Напоминание

"Патриотическое воспитание в начальной школе"


Автор: Завьялова Елена Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2075
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важность

патриотического

воспитания

трудно

переоценить

в

современном

мире,

в

котором,

с

одной

стороны,

проходят

процессы

глобализации, а с другой, продолжается противостояние между Западом и

Востоком, Россией и США. В таком противостоянии решающим фактором

наравне

с

сильной

экономикой

становится

морально-психологический

настрой

населения.

Поэтому

показательно,

что

в

США

воспитанию

и

поддержанию

патриотических

настроений

традиционно

уделяют

большое

значение: американский флаг вывешиваются на каждом окне и на каждом

углу,

включая

двери

в

супермаркет,

зонтики

на

пляже,

даже

заборы

в

национальном

заповеднике.

И

это

служит

одним

из

способов

воспитания

патриотизма – гордости за страну через её символику.

В России, несколько потерявшейся в этом плане после развала СССР и

упустившей целое поколение, чьё взросление пришлось на бурные 1990-е и

непонятные 2000-е, стоит помнить о том, что патриотизм не берется ниоткуда

и его надо воспитывать. Патриотизм – это один из столпов национальной

безопасности. Непатриотичные люди, «безродные космополиты», никогда не

будут защищать страну, которую они не любят, историю которую плохо

знают, с которой не связывают своих предков в прошлом, а себя – в будущем.

Воспитание патриотизма следует начинать с младых ногтей – еще в

детском садике, а в школе – уже с первого класса. Причем к этому следует

активно

привлекать

и

родителей,

объясняя

им

цели,

задачи

и

методы

патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание можно осуществлять напрямую – методом

убеждения

(беседы

с

учителями

и

ветеранами

ВОВ,

лекции

историков,

конференции на тему истории страны и родословия) и косвенно (изготовление

поделок

и

рисунков

на

исторические

темы,

разучивание

и

исполнение

народных и патриотических песен, участие в соответствующих конкурсах).

Так

ученики

третьего

класса

делали

макеты

советских

самолетов

времен ВОВ, рисовали рисунки о природе родного края и на тему ВОВ. Это

возможно делать на уроках труда и рисования уже с первого класса.

На уроках музыки мы с ребятами разучивали народные и военные песни

и исполняли их на праздниках, особенно в день Защитника Отечества и День

Победы. При этом дети надевали форму советских солдат, пилотки и т.д.

В

начальной

школе

возможно

проведение

музейных

уроков

про

историю края с демонстрацией реальных экспонатов. Так в прошлом учебном

году

в

Краснопахорской

школе

города

Москвы

музейный

работник

в

прошлом

директор

школы

и

учитель

истории

Сучеленкова

Людмила

Николаевна – раз в неделю рассказывала ученикам третьих классов про их

земляков,

воевавших

в

Великую

Отечественную

войну:

про

подольских

курсантов, про летчика Талалихина – уроженца здешних мест. Дети ждут

этих уроков с большим нетерпением.

Большим успехом пользуются беседы с ветеранами ВОВ на 9 мая.

Ученики с большим интересом слушают их рассказы, задают вопросы, а

потом продолжают интересоваться героическим прошлым.

Более

сложной

формой

патриотического

воспитания

является

подготовка презентаций и участие в конкурсах типа «Родословие» и «История

моей семьи в истории России». Для этого дети расспрашивают родных о своих

предках,

изучают

семейные

фотографии,

письма,

документы,

посещают

родовые места, с помощью взрослых обращаются в архивы для получения

необходимых сведений.

Потом они вместе со взрослыми пишут текст своего выступления и

готовят презентации, куда помещают фото предков и родственников, фото

писем, орденов и медалей, других артефактов. При этом они учатся навыкам

исследовательской

работы

и

работы

с

различными

компьютерными

программами.

В подготовке презентаций следует работать вместе с родителями

и

знакомить

их

с

требованиями

к

презентациям,

а

также

с

формальными

требованиями не только к содержанию презентаций, но и их оформлению,

например, какие источники следует включать в библиографию, а какие –

наиболее общие – нет.

Так в прошлом учебном году двое учеников третьего класса провели

исследовательскую работу по изучению истории своей семьи и подготовили

доклады, с которыми выступили в межшкольном конкурсе «Родословие» и

городском конкурсе «История моей семьи в истории России».

После

выступления

на

конкурсе

со

своей

презентацией,

один

из

учеников – Всеволод Гуськов – поехал в Крым, где воевал его прадед, где

сидел

в

лагере

для

военнопленных,

откуда

бежал

к

партизанам

и

куда

вернулся после войны. Сева расспрашивал своих бабушек про их отца – его

прадеда, посещал место лагеря для военнопленных в деревне Октябрьское, где

после войны его бабушка еще школьницей участвовала в сборе и захоронении

останков

погибших

советских

военнопленных

и

открытии

на

месте

захоронения памятника жертвам фашистской оккупации.

Вместе

с

родственниками

посетил

старое

кладбище

посреди

распаханного поля, где в 1954 году был похоронен его прадед.

Заинтересовавшись

героическим

прошлым

своих

прадедов,

Сева

заинтересовался и историей страны и Крыма в общем. Будучи у бабушки в

Севастополе, он ходил на Панораму первой обороны Севастополя 1854-1855

гг.,

на

Малахов

курган,

где

были

решающие

бои

в

первую

оборону

Севастополя,

а

в

свой

следующий

приезд

хочет

посетить

диораму,

посвященную второй обороне Севастополя, на Сапун-гору и на памятник 35

батарее – где героически оборонялись защитники города.

Так

начинается

любовь

к

родине,

так

формируется

гордость

за

ее

прошлое и желание не посрамить ее в будущем.



В раздел образования