Напоминание

Работа над ритмом в младших классах ДМШ и ДШИ


Автор: Крайнюхова Татьяна Станиславна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДМШ №1
Населённый пункт: Г.Балаково Саратовская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над ритмом в младших классах ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое разработка

Работа над ритмом в младших классах в ДМШ и ДШИ.

Выполнила Крайнюхова Т.С.

Ритмическое воспитание охватывает развитие чувства темпа, размера и четкого

восприятия соотношения длительностей такта. В течении занятий учащиеся постепенно

охватывают все новые в ритмическом отношении музыкальные материалы. Например: движение

чередующимися четвертными, восьмыми, половинными нотами, такты различных размеров,

затакты, пунктирный ритм, синкопированный ритмический рисунок и т.п. Тем самым расширяются

понятия, связанные с ритмической структурой музыкального произведения. Этой работе должно

быть отведено значительное время в учебном плане. На ритмичность исполнения следует

обращать с самого начала большое внимание, не допускается в этом отношении никаких

упущений. Ученик должен играть, петь, хлопать в ритмическом отношении, точно уметь

«считать». Приступая к изучению новой пьесы, упражнения по сольфеджио, необходимо уделить

особое внимание работе над трудными в ритмическом отношении местами.

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1.) ощущение равномерности движения в разных темпах;

2.) ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей

3.) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть

ритмического рисунка.

Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных

процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых

первых уроков, используем знание «Хлопок в такт». Вместе с детьми пробуем уловить и

воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Репертуар: детские

песни, инструментальная музыка, стихи Агнии Барто. Затем можно предложить детям похлопать

или пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Подобные занятия прекрасно тренируют не

только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.

В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения:

ходьбу, хлопки, дирижирование и т.д.

«Встанем в круг»

А) Учитель произносит текст ритмично, дети повторяют:

Встанем в круг, поскорей будем весе лить ся

Песни петь танце вать весело кру жить ся

Б) Учитель произнесет текст с четкой артикуляцией, дети повторяют. Произнесение

сопровождается легкими хлопками в ладоши.

В) Использовать ритмический оркестр:

Г) Аккомпанемент и пение песни.

Д) Петь песню с движением, с приставными шагами сначала вправо, затем влево.

При желании все формы работы можно совмещать.

Хорошим методом является использование различных примеров ритмического «эхо».

Например, похлопайте ритм или сыграйте мелодию, воспроизведите ритмический рисунок.

Попросите повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Развивает ритмическую

память игра «Отгадай песенку». Нужно воспроизвести ритм знакомой песенки и попросить детей

отгадать ее.

В репертуар могут входить любые детские песенки: «Два кота», «Петушок»,

«Маленькой елочке», «Андрей-воробей» и другие.

Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул можно использовать

вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и

музыкальной, показывая детям, как можно ритмизовать имена. Например:

О - ля, О - лень - ка, Та - ня, Та - неч - ка.

Можно попросить ученика придумать слова к простейшим ритмическим рисункам:

Тра – ва, са - мо - лет, сол - ныш - ко, ма - ши - на.

Метризация двух – и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом

акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущение пульсации и

акцентуации.

Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация

стихотворений или детских песен:

2/4

ма - лень – кой ё - лоч - ке хо - лод - но зи - мой

2/4

По - бе - жа - ли, По - бе - жа - ли, шаг, шаг, стой!

2/4

Жук, жук, по – жуж - жи, где ты пря – чешь - ся, ска - жи.

Далее можно прибавить к песне ритмический аккомпанемент.

Такая работа дает возможность отработать различные ритмические формулы,

соблюдая педагогический принцип от простого к сложному. Причем работа начинается с того

момента, когда ученик еще не знаком с нотным станом.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов.

За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название:

Половинная нота - та - а

Четвертная нота - та

Восьмые ноты - тик – тик

Шестнадцатые ноты - ти – ки – ти - ки

Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с

точкой или синкопу:

Ти та ти та – ти – ти тай - ти

Введению этой системы поможет песенка «Часы», изображающая ход больших и

маленьких часов, в речевом ритмизированном двухголосии. Для этого детей нужно разделить на

две группы.

Первая произносим низким голосом «та - та»

Вторая группа высоким голосом «тик – тик, тик - тик».

Перечисленные формы работы можно дополнить следующим:

1)

чтение ритмической строчки ритмослогами;

2)

исполнение ритмического рисунка, глядя в нотный текст, синхронно с

использованием педагога;

3)

свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом;

4)

ритмическая партитура;

5)

ритмический канон;

6)

свободная ритмическая импровизация;

7)

игра в детском ударном оркестре.

Приходить признать, что в традиционном курсе сольфеджио все еще недооценивается

роль и значение воспитания чувства ритма у музыкантов маленьких и больших. И на своих

уроках мы должны не только помочь учащимся освоить различные ритмические формулы, но и

способствовать налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.

Кроме того, конечная цель заключается в возможности воспроизвести ритмическую

линию разной степени сложности в любом темпе. Выстраивать ритмически свободный диалог с

партнерами, находить смысловые варианты исполнения.

И хотелось бы закончить свою работу словами Н.А. Римского – Корсакова : «… Ритм –

это жизнь… без ритма мелодия не существует, а представляет собой бессодержательные звуки».



В раздел образования