Напоминание

Компететностный подход к обучению – основа стандарта общего образования 2-го поколения.


Автор: Вавилова Диляра Рафиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное автономное образовательное учреждение - лицей №2
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: Компететностный подход к обучению – основа стандарта общего образования 2-го поколения.
Раздел: начальное образование





Назад





Компететностный подход к обучению – основа стандарта общего

образования 2-го поколения.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня в России. В период значимых перемен в социально-культурном облике страны особенно остро встал вопрос повышения качества образования как направляющей силы осуществления преобразований. Из-за стремительного усложнения всех аспектов общественной и профессиональной деятельности возникает необходимость в овладении большим объёмом разноплановых знаний. От человека требуются владение умениями ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания. Востребованы такие качества личности, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. Качественное образование, ориентированное на компетенцию человека, позволяет целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить учение на разных уровнях и с использованием различных способов. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,
выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". К числу таких образовательных результатов относятся: 1. Развитие способности ориентироваться: - в окружающей действительности; - в явлениях природы; - в социальных явлениях; - во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей. Своими задачами в обеспечении коппететностного подхода считаю: - изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности; - обоснование важности формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся; - планирование и организация работы по формированию информационно- коммуникативной компетенции у младших школьников. В работе с детьми выделяют пять основных компетенций: - информационная компетенция – готовность к работе с информацией; - коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной; - социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих; - самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырех предыдущих. Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-
коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно: - вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности; - поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; - слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; - высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; - стимулировать собеседника к продолжению общения; - грамотно разрешать конфликты в общении; - изменять при необходимости свое речевое поведение; - оценивать успешность ситуации общения; - корректно завершать ситуацию общения. Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно: - интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; - делать аргументированные выводы; - использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; - структурировать имеющуюся информацию; - представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Эти компетенции взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность. Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Понятие "оптимальное развитие" носит относительный характер. Цель системы – не "подтянуть" слабых учеников до уровня
сильных , а раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он "сильным" или "слабым", способствовать его развитию. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому в системе особое внимание уделяется организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе). Учебники и учебные программы, реализующие систему УМК «Перспективная начальная школа», представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствующую и возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества. Например: в курсе "Окружающий мир" активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии. Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия. Итак, общение на уроке и после него выполняет не только информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой. В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности. На уроках математики для отработки навыка сложения и вычитания чисел в начале недели выдаѐтся образовательный маршрут для работы в паре. Это карточка с 10 колонками примеров на разный вид сложения и вычитания. Сначала первый ученик решает пример с объяснением, а второй ребѐнок контролирует выполнение, затем меняются ролями. В конце недели проводится самостоятельная работа, которая позволит увидеть степень усвоенности материала. Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи. Часто в общении надо прийти к согласию в использовании понятия или заменить другим подходящим словом. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература,
словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова. Результатом моей работы стало то, что учащиеся: - научились уважительно и творчески обращаться со словом; - появилась потребность в самостоятельной творческой работе; - повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии; - ученики умеют пользоваться словарями; - самостоятельно работают с текстом; - показывают неплохие результаты при проверке техники чтения. Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям. Учителя, классные руководители тесно сотрудничают со школьной библиотекой. Работники школьной библиотеки проводят беседы с детьми, организуют викторины, литературные вечера. Результатом этой работы является участие детей в литературных викторинах, конкурсах, организация выставки рисунков, написание ребятами отзывов по прочитанным литературным произведениям. На уроке изобразительного искусства дети знакомились с произведениями народных художественных промыслов. Побывав на экскурсии в картинной галерее, изучив элементы Дымковской росписи, ребята сами выполнили работы в технике Дымковской росписи. Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе. Таким образом, результатом этих занятий считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом искусства и как следствие решение учиться рисовать. Ученица моего класса Хуззятова К. заняла второе место в муниципальном конкурсе "Мой проект" с работой «История дымковской игрушки». На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности. Реализации кoмпетентностного подхода способствовало соблюдение принципа
интеграции и включение в содержание обучения межпредметных связей. Они осуществлялись как в процессе введения дополнительного материала при изучении новых тем, закреплении и обобщении (уроки математики, чтения), так и как постоянный элемент на уроках русского языка, труда, изобразительного искусства и природоведения. Дети решают «орфографические» и логические задачи, усваивают правописание математических терминов, определяют виды предложений по цели высказывания и как это отражается на смысловом содержании литературного произведения, зная годы жизни писателя, высчитывают его возраст. Дети к концу 1 класса умеют пользоваться словарями, находят значения слов, на всех уроках для ответа действует принцип «по цепочке». Каждый ребёнок не раз побывал дежурным по словарю (если встречается слово, значение которого детям не известно, то ребёнок, назначенный дежурным, дома или в школе в словаре находит значение этого слова и на уроке сообщает классу), озвучил домашнее задание, высказал свое мнение относительно того или иного события. Это, безусловно, положительно сказывается на формировании ключевых компетенций. Во внеурочной деятельности учащиеся были включены в разработку творческого проекта «Я - исследователь». Каждому ребёнку предоставляется возможность принять участие в исследовательской работе. На первом, вводном занятии определяется проблема и предмет исследования, формулируется цель и задачи. Обсуждается и выдвигается гипотеза, полученные результаты обсуждаются и совместными усилиями формулируется гипотеза. Для формирования умения выдвигать гипотезы проводятся упражнения. Определяем, какие методы и формы будем использовать, в каких направлениях будем работать. По желанию дети выбирают себе направление. Договариваемся о сроке выполнения работы. Обсуждаем этапы. Результат исследования оформляется в виде детского учебного пособия на определённую тему, познавательной газеты, альбома, выставки, участия в конкурсах. Первой исследовательской работой учеников моего класса стала работа по выращиванию фасоли. У большинства учащихся работа получилась, каждый из них делился своими успехами, что еще больше мотивировало всех ребят для выполнения следующей работы. Ученица моего класса Голосова В. заняла второе место в муниципальном конкурсе исследовательских работ. Тема ее исследования – «Вторая жизнь ненужных вещей».
Выделяются следующие основные методы формирования информационно- коммуникативной компетенции. 1. Поиск и сбор информации: - задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; 2. Обработка информации: - задание на упорядочение информации; - составление планов к тексту; - подготовка вопросов к тексту; 3. Передача информации: - подготовка сообщений по теме; - подготовка учебных пособий по теме; - подготовка стенгазет, стендов и т.д. 4. Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые). Одной из форм внеурочной деятельности является экскурсия, которая способствует: - развитию внимания и познавательного интереса школьников; - обеспечивает здоровьесохраняющее обучение; - дает наглядные ответы на вопросы; - помогает выявить существенные и несущественные признаки предметов и явлений; - расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире. Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека. Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их
заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания. При работе с семьей я ставлю перед собой следующие задачи: - изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и д.р.; - выявление социально и профессионально состоявшихся родителей, способных работать с детьми; - привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе; - разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей; Работа с родителями строится по двум направлениям: - участие в соуправлении школы: - классные( общешкольные) родительские собрания; - классный родительский комитет; - участие в делах класса. Родители всегда являются активными участниками всех школьных праздников. Они помогают готовить костюмы, участвуют в подготовке сценариев, знакомят детей с новыми подвижными и интеллектуальными играми, придумывают конкурсы. Причем, собираясь с инициативной группой родителей по подготовке к различным мероприятиям, обдумываем, какие задания будут даны и родителям. Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов. Например: Гаффарова Г. Р. (медицинский работник по образованию) помогала в проведении классных часов, посвященных вреде курения, правильному питанию, закаливанию организма. Горлов В. Г. – инспектор УВД. Он помогал в проведении классных часов по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности.
Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, я стараюсь добиться определенных результатов в формировании информационно- коммуникативной компетентности у младших школьников: - ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика); - учатся оформить свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; - умеют планировать этапы предстоящей работы, искать пути преодоления ошибок; - умеют работать с разными видами информации; учимся работать на компьютере; Одним из средств оценивания учёта достижений учащегося является формирование «портфолио». Каждому ребёнку предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной и в конце года, ребёнок может показать свой отчёт о проделанной работе за четверть, полугодие, год. Конечно, на создание «Индивидуальной папки» потребуется затратить достаточное количество времени и внимания, но работа с папкой доставит радость детям, они смогут оценить свой труд, смогут выступать в образе эксперта, при знакомстве одноклассников с прочитанными произведениями, с увлечением поведать о результатах своих исследований. Я обратила внимание на то, что дети заинтересованы в результативности своей деятельности. Реализация компетентностного подхода дает устойчивые положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания. увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности, рост удовлетворенности учащихся и родителей состоянием и результатами процесса образования.


В раздел образования