарата.

Эта

работа

вырабатывает у ученика чувство ритма, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук,

певучесть.

Специальное

назначение

этюдов

вызывает

необходимость

особо пристального

внимания к разрешению имеющихся в них технических трудностей. Для того чтобы эта

работа

велась

более

осознанно,

ученику важно

составить

о

них

вполне

ясное

представление.

Поэтому

при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора

нотного

текста, полезно

проделать

разбор специально

технический -

выяснить

характерные

особенности

его

фактуры.

В

дальнейшей работе

над

преодолением

технических трудностей следует применять всевозможные способы работы:

1) проигрывание в различных темпах;

2) вычленение этих трудностей и их преодоление; 3) ритмические варианты;

3) различные штриховые варианты;

4)

можно использовать транспонирование всего этюда или отдельных его построений - в

другие тональности; 6) специальные упражнения.

Нет нужды, однако, в каждом этюде обязательно использовать все эти способы.

Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и быстрее всего

ведут к осуществлению намеченной цели.

Конечно, развитие технической оснащённости игрового аппарата в значительной

мере

зависит

от

природных

способностей

ученика.

Но

и

учащиеся

со

средними

исполнительскими

данными

могут

достичь

высокого

технического

мастерства

при

условии правильно организованной, систематической работы над различными видами

инструктивного технического материала.

4. Подбор этюдов учащимся в музыкальной школе

В каждом классе учащийся должен пройти значительное количество этюдов, самых

разнообразных по своим техническим и художественным задачам.

Нужно

стремиться

привить

ученику

интерес

к

работе

над этюдами.

Для

этого

полезно

проводить

специальные

этюдные академические

концерты,

конкурсы

на

лучшее

исполнение

этюда. Все это стимулирует интерес к вопросам техники и развивает различные ее виды.

Начинающих

не

следует

загружать

этюдами

только

на

один

вид

техники.

Предпочтительнее

чередовать

этюды

на

различные

виды

техники,

что

способствует

успешному развитию учеников.

В первую очередь преследуется цель разностороннего развития ученика. В его

программу последовательно включаются разные этюды, причём каждый этюд должен

быть

несколько

выше

возможностей

учащегося,

тем

самым

обеспечивается

его

постоянный технический рост. Во втором случае нужно брать этюды - пьесы, содержащие

тот вид техники и те элементы движения, которые встречаются в произведениях, а также

близкие по характеру музыки, объединяющие технические задачи с исполнительскими

трудностями, задачами музыкальной выразительности.

Вообще все этюды можно условно

разделить на узкотехнические и этюды-пьесы. Свои минусы и плюсы есть и у тех, и у

других. Первые часто бывают скучны, лишены каких-либо художественных достоинств,

хотя

и

эффективны.

Вторые

более

интересны

с

музыкальной

точки

зрения,

однако

сочетание учебных и художественных задач нередко сильно осложняет работу. Тем не

менее психологи убедительно доказали, что образные, яркие произведения всегда имеют

преимущество перед техническими упражнениями: чем сильнее раздражитель, тем более

глубокий след он оставляет в памяти. Поэтому при всех трудностях, использование

этюдов-пьес

всё-таки

гораздо

предпочтительнее,

это

даёт

больший,

можно

сказать

комплексный

эффект:

работа

над

техническими

приемами

здесь

идет

параллельно

с

развитием исполнительских навыков в широком смысле.

Включение того или иного этюда в учебную программу должно быть обусловлено

двумя задачами:

освоением и развитием определённого вида техники;

подготовкой

ученика

к

преодолению

конкретных

технических

трудностей

в

произведении.

По трудности этюды не должны превышать уровень развития учащегося. Если

работа

над

этюдами

ведётся

в

определённой

последовательности,

то

это

позволяет

закрепить

приобретаемые

на

упражнениях

навыки,

сделать

их

использование

естественным и органичным, т.е. технически развить ученика.

Этюдный материал подбирается на учебное полугодие по строго продуманному

плану, рассчитанному на индивидуальное техническое развитие каждого ученика. Нужно

отдавать

предпочтение

тем

этюдам,

которые

будут

полезны

ученику

и

связаны

с

музыкальными произведениями, запланированными на полугодие.

Обычно этюды создаются сериями, сборниками. Следует обратить внимание на

этюды Н.Чайкина, А.Холминова, К.Мяскова, В.Галкина, А.Сударикова, А.Онегина и др.

композиторов, т.к. они написаны с учётом технических возможностей нашего инструмента

и обладают качествами художественного музыкального произведения. Часто в баянной

педагогике прибегают к скрипичным и фортепианным этюдам. Однако не всегда их

замысел способствует выработке необходимых навыков, т. к. они призваны развивать

технику,

прежде

всего,

у

скрипачей

и

пианистов.

Поэтому

педагог

должен

чётко

представлять

себе

задачу,

которую

поставит

перед

учеником,

при

выборе

этюда.

В

педагогической

практике

широкое

распространение

получили

этюды

для

баяна

Н.Корецкого,

А.Нечипоренко,

Б.Тихонова,

В.Гордзей,

А.Салина,

С.Титова,

В.Иванова,

Н.Чайкина, В.Мотова, А.Денисова, В.Переселенцева, Г.Беляева, Р.Бажилина, Т.Федина и

др.,

и

переложенные

этюды

для

баяна

К.Черни,

Л.Шитте,

А.Лешгорна,

Г.Беренса,

А.Лемуана, Г.Вольфарта, Г.Бертини, Ж.Дювернуа, К.Гурлит, Ф.Лекуппе и т.д.

5. Основные этапы работы над этюдами

Техническая

работа

ученика

должна

идти

по

пути

использования возможно

наибольшего

разнообразия

баянной

фактуры,

так

как,

во-первых,

это

разносторонне

развивает

его

технические

навыки,

во-вторых, выявляет те индивидуальные качества

учащегося,

которыми

педагог

может руководствоваться

при

выборе

технического

репертуара.

Конечно,

для правильного подбора этюдов учитываются такие моменты:

величина

рук ученика,

особенности

их

строения,

растяжение

пальцев

и

степень

их

технической подготовленности.

Работа над этюдами должна идти в определённой последовательности:

1) Знакомство с этюдом - прослушивание его в аудио, видеозаписи или в исполнении

преподавателем. Далее важно изучить построение этюда и определить техническую

задачу, чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы.

Детально разобрать текст, установить аппликатуру. Основные требования к аппликатуре

в

этюдах:

учащиеся

должны

овладеть

аппликатурной

дисциплиной,

поэтому

необходимо бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам.

В большинстве случаев указанная в нотах аппликатура - соответствует педагогическим

целям исполнения этюдов и ее не следует менять.

2) Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места. Эта

работа должна начинаться с упражнений, содержащих характерные элементы трудных

мест.

В

этюдах,

написанных

для

развития

правой

руки,

обратить

внимание

на

исполнение аккомпанемента левой рукой, и наоборот. При изучении этюдов ученику

следует

внимательно

изучать

игру

аккомпанемента,

который

очень

часто

является

"дирижером", так как несёт в себе функции ритмического управления движением, хотя

и остается на втором плане звучания. Ведь характер музыки этюдов напрямую зависит от

аккомпанемента.

3) Одновременно

с

усвоением

текста

этюда

следить

за

выполнением

правильной

фразировки

достаточно

выразительно,

акцентов,

динамики,

определить

границы

движения смены меха.

4) Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому - либо одному. Начинать с

медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы. Проба исполнения

этюда в более подвижном темпе, определение недостатков игры. Следует приучать

ученика

к

сознательной

игре,

понимая

поставленную

цель

-

слушать

свою

игру,

оценивать свои действия.

5) Собирание отдельных эпизодов в целый этюд, дальнейшее прибавление темпа и опять

работа над необходимыми упражнениями.

6) Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и

художественных особенностей. Желательно, чтобы этюд скорее был выучен на память.

Ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда не цель, а средство для

достижения выразительности исполнения. Любой этюд, пусть небольшой и простой по

тексту,

должен

содержать

художественный

смысл.

Технические

трудности

тоже

нуждаются во внимании. Поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить

особенности фактуры, трудности, определить пути их преодоления.

Разобрав

этюд

и

приступив

к

музыкальному

освоению

и

технической работе

над

ним,

ученик

обязан

руководствоваться

правилом,

что

любое проигрывание этюда

должно быть полноценным в музыкальном отношении: грубая "долбежка", равно как и

болтливое

"отыгрывание" этюда

одинаково

мало

приносит

пользы.

Любой

быстрый

пассаж (как

в

предварительной

стадии

работы,

так

и

при

тренировке)

должен быть

хорошо "пропет": пальцы, отчётливо переступая, "берут", "осязают" дно клавиши, мягкая

кисть, сообразно с фразировкой, помогает объединительными движениями. Не следует

при этом слишком задерживать

пальцы

на

клавишах,

"увязая"

в

них,

якобы

для

лучшего

legato.

По

мере

прибавления

темпа

степень

плотности

опоры

пальцев

в клавишах

несколько

ослабляется,

облегчается

звук,

но

цепкость

кончиков пальцев,

четкость

артикуляции сохраняется.

После

разбора

этюда

наиболее

эффективна

работа

над

ним

в

спокойном

темпе.

Слишком

медленные

темпы

мешают

слышать фразировку и, в связи с этим,

налаживать верные движения, слишком быстрые - приводят к "забалтыванию", так как

ученик

не

успевает

во время

занятий

слушать

фразировку,

контролировать

свои

действия.

В дальнейшей работе над этюдами определением оптимального темпа является

хорошее звучание при исполнении, ритмичность, четкость игры, удобство и естественность

движения

рук

и

пальцев.

Нарушения

четкости, ровности,

свободы

игры

может

происходить не только из-за недоступного на данном этапе темпа или вялости ("вязкости")

пальцев, но и в результате неправильного членения пассажа, искажения контуров мотивов,

его составляющих.

Это

лишает

мелодию

пассажа

смысла

и

создает технические

неполадки, так как мешает пальцам "приладиться" к клавиатуре.

В репертуаре баянистов всегда найдутся этюды, где один и тот же вид техники

применяется

продолжительное

время.

Даже

владея

достаточно

хорошо

нужным

техническим приёмом, бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь, кроме

выносливости, требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению

расслабляться

надо

учиться.

У

каждого

исполнителя

в

произведении

должны

быть

намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми

могут быть начало и конец фразы или мотива, смена меха, смена динамики - во всех

подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Помогает

также небольшая смена положения рук, корпуса и т.п.

Одним из самых распространённых видов техники баянистов является мелкая

техника.

Любой

вид

техники

привлекателен

именно

тогда,

когда

он

использован

виртуозно. «Играть быстро» и «играть виртуозно» - не одно и то же. Главное их отличие в

том, что виртуозная игра - целенаправленное устремление каждого, даже самого малого

технического фрагмента к своей логической точке.

Исходя

из

замысла

композитора,

исполнитель

будет

пользоваться

различными

техническими ресурсами. В произведениях разных стилей будет различен и сам характер

туше. И оттачивать свою технику исполнитель должен не в отрыве от музыкального

содержания,

а

имея

перед

собой

это

содержание

как

конкретную

цель.

«Для

меня

существует только одна - единственная действительная техника: та, которая полностью

поставлена

на

службу

музыке»

-

говорил

один

из

прогрессивных

музыкантов

современности П.Казальс.

6. Особенности работы над этюдами самого сложного

вида крупной техники - аккордовой фактуры

Самый трудный из видов крупной техники - аккордовый, т.к. представляет собой

физическую категорию сложности. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых

движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать

работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений. При игре аккордами не

следует

поднимать

высоко

пальцы

над

клавиатурой,

они

должны

быть

в

собранном

состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:

одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;

подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;

сделать соответствующее перемещение кисти;

путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.

Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса.

Подготовка к работе над произведениями с аккордовой фактурой начинается уже в

первом

классе.

Аккордовая

фактура

-

лишь

один

из

многих

элементов

комплекса

исполнительских навыков. Просто для его успешного освоения требуется база, некая

сумма приобретенных знаний, умений и сформированных навыков. Первые шаги в этом

направлении делаются тогда, когда ученик начинает играть гаммы, арпеджио и аккорды.

Чем свободнее он чувствует себя, играя этот элементарный материал, тем легче будет

проходить освоение аккордовой фактуры.

С помощью этюдов и упражнений юный музыкант, не отвлекаясь на решение

художественных задач, осваивает конкретный технический навык или прием. Целью и

результатом

любого

усвоения

технического

материала

становится

доведение

до

автоматизма

изучаемого

приема.

Но

при

всем

автоматизме

необходимо

каждый

раз

обращать внимание ученика на слуховой контроль исполняемых заданий.

Активную

работу

с

этюдами

и

пьесами

аккордовой

фактуры

целесообразно

начинать на третьем году обучения, когда исполнительский аппарат немного окрепнет,

чему должен предшествовать подготовительный период, начиная с первого класса - работа

по

подготовке

исполнительского

аппарата

для

решения

все

более

усложняющихся

технических и художественных задач.

Всю подготовку к успешному освоению аккордовой фактуры можно разбить на

несколько этапов. Одним из первых шагов должно стать целенаправленное развитие и

закрепление

навыков

чтения

нот

с

листа.

Уверенное

чтение

с

листа

в

различных

тональностях способствует развитию свободы, уменьшает неизбежное напряжение, в том

числе

и

мышечное,

возникающее

при

исполнении

по

нотам

незнакомого

или

малознакомого произведения. Немаловажное значение имеет и практика чтения с листа в

высоком и низком регистрах. В этом случае воспитывается способность безошибочно

читать ноты на дополнительных линейках, что в дальнейшем, при непосредственной

работе над аккордовой фактурой, сыграет свою положительную роль.

Важно привить ученику привычку и интерес к самостоятельному чтению с листа

двумя

руками.

Это

нередко

вызывает

большую

трудность

у

начинающих

и

даже

сопротивление. Но планомерная работа в этом направлении, тщательный отбор пьес для

чтения

с

учетом

индивидуальных

возможностей

ученика

в

конечном

итоге

должна

способствовать развитию умения видеть и читать сразу две строчки даже в незнакомом

тексте, т.е. охватывать взглядом всю фактуру в целом. Для самостоятельной работы

целесообразно подбирать простые, известные ученику мелодии, это облегчает слуховой

контроль, т.е. ученику в этом случае легче заметить и исправить ошибки при исполнении.

Итак, содержанием первого, подготовительного этапа является развитие навыков

чтения с листа в разных тональностях, различных регистрах, двумя руками с большой

долей самостоятельной работы, уверенное исполнение арпеджио и аккордов.

На

следующем

этапе

в

программу

подготовки

включаются

этюды,

в

которых

преобладают двойные ноты: терции, сексты, октавы и т.д. Игра двойными нотами в этюдах

развивает координацию, заставляя ученика «видеть и слышать» не только не простую

одноголосную

мелодию,

но

сразу

два

звука.

Ведь

даже

незначительное

уплотнение

фактуры может на первом этапе вызывать определенные трудности у учащихся. К тому же

в

таких

этюдах

активно

используется

пятипальцевая

аппликатура,

без

уверенного

владения которой трудно приступать к работе над аккордовой фактурой.

Следует заметить, что исполнение произведений с аккордовой фактурой требует

развитой, хорошо координированной и самостоятельной левой руки. На первый взгляд,

какая связь между аккордовой фактурой в правой руке и самостоятельностью левой? Но

ведь аккордовая фактура требует повышенного внимания именно к правой руке, поэтому

неуверенно ориентирующаяся на клавиатуре левая рука будет отвлекать слишком много

внимания на себя, что может существенно замедлить процесс работы над этюдами и

пьесами.

Итак, примерно к третьему году обучения ученик должен приобрести необходимую

базу для начала освоения аккордовой фактуры.

7. Задачи педагога в работе над этюдами с учащимися

Одной

из

важнейших

задач

педагога

детской

музыкальной

школы

является

формирование

и

развитие

комплекса

различных

исполнительских

навыков.

Исполнительские навыки важны не сами по себе, а только как средство достижения

главной

цели

-

профессионального

и

художественно

убедительного

исполнения

музыкальных

произведений

различного

характера

и

содержания.

Поэтому

чем

шире

диапазон

технических

средств,

доступных

и

подвластных

ученику,

тем

шире

его

репертуарные возможности. Овладение различными техническими приемами начинается с

самых первых шагов обучения.

Педагог, составляя индивидуальный план работы, выбирая те или иные этюды и

пьесы, должен учитывать уровень способностей ученика, его физические возможности,

возраст

и

особенности

личности.

Необходимо

для

каждого

учащегося

персонально

выбрать

комплекс

упражнений

и

этюдов

для

развития

тех

или

иных

технических

элементов. Весь этюдный материал подбирается заблаговременно. Здесь очень важно

соблюсти баланс между решением краткосрочных задач технического развития и работой

«на перспективу». Ведь овладение любым техническим приёмом обычно диктуется теми

или

иными

художественными

задачами.

Составляя

план

работы,

педагог

должен

выстраивать

четкую

линию:

упражнение

-

этюд

-

пьеса.

Навыки,

приобретенные

в

упражнениях

и

этюдах,

необходимо

обязательно

закреплять

в

процессе

работы

над

произведениями.

При разучивании специальных упражнений и этюдов идёт разработка кистевых

мышц, выработка автоматического навыка исполнения того или иного элемента техники.

Всё это в дальнейшем способствует более быстрому и эффективному результату при

разучивании различных музыкальных произведений. Стратегический план в любом случае

остается неизменным - он заложен в программных требованиях, вопросы же тактического

планирования для достижения стратегических целей - полностью прерогатива педагога.

Успех работы в огромной степени зависит от индивидуальных способностей ученика,

уровня его подготовленности и работоспособности. Но владение педагогом различными

методическими приемами и грамотное их использование в работе позволяет достигать

неплохих результатов и с учениками с весьма средними способностями.

При изучении этюдов с учащимися следует помнить не только о технических

задачах,

но

и

о

задачах

музыкальных.

При

выборе

этюдов

учитывать

возможности

ученика, целесообразность изучения каждого намеченного этюда именно в определенный

период занятий, а также перспективу работы в том или ином направлении.

Заключение

Решая

художественные

музыкально-эстетические

задачи

в

этюдах

важно

добиваться

качества

звука,

качества

ведения

меха,

ровности

звучания,

тембра

звука,

правильного темпа.

Работая над техникой необходимо осознавать в чём состоит трудность и чего не

хватает для ее преодоления. Необходимо отбирать подходящие для данного случая методы

и

приемы

для

данной

трудности.

Таким

образом,

использование

этюдов

создает

предпосылки для успешной комплексной работы над техникой.

Метод разучивания того или иного этюда тесно связан с самим материалом (типом

и

строением

этюда),

а

также

зависит

от

степени

подготовленности,

возраста,

индивидуальных особенностей ученика. Поэтому в методике работы над этюдами не

следует придерживаться каких-либо универсальных штампов и приёмов.

Успешность домашней работы над этюдами (как и всякой другой работы) зависит

от следующих условий:

заинтересованности учащегося, его работоспособности и дисциплинированности;

правильно намеченного плана развития и обучения (в соответствии с индивидуальными

возможностями учащегося);

правильного выбора заданий;

чёткости поставленных перед учеником задач;

точности указаний на способы работы;

анализа причин встретившихся трудностей.

Технический материал не должен терять музыкального содержания. Игра этюдов,

тренировка технических элементов должна проводиться хорошим звуком, с осмысленной

фразировкой

каждого

мотива.

Так

как

всякая

техническая

тренировка

построена

на

многократном повторении упражнения, нужно освежать слуховой контроль. Разнообразие

приёмов оживляет работу, способствует тому, что игре этюдов ученик уделяет больше

времени, а внимание меньше притупляется. Такая работа позволяет в дальнейшем не

отвлекаться на данные технические трудности от музыкального замысла произведения, и

полностью подчиняет технический аппарат музыкальной воле.

В

заключение

хотелось

бы

сказать

о

взаимосвязи

этюдов

и

художественного

репертуара

учащегося.

Важно

то,

чтобы

работа

над

этюдами

дополняла

изучение

художественных произведений: подготавливала к преодолению трудностей намеченного в

индивидуальном плане произведения, углубляла и расширяла нужные для него технические

навыки. И все же основное место в области технического развития учащегося в период

обучения

в

школе

остается

за

этюдами

- самой разнообразной работе. Педагог умело

сочетает

их с художественными произведениями, ставящими серьёзные для учащегося

технические, а на более высоком уровне подготовки и виртуозные цели.

Если музыкант

прекрасно

осознаёт

первичную

задачу

исполнительского

искусства

(создание

художественного образа конкретного произведения средствами своего инструмента), то

ему должно быть понятно и то, какой иногда титанический труд требуется для достижения

нужного

звукового

образа.

В

данном

случае

имеются

ввиду

не

трудности

непосредственного воплощения, а та огромная целенаправленная техническая работа,

которая предшествует конечному результату - публичному выступлению.

Список некоторых этюдов – на разные виды техники

1. Примеры этюдов для баяна - на мелкую технику:

двойные ноты – П.Шашкин. Этюд A-dur, И.Ильин. Этюд C-dur, С.Федосеев.Этюд G-dur

гаммообразные пассажи - Н.Корецкий. Этюд g-moll, А.Лешгорн. Этюд D-dur

арпеджированные пассажи – А.Денисов. Этюд a-moll, А.Холминов. Этюд a-moll

пальцевые репетиции – К.Черни. Этюд C-dur, В.Нестеров. Этюд A-dur, А.Нечипоренко.

Этюд f-moll, В.Угринович. Этюд fis-moll

мелизмы –

А.Золкин.Этюд A-dur, Ю.Наймушин.Этюд e-moll, К.Черни.Этюд C-dur и т.д.

2. Примеры этюдов для баяна - на крупную технику:

октавы – А.Талакин. Этюд Aь-dur, А.Рыбалкин. Этюд Eь-dur, С.Казанский. Этюд a-moll

аккордовая фактура - А.Попов. Этюд f-moll, Ю.Волынский. Этюд D-dur, М.Магиденко.

Этюд e-moll и т.д.

Список используемой литературы

1.

Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. - М.: изд.

«Советский композитор», 1980

2.

Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. /И.Алексеев. - М., 1960

3.

Гвоздев В. Работа баяниста над развитием техники. - М., 1987

4.

Говорушко П. Основы игры на баяне. Л.: Государственное муз. изд., 1963

5.

Завьялов В. Баян и вопросы педагогики. - М., изд. «Музыка», 1971

6.

Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. - М., 1997

7.

Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне. - М., изд. «Музыка», 1997

8.

Методика обучения игре на народных инструментах.- Л., Музыка, 1975

9.

Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. /Сост. И.Пуриц - М., 2001

10.

Судариков А.Ф. Шестнадцать уроков баяниста. - М.: Композитор, 2003

11.

Судариков А.Ф. Школа беглости. - М.: Композитор, 2001



В раздел образования