Автор: Костальон Надежда Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 76
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск, х. Семигорский
Наименование материала: Статья
Тема: Метод образовательных проектов в практике Дошкольной образовательной организации по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах
Раздел: дошкольное образование
МЕТОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОУ ПО
ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА
ДОРОГАХ
При
организации воспитательно-образовательного процесса со старшими до-
школьниками
одним
из
эффективных
является
метод
проектной
деятельности.
Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием,
наблюдательностью,
способностью
к
началам
анализа,
синтеза,
самооценке,
а
также стремлением к совместной деятельности.
Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию
метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний,
формирует навыки сотрудничества.
Метод образовательных проектов, как педагогическая технология ориентирован:
-
на
осознание
детьми
своих
интересов
и
формирование
умений
их
реализовывать;
-
приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности,
включая умение ее планировать;
-
формирование
таких
личностных
качеств,
как
умение
договариваться
и
работать в команде;
-
применение
и
приобретение
детьми
новых
знаний
(норой
и
путем
самообразования).
Под
проектом
понимается
самостоятельная
и
коллективная
творческая
завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта
лежит
проблема,
для
решения
которой
необходим
исследовательский
поиск
в
различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно
целое.
В
проекте
можно
объединить
содержание
образования
из
различных
областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации
совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и
родителей.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе.
Проектный метод обучения помогает решать следующие задачи:
Обучающие:
Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте, на
дорогах. Способствовать их осознанию.
Закреплять имеющиеся знания о разных видах транспорта, как средстве
передвижения, перевозки грузов и использования в других целях;
Расширять представления детей о других профессиях, связанных с этой
отраслью;
Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации.
Развивающие:
Продолжать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении
правил и норм поведения в игре;
Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую речь,
навыки коллективного общения;
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с
желаниями и интересами товарищей;
Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность,
патриотизм, любовь к родному городу.
В основу метода проекта заложена идея о направленности на результат, который
достигается
в
процессе
совместной
работы
педагога,
детей
и
родителей
над
проблемой
(темой),
и
на
его
публичное
предъявление
(изготовление
макета
светофора, машин, дорожных знаков; проведение конкурсов, викторин, досугов с
участием
инспектора
ГИБДД
по
правилам
дорожного
движения;
выставка
рисунков,
изготовление
газет).
Мероприятия,
посвящённые
теме
ПДД,
всегда
актуальны
в
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении.
Данную
необходимость диктует сама жизнь.
Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?
Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и
прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая
часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной,
игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень
хорошо
развито
воображение,
и
именно
только
яркие
моменты
оставляют
в
сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. В этом, на мой взгляд,
актуальность и значимость проектов по правилам дорожного движения.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет:
- значительно повысить самостоятельную активность детей,
- развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами
находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти
знания для создания новых объектов действительности.
Та к ж е технология
проектирования
делает
детей
активными
участниками
воспитательно-образовательного
процесса,
становится
инструментом
саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный
ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах.
Участвуя в проектах ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.
При осуществлении проектной деятельности предусматриваются следующие
этапы:
1. Подготовительный этап – создание проблемной ситуации.
Пример: Проект «Азбука пешехода» - в строительном центре сооружена постройка
“Улица города”. Воспитатель вносит дорожные знаки, расставляет их. Спрашивает
детей: что это за знаки? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них?
Почему? Предлагает пофантазировать: что было бы, если на улицах города не будет
дорожных знаков, не будет названий улиц?
После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существуют правила
дорожного движения, которые нужно соблюдать как водителям, так и пешеходам.
Необходимо знать, как правильно вести себя на улицах города. Педагог предлагает
всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать
сюжетную игру “Автопарк”.
2. Основной этап – не только самый длительный этап проекта, но и самый
интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время
которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в
соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.
Пример: Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили
перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах
активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и
материал).
1.Центр искусства (рисование на тему «Мы рисуем улицу», понаблюдать и
нарисовать дорожные знаки, что они могут обозначать.)
2.Центр математики (посчитать дорожные знаки по пути в детский сад и др.,
обратить внимание в какую сторону едут машины, решение логических задач.)
3.Центр движения (выучить движения регулировщика, подвижные игры «Стоп»,
«Горелки» и др.»)
4.Центр информационный (иллюстрированные задания по теме безопасность на
улице, книга Г.Зайцева «Как друзья дорогу переходили», С.Маршак «Светофор»,
А.Богданович «Пешеходу-малышу», С.Баруздин «Сказка т трамвае», С.Шлыгин
«Вышел мишка из берлоги», С.Михалков «Моя улица», А.Вольский «Запомни,
юный пешеход», рассматривание плакатов, буклетов, открыток по теме, просмотр
презентаций.)
5.Центр строительства (постройка автопарка, автомастерской, домов, сделать
макеты из коробок, изготовить макеты дорожных знаков.)
6.Центр игры (игра на улице «Путешествие по городу», дидактическая игра «ПДД»,
игра «Мы едем в зоопарк».)
7.Центр науки (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, ребусы и т.д.
8.Центр речи (игры «Назови профессию», «Хорошо-плохо», придумывание правил
поведения на улице.)
9.Центр творчества (кукольный спектакль «Марта и Чичи едут в парк»)
3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут
представляться в различных формах.
В «Азбуке пешехода» итоги подводятся в виде сюжетной игры с викториной.
На этом этапе ребёнок является активным участником, он сталкивается с
определёнными трудностями в решении проблем. Малышам предоставляется
возможность самостоятельного приобретения знаний.
Трудности этого этапа может вызывать разный уровень подготовки детей.
Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна
учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых
будет проводиться проект.
3.Следующим этапом составления проекта является «Системная паутинка». В ней
расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных
областях.
4.И в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т.е.
рефлексию.
Метод проектов активно применяю и при организации сюжетно-ролевых игр. В
ходе
проектной
деятельности
учу
ставить
игровые
цели,
выполнять
соответствующие игровые действия, находить в окружающей действительности
предметы, необходимые для игры, принимать на себя роль другого (инспектора
ГИБДД).
Непосредственную работу над любым проектом предваряет специально
организованный курс развивающих занятий по правилам дорожного движения,
целью которого является формирование необходимых умений и навыков.
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника,
способ
взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по
достижению поставленной цели.
В настоящее время проекты классифицируются:
а)по составу участников;
б)по целевой установке;
в)по тематике;
г)по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
типы проектов:
исследовательско-творческие:
дети
экспериментируют,
а
затем
результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют
ее,
ориентируясь
на
социальные
интересы
(оформление
и
дизайн
группы, витражи и т. д.);
творческие
(оформление
результата
в
виде
детского
праздника,
детского
дизайна).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются
межпредметными, а творческие - монопроектами.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами
участников,
но
бывают
и
личностные,
индивидуальные
проекты
(в
изобразительном
и
словесном
творчестве).
Поскольку
ведущим
видом
деятельности
дошкольника
является
игра,
то,
начиная
с
младшего
возраста,
используются ролево - игровые и творческие проекты: «Машины на нашей улице»,
«Шофер» и т. п.
Этап проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1
2
3
Первый - постановка
проблемы
Формулирует пробле-
му (цель) (при
постановке цели
определяется
и продукт проекта).
Вводит в игровую
(сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачу
(не жестко)
Вхождение в
проблему.
Вживание в игровую
ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач
проекта
Второй - обсуждение
проблемы, принятие задач
Помогает в решении
задачи.
Помогает спланиро-
вать деятельность.
Организует деятель-
ность
Объединение детей в
рабочие группы.
Распределение
амплуа
Третий - работа над проектом
Оказывает
практиче-
скую помощь (по необ-
ходимости).
Направляет и контро-
лирует осуществление
проекта
Формирование
специфических
знаний, умений,
навыков
Четвертый - презентация
Готовит и проводит
презентацию
Продукт
деятельности
готовят к
презентации.
Представляют
зрителям или
экспертам продукт
деятельности
Пятый - постановка новой
проблемы
Создает ситуацию
необходимости поиска
новой информации
Принимают новую
проблему и
готовятся к поиску
новой информации
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей
должны стать основным ориентиром в городах и станицах. Ведь от них зависит
жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем
спокойнее будет их родителям и воспитателям.
Технология проектной деятельности