Напоминание

Логопедия с математикой - друзья


Автор: Черентаева Екатерина Михайловна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР - д/с "Солнышко"
Населённый пункт: Ковылкинский р - он, г. Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логопедия с математикой - друзья
Раздел: дошкольное образование





Назад




В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде,

числе

и

падеже

существительные

с

числительными,

у

них

формируется

умение образовывать существительные в единственном и множественном

числе. В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны

усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении

порядкового счета различать вопросы: сколько?, который?, какой?; при ответе

правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При

знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между

предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в

возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в

речи.

На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал,

треугольник,

прямоугольник,

шар,

цилиндр,

куб,

учатся

правильно

произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах,

образуя

соответствующие

прилагательные.

Большое

внимание

уделяется

совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и

понимать смысл пространственных и временных отношений: слева, справа,

вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня,

завтра.

У

детей

необходимо

формировать

умение

передавать

в

речи

местонахождение

предметов,

их

расположение

по

отношению

к

другим

предметам, закреплять умение понимать и правильно выполнять действия,

изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому.

При

определении

временных

отношений

в

активный

словарь

детей

включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно

и то же время.

Д/и «Разложи по порядку»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, зрительную память, быстроту

зрения,

способность

различать

предметы

на

основании

определенных

признаков. Развивать и обогащать активный словарь ребенка.

Игра заключается в том, что ребенок должен ответить на вопрос (

«Кто

больше»,

«Что выше?» и т.п.) и разложить картинки в соответствующем

порядке.

Д/и «Один-много»

Цель:

формирование

навыков

образования

форм

именительного

и

родительного падежа множественного числа существительных.

Формировать у

детей

представления

о

количестве

предметов «один

много»,

активизировать

в

речи

детей

слова «один,

много»,

развивать

грамматический строй речи. Развивать умение детей сравнивать две группы

предметов на основе сопоставления двух множеств.

Эти

и

многие

другие

математические

дидактические

игры

я

успешно

использую в своей логопедической работе с детьми , добиваюсь стабильных,

хороших результатов коррекционного обучения.

На

занятии

для

детей,

отрабатывающих

произношение

шипящих,

предлагается

наглядно-иллюстрационный

материал,

эти

фонемы.

Это

позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных в

роде,

числе),

осуществлять

личностно-ориентированный

подход

(подбор

значимого, интересного для ребенка материала) с учетом произносительной

возможности каждого ребенка.

Отрабатывая

величинные

понятия,

я

учу

детей

правильно

конструировать фразы, в том числе и сложные предложения. Этот раздел

очень

благодатен для

практического

усвоения

детьми

структуры

предложения. Например, домик меньше дома, а дом больше домика; большое

зеркало - маленькое зеркальце; тоненькая книжка - толстая книга. Эта книга

тоньше, а эта толще.

Профессионализм педагога проявляется в правильном подборе речевого

материала с учетом произносительных возможностей детей.

Таким

образом,

математика

предоставляет

вдумчивому

педагогу

большие

возможности

при

коррекции

речи

детей,

для

автоматизации

поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления

словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а

так же для развития связной речи.

Дифференцированные движения пальцами как правой руки так и левой

занимают в работе много времени, энергетических затрат, но эти усилия не

проходят даром. Все это способствует речевой работе, счетным операциям, а

так же подготавливает руку к письму.

Игры с пальчиками способствуют усвоению порядка следования чисел

натурального порядка, быстрому запоминанию числового ряда в пределах 10,

упражняют в прямом и обратном счете.

Для закрепления порядкового счета помогают такие игры, как «Кто за

кем

пришел?»,

«Кто

первый,

кто

последний?»,

что

в

последующем

способствует

более

благополучному

обучению

детей

звукобуквенному

и

слоговому анализу слов. Игры на звуко – слоговой анализ слов: «Назови

первый слог (звук) (второй, третий) в слове», «Какой звук впереди (позади)

заданного?», «Помоги звуковичкам».

При

овладении

количественным

счетом

большую

помощь

оказывает

числовая линейка.

Цифру «1» обвести кругом, это позволяет сконцентрировать внимание

детей при обработке согласования числительного с существительным в роде:

один,

одна,

одно.

Осуществляя

смену

картинок,

педагог

спрашивает:

«Сколько?». Дети отвечают: «Одна рыбка, один рак, одно зеркало».

Цифру «5» обвести, но уже красным цветом (ВНИМАНИЕ!). объяснить

детям: «Будь внимателен – окончания меняются»: пять лодок, пять раков,

пять зеркал и т.д.

Это очень эффективно, так как позволяет при небольшом количестве

счетного

материала

отработать

с

детьми

согласование

числительных

с

существительными на автоматизируемую фонему в роде, числе.

У детей достаточно слабо развиты речевые и познавательные процессы,

поэтому

они

с

трудом

запоминают

состав

числа

(образование

числа);

названия

таких

геометрических

фигур

как

овал,

трапеция,

ромб,

прямоугольник, названия понятий, обозначающих свойства предметов (цвет,

величина

и

т.д.),

пространственные

и

временные

понятия;

испытывают

трудности в решении примеров и задач.

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия,

мыслительных

операций

(сравнение,

абстрагирование,

символизация),

внимания,

памяти,

которые

в

свою

очередь,

способствуют

развитию

определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

Игры с математическим содержанием логопеды и дефектологи используют на

занятиях

по

развитию

речи

(ориентировка

во

времени,

времена

года,

закрепление геометрических форм и цветов, ориентировка в пространстве,

закрепление навыков счета, сравнение предметов). Эти игры помогают детям

закреплять

умение

согласовывать

существительные

с

числительными

(порядковыми

и

количественными)

в

роде

и

падеже,

тренироваться

в

звуковом

анализе

слов.

Одной

из

задач

является

-обучение

детей

ориентироваться

в

специально

созданных

пространственных

ситуациях

и

определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических

игр и упражнений дети овладевают умением обозначать словом положение

того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от

куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Это в дальнейшем

пригодится ребенку для оперирования со словом, предложением, поможет

ребенку

при

обучении

письму,

ориентированию

на

листе

бумаги.

Для

ориентирования в пространстве используются такие игры, как: «Целое из

частей»,

«Где

кто

находится?»,

«Разрезные

картинки»,

,

«Предлоги»,

«Сравнение

предметов»

(по

высоте,

ширине,

длине

и

т.д.),

«Весёлые

матрешки»,

«Весёлый

Гномик»,

«Найди

похожую»,

настольные

игры-

бродилки с кубиком и фишками, и многие другие игры, а так же различные

физминутки и физкультурные паузы, которые способствуют более быстрому

запоминанию пространственных отношений.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается

узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Такие

игры способствуют развитию речи, учат ребенка подбирать слова-признаки

для заданного предмета (форма, цвет, величина и т.д.), а в дальнейшем –

составлению

рассказов-описаний.

Это

дидактические

игры

«Весёлый

Гномик»,

«Разноцветные

коврики»,

«Разноцветные

странички»,

«Геометрическая мозаика», «Парные картинки», «Большой – маленький»,

«Цвет

и

числа»,

«Цвет

и

форма»,

«Геометрические

формы»,

«От

прилагательных к рассказам-описаниям».

В

дошкольном

возрасте

у

детей

начинают

формироваться

элементы

логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои

умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений,

которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они

оказывают действие на понятие «слово», «Расскажи про слово», «Назови

соседей»

и

т.д.

воображение

и

способствуют

развитию

нестандартного

мышления у детей. Это такие игры как: «Найди отличия», «Что сначала, что

потом», «Найди тень», «На что похоже?», «Найди такой же», «Фантазёры» и

другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Например,

при

обучение

грамоте

можно

использовать

следующие

игры:

«Найди пропущенную букву», «Прочитай слово по первым звукам слов» и

т.д. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у

детей памяти, внимания, мышления.

Применение

игр

с

математическим

содержанием

помогут

ребенку

реже

допускать

речевые

ошибки.

И

в

то

же

время

помогут

сформировать

и

закрепить элементарные математические представления.

Таким образом, сделаю вывод: обучение детей математике и развитие речи

неразрывные

и

взаимосвязанные

процессы,

которые

помогут

ребенку

в

дальнейшем успешно обучаться в школе.



В раздел образования