Автор: Паш Ольга Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Сафоново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Спортивный досуг для детей старшей и подготовительной группы по ПДД
Раздел: дошкольное образование
Сценарий
физкультурного
досуга
по
ПДД
для
детей
дошкольного
возраста
(
старшая
и
подготовительная
группа
)
Подготовила и провела
инструктор по физической культуре:
Паш Ольга Николаевна
Смоленская область г. Сафоново
Октябрь 2019 год.
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила
поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке.
Статистика утверждает, что детский
травматизм
при
несоблюдении
правил
дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.
Ежегодно
на
дорогах
России
совершаются
десятки
тысяч
дорожно-транспортных
происшествий
с участием
детей
и подростков.
Особенно
ситуация
на
дорогах
ухудшается в период
летних
каникул. А приводит к этому элементарное незнание
Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на
дороге. Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не
умеют
управлять
своим
поведением,
у
них
еще
не
выработалась
способность
предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
Ведь
ребенок
–
это
исследователь,
которого
интересует
улица
и
все
на
ней
происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает в
опасные для жизни ситуации.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное,
универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе
и культуры поведения на дороге. Однако дети дошкольного возраста – это особая
категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой что и к
взрослым,
ведь
для
них
дословная
трактовка
Правил
дорожного
движения
неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на
недоступной
для
них
дорожной
лексике,
требует
от
дошкольников
абстрактного
мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Важно с раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, и
Правилам дорожного движения. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается
фундамент
жизненных
ценностей,
вырабатывается
определенная
система
взаимодействия с социальной действительностью, и всё, что ребёнок усвоит в детстве,
прочно останется у него на всю жизнь. У дошкольников отсутствует та защитная
реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний,
желание
открывать
что
–
то
новое,
ставит
наших
почемучек
перед
реальной
опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо
изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного
поведения. Но учение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к: «это
можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям, поэтому задача взрослых,
педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и
школа принимали в этом активное участие.
И учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать их Правилам
безопасного
поведения
на
дорогах
через
дидактические
игры
и
упражнения,
подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на площадках по ПДД и с помощью других
форм и методов работы. Ведь привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю
жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного
движения
является
профилактика
детского
дорожного
травматизма
в
дошкольных
учреждениях.
Для
этого
в
нашем
дошкольном
учреждении
продумывается
и
проводится система
занятий по ПДД
, охватывающих различные образовательные области.
Сценарий физкультурного досуга по ПДД
для детей дошкольного возраста
(старшая и подготовительная группа)
Цель:
создание
условий
для
формирования
у
детей
дошкольного
возраста
у с т о й ч и в ы х
н а в ы к о в
б е з о п а с н о г о
п о в е д е н и я
н а
д о р о г е .
Задачи:
-
о бу ч ат ь
д е т е й
бе зо п а с н ом у
п о в ед е н и ю
в
д о р ож н о й
с р е д е ;
-
обобщать
и
расширять
знания
детей
о
правилах
дорожного
движения;
- совершенствовать знания детей о дорожных знаках для пешеходов;
-
закреплять
представления
детей
о
назначении
светофора
и
его
сигналов;
- развивать логическое мышление, память, внимание, ориентацию в окружающей
обстановке;
- закреплять умение применять полученные знания в играх;
-
воспитывать у детей потребность безопасного поведения на дороге;
- воспитывать у детей умение слушать инструктора и согласовывать движения с
п р а в и л а м и
и г р ы .
Описание: данная работа может быть интересна для инструкторов по физической
к у л ь т у р е ,
в о с п и т а т е л е й
и
у ч и т е л е й
н а ч а л ь н о й
ш к о л ы .
Предварительная работа:
1.
Проведение
с
детьми
познавательных
занятий,
бесед
по
ознакомлению
с
правилами
дорожного
движения
(рассматривание
иллюстраций,
чтение
художественной литературы).
2. Знакомство на физкультурных занятиях с подвижными играми
и играми–
эстафетами.
3
. И з гот о в л е н и е
ат р и бу т о в
д л я
и с п ол ь з о в а н и я
и г р
п о
П Д Д .
Оборудование: музыкальное сопровождение, изображение дороги на линолеуме
(две параллельные полоски, выложенные при помощи белого скотча), 8 кружков -
рулей разного цвета, картинки со знаками («Пешеходный переход», «Осторожно,
дети!», «Железнодорожный переезд», «Въезд запрещен», «Движение пешеходов
запрещено»,
«Велосипедная
дорожка»,
«Автобусная
остановка»,
«Дорожные
работы»),
плакаты
с
указательными,
предупреждающими,
запрещающими
знаками, 8 обручей, два набора кружочков с цветами светофора, три макета
светофоров с пустыми окошками, три набора кружочков разного цвета, три набора
карточек с правильными и неправильными светофорами, пешеходный переход,
эмблемы для каждого ребенка.
Место проведения: музыкальный зал.
Время проведения: октябрь 2019 год.
Ход мероприятия
Вводная часть
Дети
входят
в
музыкальный
зал
и
строятся
полукругом
(или
в
шеренгу
по
одному).
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, кто вас сегодня привел в детский
сад?
Ответы детей: родители.
- Если кто-то из вас шел пешком, то наверняка переходили улицу по пешеходному
переходу, если кто-то ехал на автомобиле, то обязательно слушался сигналов
светофора. Получается, что пешеходы не мешали машинам, а машины не мешали
пешеходам.
Потому,
что
все
соблюдали
четкие
и
строгие
правила.
А
как
называются эти правила?
Ответы детей: правила дорожного движения.
- Правильно, ребята, это правила дорожного движения. А хотите, вместе со мной,
отправится в дорожное путешествие?
Ответы детей.
-
Путь будет неблизким и очень опасным: оживленное движение транспорта,
много знаков и разных дорожных ловушек. Заодно мы и
узнаем, насколько
хорошо вы знаете правила дорожного движения, дорожные знаки и сигналы
светофора.
На дорогах трудностей так много,
Но их бояться нет у нас причин.
Поэтому пора с силами собраться,
И с задором в путь отправляться.
(Построение детей в колонну по одному).
- По дороге мы шагаем, и ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед, где пешеходный переход (Ходьба обычная в колонне по
одному).
Руки мы подняли, ими помахали (ходьба на носках, с поднятыми вверх руками).
Мы по улице гуляем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием
колен, руки на поясе).
Руки мы за спину спрячем и как зайчики поскачем (прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, руки за спиной).
А впереди у нас узкая дорожка, идем по ней мы, приставляя ножки (Ходьба
приставным шагом в правую и левую сторону).
Быстро ножки застучали, по дороге побежали (Бег обычный в колонне по одному).
Дружно
весело
бежали, и
нисколько
не
устали (Ходьба
с
упражнением
на
дыхание).
(Дети рассаживаются на стульчики).
- Давным - давно не было никакого транспорта, человек ходил пешком, а грузы
переносил на руках.
Время
шло,
появились
велосипеды,
трамваи,
автомобили,
автобусы.
Транспорта становилось все больше и больше. Пешеходы и машины ходили и
ездили
по
одной
и
той
же
дороге,
нередко
сталкивались
друг
с
другом
и
травмировались.
Ведь
улицы
городов
в
то
время
были
узкими,
дороги
извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по
улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по
ним удобным и безопасным. Так появились правила дорожного движения. А вы,
ребята, какие правила дорожного движения знаете?
Ответы детей.
1). Перед тем как ступить на дорогу, нужно взглянуть налево, потом, дойдя до
середины дороги, посмотреть направо.
2).
Вдоль
дороги
следует
передвигаться
по
тротуару
справа
или
идти
навстречу автомобилю по обочине.
3). Нельзя играть возле дороги.
4). Переходя улицу, следует убедиться, что опасность в виде приближающегося
транспорта отсутствует.
5). Если дорога свободна, можно пересекать дорогу до конца, если нет, следует
пропустить приближающийся транспорт.
6). Необходимо знать некоторые дорожные знаки.
Основная часть
-
Молодцы,
ребята,
много
правил
дорожного
движения
вы
знаете.
А
теперь
давайте представим, как раньше, что правил дорожного движения никто не знает.
Подвижная игра «Транспорт и пешеходы».
Описание: на полу, с помощью каната выкладывается дорога (две параллельные
линии). Участники игры делятся на две подгруппы: одна подгруппа «пешеходы»,
вторая подгруппа «транспорт» (дети из подгруппы «транспорт» берут в руки
руль).
По
сигналу:
«вперед»
-
дети
начинают
движение
по
дороге
вперед,
затем
разворачиваются и идут в другом направлении. Тоже бегом.
- Вот какая неразбериха получается без правил дорожного движения. Можно и в
беду попасть. Поэтому обязательно нужно знать и выполнять правила дорожного
движения.
А как вы думаете, ребята, кто же помогает нам соблюдать эти правила?
Ответы детей: дорожные знаки.
- Правильно, ребята – это дорожные знаки, которые обязательны для пешеходов и
водителей. И каждый знак имеет свое назначение.
Это знаки дорожные.
Запомнить их не сложно.
Весёлых знаков – целый ряд.
Они вас от беды хранят.
Они о правилах дорожных,
Вам всем безмолвно говорят.
Дети выходят с картинками дорожных знаков и читают стихи.
1 ребенок:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый
На ту сторону ведет
Пешеходный переход (Знак «Пешеходный переход»).
2 ребенок:
Здесь, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно!
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети (Знак «Осторожно, дети!»).
3 ребенок:
Знак ребят предупреждает,
От несчастья ограждает.
Переезд! Во всю глядите,
За шлагбаумом следите (Знак «Железнодорожный переезд»).
4 ребенок:
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча -
Ехать мимо кирпича! (Знак «Въезд запрещен»).
5 ребенок:
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!» (Знак «Движение пешеходов запрещено»).
6 ребенок:
Этот знак, как красный свет,
Здесь машинам хода нет.
Царство здесь велосипедов,
Пешеходов и мопедов (Знак «Велосипедная дорожка»).
7 ребенок:
Здесь дорожные работы.
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»).
8 ребенок:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать
Пассажиром хочет стать (Знак «Автобусная остановка»).
Дети хором:
Запомнили мы знаки
Дорожного движения,
Теперь гулять мы будем
Всегда без осложнений.
- Да, ребята, на улицах много разных дорожных знаков. Они лучшие друзья
водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название и рассказывает о том,
какая дорога, как надо ехать или идти, что разрешается и чего нельзя делать.
Знаки бывают указательные, предупреждающие, запрещающие.
Указательные знаки - это знаки синего цвета, квадратные или прямоугольные.
Знак
«Пешеходный
переход»
устанавливается
на
пешеходных
переходах.
Нарисованный автобус или трамвай внутри синего прямоугольника - это знак
«Место стоянки», он указывает, где пассажир может сесть в транспорт.
Предупреждающие знаки - это треугольники желтого цвета с красной каемкой.
Они
предупреждают
о
чем
—
то.
Знак
«Пешеходный
переход»
в
красном
треугольнике предназначен
только для водителей: предупреждает о том, что
впереди пешеходный переход. Получив такое предупреждение, водитель должен
быть очень внимательным. Но пешеходам переходить дорогу по этому знаку
нельзя. Знак «Дорожные работы»: предупреждает о том, что впереди на проезжей
части, обочинах, тротуарах ведутся работы. За этим знаком могут оказаться ямы,
строительные материалы, машины и механизмы. Знак «Дети» устанавливают у
школ и детских парков. Водители и пешеходы здесь должны быть особенно
осторожны.
Запрещающие -
они
вводят
разные
запреты
и
ограничения.
Имеют
круглую
форму с красной каймой или с красным фоном. Эти знаки говорят водителям о
том, что движение запрещено вообще или запрещено движение какого - то вида
транспорта. Знак «Движение на велосипеде запрещено».
Всем пешеходам нужно запомнить знак «Движение пешеходов запрещено». Это
единственный
запрещающий
знак,
который
относится
только
к
пешеходам.
Пешеход, изображенный на этом знаке, перечеркнут красной чертой.
А
теперь,
ребята,
давайте
проверим,
как
вы
запомнили
знаки
дорожного
движения.
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи
игры: закреплять
знания
детей
о
дорожных
знаках
и
их
названия.
Развивать умение действовать по сигналу и быстро строиться в пары. Упражнять в
беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Описание:
игрокам
раздают
картинки
с
изображением
половинки
дорожных
знаков.
По
сигналу
«Разбежались!»,
дети
бегают
врассыпную.
По
сигналу
«Становись!»
-
каждый
должен
найти
себе
пару,
т.
е.
партнера
с
другой
половинкой дорожного знака и поднять собранный знак вверх.
Усложнение: каждая пара рассказывает, что означает их дорожный знак.
-
Ребята,
а
что
за
знак
у
меня
в
руках?
(Показываю
знак
«Автобусная
остановка»).
Ответы детей: автобусная остановка.
- А где мы можем его увидеть?
Ответы детей: в местах ожидания транспортного средства.
- Давайте поиграем с вами в игру, в которой вы сможете прокатиться на трамвае.
Подвижная игра: «Веселые трамвайчики»
Задачи:
упражнять в перестроении в пары в движении, по сигналу, в умении
выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики.
Мы по рельсам ездим дружно,
Эй, садись к нам, кому нужно!
Описание: дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель
трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои
места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира,
который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной
стороне зала.
- Ребята, а кто подаёт сигналы пешеходам и транспорту о действиях на дороге?
Ответы детей: светофор.
- Да, ребята, дорожное движение невозможно представить без светофора. А как вы
думаете, где его можно увидеть?
Ответы детей: на перекрестках дорог.
- Правильно, ребята, у любого перекрестка нас встречает светофор. И заводит
очень просто с пешеходом разговор.
Выходят дети с сигналами (кружки соответствующего цвета) светофора в
руках.
Ведущий:
Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
9 ребенок:
Красный свет – опасность рядом,
Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не иди!
10 ребенок:
Желтый – светит к переменам,
Говорит: «Постой, сейчас
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз».
11 ребенок:
Свет зеленый знать даёт –
Можно двигаться вперед!
На дороге не спеши,
Маму за руку держи.
- И размещаются цвета светофора всегда в одном порядке: для лучшей видимости
наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а
внизу – зелёный.
Дети строятся в колонну по одному.
Подвижная игра «Светофор»
Задачи:
развивать умение детей реагировать на определённый сигнал светофора.
Развивать
ориентировку
в
пространстве,
умение
действовать
по
сигналу,
сопоставляя свои действия с сигналом светофора.
Описание: дети стоят друг за другом в колонне по одному, инструктор показывает
зеленый сигнал светофора - дети идут в обход по залу. Когда желтый – маршируют
на месте. Когда красный - замирают на месте неподвижно. Тот, кто перепутает
сигнал, становится позади колонны.
После игры дети рассаживаются на стулья.
- Ребята, посмотрите, у меня есть несколько светофоров, но они у меня сломаны.
И чтобы они заработали, их надо починить, нужно зажечь огни у светофоров.
Игра – эстафета «Зажги огни светофора» (старшая группа).
Описание: дети делятся на три команды по 3 человека и встают у стартовой
черты. На другой стороне зала находятся 3 стола, на которых лежат макеты
светофора с пустыми окошками, рядом лежат кружки разных цветов цветов. По
сигналу первые игроки команд бегут к светофорам и вставляют в окошко нужный
кружок,
возвращаются
к
команде
и
передают
эстафету
следующим
игрокам.
Эстафета
заканчивается,
когда
все
игроки
возвращаются
к
командам,
затем
проверяется правильность выполнения задания.
- Молодцы, ребята, быстро с заданием справились и починили все светофоры, но
вот
кто-то
к
нашим
светофорам
добавил
неправильные.
Давайте
с
этим
разберемся.
Игра – эстафета «Найди правильный светофор» (подготовительная группа).
Описание: дети делятся на три команды по 3-4 человека и становятся у стартовой
черты. На другой стороне зала стоят три стола, на которых лежат правильные и
неправильные светофоры. По сигналу первые игроки бегут к столам, выбирают
правильный светофор, возвращаются к команде и передают эстафету следующему
игроку. Эстафета заканчивается, когда все игроки возвращаются к командам, затем
проверяется правильность выполнения задания (в руках у всех участников каждой
команды по правильному светофору).
- Ребята, а какой знак нам помогает переходить дорогу, если горит зеленый свет
светофора?
Ответы детей: пешеходный переход.
- А на какое животное похож пешеходный переход?
Ответы детей: на зебру.
- Правильно, пешеходный переход похож на зебру, у него тоже черные и белые
полоски. И только по ним можно переходить проезжую часть.
А сейчас мы
поиграем в игру, в которой вы покажете, как правильно нужно переходить дорогу.
И знай, что только переход от машин тебя спасет.
Подвижная игра: «Осторожно дети»
Описание: девочки с колясками доходят до «зебры», смотрят налево, направо,
ждут сигнал светофора и переходят дорогу по «зебре». Мальчики - водители с
рулями
в
руках
«едут»
по
дороге,
останавливаются
на
сигнал
светофора,
пропуская девочек.
Заключительная часть
- Вот видите, ребята, какое интересное дорожное путешествие у нас получилось!
Как много важных правил дорожного движения мы сегодня вспомнили, в какие
интересные
игры
поиграли.
А
сейчас
наше
путешествие
заканчивается,
и
я
надеюсь, что правила дорожного движения вы будете не только знать, но и
выполнять.
Много правил есть у азбуки дорожной,
Подружиться с ними каждому легко.
Соблюдать их вам совсем не сложно,
А шагать вы с ними будете легко.
НА УЛИЦЕ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ДЕТИ!
ТВЕРДО ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА ЭТИ,
ПРАВИЛА ЭТИ ПОМНИ ВСЕГДА
ЧТОБ НЕ СЛУЧИЛОСЬ С ТОБОЮ БЕДА!
И я желаю вам быть внимательными на улицах нашего города.
А за ваше внимание, ваши старания и за ваши знания я хочу вас наградить
медальками, как лучшим знатокам дорожного движения.
Детям вручаются медали «Лучшему знатоку правил дорожного движения».
Под музыку дети уходят из зала.