Автор: Шарова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад №188
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель:
Шарова Ольга Сергеевна
«Пространственная ориентировка осуществляется
на основе непосредственного восприятия
пространства и словесного обозначения
пространственных категорий (местоположения,
удаленности, пространственных отношений между
предметами). В понятие пространственная
ориентация входит оценка расстояний, размеров,
формы, взаимного положения предметов и их
положения относительно тела ориентирующегося»
А.А. Столяр
Актуальность
педагогического проекта
Образовательная программа дошкольного
образования, согласно ФГОС ДОО, должна
обеспечивать познавательное развитие ребенка,
которое в частности предполагает формирование
первичных представлений о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.). п.2.6 ФГОС ДОО
Объект исследования: процесс развития
пространственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая
игра, как средство развития
математических представлений.
Теоретическая
часть
I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных
направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми
глазами.
III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения
предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между
ними.
IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е.
на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И.
Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми
старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».
V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации
пространственной терминологии и в речи самих детей.
Цель
исследовать влияние дидактических
игр и спроектировать комплекс игр,
направленных на формирование
пространственных представлений у
детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи
1. Проанализировать литературу и источники по
данной теме;
2. Изучить особенности формирования у детей
старшего дошкольного возраста пространственных
представлений;
3. Изучить методику развития пространственных
представлений детей старшего дошкольного
возраста;
4.Подобрать дидактические игры, способствующие
формированию пространственных представлений
детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – одна из
наиболее значимых форм
обучающего воздействия
взрослого на ребенка. В то же
время, игра – основной вид
деятельности детей.
Проектная часть
Комплекс игр и игровых
упражнений, направленных на
формирование
пространственных
отношений для детей
старшего дошкольного
возраста.
I этап. Формирование пространственных
представлений с точки отсчета «от себя»: слева,
справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных
представлений с точки отсчета «от предмета», «от
себя», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять
словом положение того или иного предмета по
отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в
трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на
плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в
двухмерном пространстве).
Предполагается, что проектирование комплекса
дидактических игр по развитию
пространственных представлений будет
способствовать расширению, уточнению и
систематизации полученных знаний, что
позволит детям овладеть пространственной
ориентировкой не только на игровом
материале, но и в реальной окружающей
обстановке.
Результат