Напоминание

Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Шарова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад №188
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель:

Шарова Ольга Сергеевна

«Пространственная ориентировка осуществляется

на основе непосредственного восприятия

пространства и словесного обозначения

пространственных категорий (местоположения,

удаленности, пространственных отношений между

предметами). В понятие пространственная

ориентация входит оценка расстояний, размеров,

формы, взаимного положения предметов и их

положения относительно тела ориентирующегося»

А.А. Столяр

Актуальность

педагогического проекта

Образовательная программа дошкольного

образования, согласно ФГОС ДОО, должна

обеспечивать познавательное развитие ребенка,

которое в частности предполагает формирование

первичных представлений о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме,

цвете, размере, материале, звучании, ритме,

темпе, количестве, числе, части и целом,

пространстве и времени, движении и покое,

причинах и следствиях и др.). п.2.6 ФГОС ДОО

Объект исследования: процесс развития

пространственных представлений у детей

старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая

игра, как средство развития

математических представлений.

Теоретическая

часть

I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных

направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми

глазами.

III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения

предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между

ними.

IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е.

на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И.

Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми

старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».

V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации

пространственной терминологии и в речи самих детей.

Цель

исследовать влияние дидактических

игр и спроектировать комплекс игр,

направленных на формирование

пространственных представлений у

детей старшего дошкольного

возраста.

Задачи

1. Проанализировать литературу и источники по

данной теме;

2. Изучить особенности формирования у детей

старшего дошкольного возраста пространственных

представлений;

3. Изучить методику развития пространственных

представлений детей старшего дошкольного

возраста;

4.Подобрать дидактические игры, способствующие

формированию пространственных представлений

детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра – одна из

наиболее значимых форм

обучающего воздействия

взрослого на ребенка. В то же

время, игра – основной вид

деятельности детей.

Проектная часть

Комплекс игр и игровых

упражнений, направленных на

формирование

пространственных

отношений для детей

старшего дошкольного

возраста.

I этап. Формирование пространственных

представлений с точки отсчета «от себя»: слева,

справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных

представлений с точки отсчета «от предмета», «от

себя», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять

словом положение того или иного предмета по

отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в

трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на

плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в

двухмерном пространстве).

Предполагается, что проектирование комплекса

дидактических игр по развитию

пространственных представлений будет

способствовать расширению, уточнению и

систематизации полученных знаний, что

позволит детям овладеть пространственной

ориентировкой не только на игровом

материале, но и в реальной окружающей

обстановке.

Результат



В раздел образования