Автор: Завьялова Елена Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2075
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание в начальной школе"
Раздел: начальное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Важность
патриотического
воспитания
трудно
переоценить
в
современном
мире,
в
котором,
с
одной
стороны,
проходят
процессы
глобализации, а с другой, продолжается противостояние между Западом и
Востоком, Россией и США. В таком противостоянии решающим фактором
наравне
с
сильной
экономикой
становится
морально-психологический
настрой
населения.
Поэтому
показательно,
что
в
США
воспитанию
и
поддержанию
патриотических
настроений
традиционно
уделяют
большое
значение: американский флаг вывешиваются на каждом окне и на каждом
углу,
включая
двери
в
супермаркет,
зонтики
на
пляже,
даже
заборы
в
национальном
заповеднике.
И
это
служит
одним
из
способов
воспитания
патриотизма – гордости за страну через её символику.
В России, несколько потерявшейся в этом плане после развала СССР и
упустившей целое поколение, чьё взросление пришлось на бурные 1990-е и
непонятные 2000-е, стоит помнить о том, что патриотизм не берется ниоткуда
и его надо воспитывать. Патриотизм – это один из столпов национальной
безопасности. Непатриотичные люди, «безродные космополиты», никогда не
будут защищать страну, которую они не любят, историю которую плохо
знают, с которой не связывают своих предков в прошлом, а себя – в будущем.
Воспитание патриотизма следует начинать с младых ногтей – еще в
детском садике, а в школе – уже с первого класса. Причем к этому следует
активно
привлекать
и
родителей,
объясняя
им
цели,
задачи
и
методы
патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание можно осуществлять напрямую – методом
убеждения
(беседы
с
учителями
и
ветеранами
ВОВ,
лекции
историков,
конференции на тему истории страны и родословия) и косвенно (изготовление
поделок
и
рисунков
на
исторические
темы,
разучивание
и
исполнение
народных и патриотических песен, участие в соответствующих конкурсах).
Так
ученики
третьего
класса
делали
макеты
советских
самолетов
времен ВОВ, рисовали рисунки о природе родного края и на тему ВОВ. Это
возможно делать на уроках труда и рисования уже с первого класса.
На уроках музыки мы с ребятами разучивали народные и военные песни
и исполняли их на праздниках, особенно в день Защитника Отечества и День
Победы. При этом дети надевали форму советских солдат, пилотки и т.д.
В
начальной
школе
возможно
проведение
музейных
уроков
про
историю края с демонстрацией реальных экспонатов. Так в прошлом учебном
году
в
Краснопахорской
школе
города
Москвы
музейный
работник
–
в
прошлом
директор
школы
и
учитель
истории
Сучеленкова
Людмила
Николаевна – раз в неделю рассказывала ученикам третьих классов про их
земляков,
воевавших
в
Великую
Отечественную
войну:
про
подольских
курсантов, про летчика Талалихина – уроженца здешних мест. Дети ждут
этих уроков с большим нетерпением.
Большим успехом пользуются беседы с ветеранами ВОВ на 9 мая.
Ученики с большим интересом слушают их рассказы, задают вопросы, а
потом продолжают интересоваться героическим прошлым.
Более
сложной
формой
патриотического
воспитания
является
подготовка презентаций и участие в конкурсах типа «Родословие» и «История
моей семьи в истории России». Для этого дети расспрашивают родных о своих
предках,
изучают
семейные
фотографии,
письма,
документы,
посещают
родовые места, с помощью взрослых обращаются в архивы для получения
необходимых сведений.
Потом они вместе со взрослыми пишут текст своего выступления и
готовят презентации, куда помещают фото предков и родственников, фото
писем, орденов и медалей, других артефактов. При этом они учатся навыкам
исследовательской
работы
и
работы
с
различными
компьютерными
программами.
В подготовке презентаций следует работать вместе с родителями
и
знакомить
их
с
требованиями
к
презентациям,
а
также
с
формальными
требованиями не только к содержанию презентаций, но и их оформлению,
например, какие источники следует включать в библиографию, а какие –
наиболее общие – нет.
Так в прошлом учебном году двое учеников третьего класса провели
исследовательскую работу по изучению истории своей семьи и подготовили
доклады, с которыми выступили в межшкольном конкурсе «Родословие» и
городском конкурсе «История моей семьи в истории России».
После
выступления
на
конкурсе
со
своей
презентацией,
один
из
учеников – Всеволод Гуськов – поехал в Крым, где воевал его прадед, где
сидел
в
лагере
для
военнопленных,
откуда
бежал
к
партизанам
и
куда
вернулся после войны. Сева расспрашивал своих бабушек про их отца – его
прадеда, посещал место лагеря для военнопленных в деревне Октябрьское, где
после войны его бабушка еще школьницей участвовала в сборе и захоронении
останков
погибших
советских
военнопленных
и
открытии
на
месте
захоронения памятника жертвам фашистской оккупации.
Вместе
с
родственниками
посетил
старое
кладбище
посреди
распаханного поля, где в 1954 году был похоронен его прадед.
Заинтересовавшись
героическим
прошлым
своих
прадедов,
Сева
заинтересовался и историей страны и Крыма в общем. Будучи у бабушки в
Севастополе, он ходил на Панораму первой обороны Севастополя 1854-1855
гг.,
на
Малахов
курган,
где
были
решающие
бои
в
первую
оборону
Севастополя,
а
в
свой
следующий
приезд
хочет
посетить
диораму,
посвященную второй обороне Севастополя, на Сапун-гору и на памятник 35
батарее – где героически оборонялись защитники города.
Так
начинается
любовь
к
родине,
так
формируется
гордость
за
ее
прошлое и желание не посрамить ее в будущем.