ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор: Голядкина Валентина Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Казьмадемьяновская ООШ" Населённый пункт: Воронежская область Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Раздел: начальное образование
ОБРАЗОВАНИИ
Голядкина В. Г., МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них
общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна
из
основных
практических
задач
современного
образования.
Общие
исследовательские
умения
и
навыки
включают
в
себя
умение
видеть
проблемы,
задавать
вопросы,
выдвигать
гипотезы,
давать
определение
понятиям,
проводить
наблюдения
и
эксперименты,
делать
выводы
и
умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с
текстом, доказывать и защищать свои идеи.
На этапе открытие новых знаний часто создается проблемная ситуация, в
ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме
самостоятельно, возникает проблема, учащиеся сами должны найти поиск
решения задания. Например изучение темы «Длина» (приложение , урок).
На этапе закрепления использует логические задачи, на активный перебор
вариантов отношений, задачи на установление временных, пространственных
и функциональных отношений, а так же решение магических квадратов,
треугольников
и
прохождение
по
магическим
лабиринтам,
определение
множеств, заполнение таблиц, решение задач с помощью «дерева выбора»,
определение истинности и ложности высказываний и т.д.
Для решения задач исследовательского характера использует построение
схемы, что способствует упрощению поиска решения задачи
Урок
математики,
на
котором
применяется
исследовательский
метод,
содержит следующие учебные элементы:
- ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик
решает без особых затруднений;
-ситуация
затруднения
(ощущения
проблемы).
Ученикам
предлагается
задача, похожая на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как
они не имеют еще необходимых знаний;
-
постановка
учебной
проблемы.
Учащиеся,
осознав
проблему,
проговаривают ее, говорят, каких знаний им не хватает, для того чтобы
решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;
- решение учебной проблемы. Если предложено несколько путей решения
проблемы, то возможно деление на группы. Организует деятельность групп
лидер, тот ученик, который предложил путь решения незнакомой задачи.
Литература
1.
Горшкова, О.Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания.
1-4 классы. [Текст] / О. Д. Горшкова// 2005.43-54 с.
2.
Ивашова,
О.А.
Роль
исследовательской
деятельности
младших
школьников
в
овладении
математической
культурой
[Текст]
//
«Культ-
Информ-Пресс», 2003. 93-118 с.