Автор: Черентаева Екатерина Михайловна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР - д/с "Солнышко"
Населённый пункт: Ковылкинский р - он, г. Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логопедия с математикой - друзья
Раздел: дошкольное образование
В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде,
числе
и
падеже
существительные
с
числительными,
у
них
формируется
умение образовывать существительные в единственном и множественном
числе. В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны
усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении
порядкового счета различать вопросы: сколько?, который?, какой?; при ответе
правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При
знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между
предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в
возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в
речи.
На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал,
треугольник,
прямоугольник,
шар,
цилиндр,
куб,
учатся
правильно
произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах,
образуя
соответствующие
прилагательные.
Большое
внимание
уделяется
совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и
понимать смысл пространственных и временных отношений: слева, справа,
вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня,
завтра.
У
детей
необходимо
формировать
умение
передавать
в
речи
местонахождение
предметов,
их
расположение
по
отношению
к
другим
предметам, закреплять умение понимать и правильно выполнять действия,
изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому.
При
определении
временных
отношений
в
активный
словарь
детей
включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно
и то же время.
Д/и «Разложи по порядку»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, зрительную память, быстроту
зрения,
способность
различать
предметы
на
основании
определенных
признаков. Развивать и обогащать активный словарь ребенка.
Игра заключается в том, что ребенок должен ответить на вопрос (
«Кто
больше»,
«Что выше?» и т.п.) и разложить картинки в соответствующем
порядке.
Д/и «Один-много»
Цель:
формирование
навыков
образования
форм
именительного
и
родительного падежа множественного числа существительных.
Формировать у
детей
представления
о
количестве
предметов «один
—
много»,
активизировать
в
речи
детей
слова «один,
много»,
развивать
грамматический строй речи. Развивать умение детей сравнивать две группы
предметов на основе сопоставления двух множеств.
Эти
и
многие
другие
математические
дидактические
игры
я
успешно
использую в своей логопедической работе с детьми , добиваюсь стабильных,
хороших результатов коррекционного обучения.
На
занятии
для
детей,
отрабатывающих
произношение
шипящих,
предлагается
наглядно-иллюстрационный
материал,
эти
фонемы.
Это
позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных в
роде,
числе),
осуществлять
личностно-ориентированный
подход
(подбор
значимого, интересного для ребенка материала) с учетом произносительной
возможности каждого ребенка.
Отрабатывая
величинные
понятия,
я
учу
детей
правильно
конструировать фразы, в том числе и сложные предложения. Этот раздел
очень
благодатен для
практического
усвоения
детьми
структуры
предложения. Например, домик меньше дома, а дом больше домика; большое
зеркало - маленькое зеркальце; тоненькая книжка - толстая книга. Эта книга
тоньше, а эта толще.
Профессионализм педагога проявляется в правильном подборе речевого
материала с учетом произносительных возможностей детей.
Таким
образом,
математика
предоставляет
вдумчивому
педагогу
большие
возможности
при
коррекции
речи
детей,
для
автоматизации
поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления
словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а
так же для развития связной речи.
Дифференцированные движения пальцами как правой руки так и левой
занимают в работе много времени, энергетических затрат, но эти усилия не
проходят даром. Все это способствует речевой работе, счетным операциям, а
так же подготавливает руку к письму.
Игры с пальчиками способствуют усвоению порядка следования чисел
натурального порядка, быстрому запоминанию числового ряда в пределах 10,
упражняют в прямом и обратном счете.
Для закрепления порядкового счета помогают такие игры, как «Кто за
кем
пришел?»,
«Кто
первый,
кто
последний?»,
что
в
последующем
способствует
более
благополучному
обучению
детей
звукобуквенному
и
слоговому анализу слов. Игры на звуко – слоговой анализ слов: «Назови
первый слог (звук) (второй, третий) в слове», «Какой звук впереди (позади)
заданного?», «Помоги звуковичкам».
При
овладении
количественным
счетом
большую
помощь
оказывает
числовая линейка.
Цифру «1» обвести кругом, это позволяет сконцентрировать внимание
детей при обработке согласования числительного с существительным в роде:
один,
одна,
одно.
Осуществляя
смену
картинок,
педагог
спрашивает:
«Сколько?». Дети отвечают: «Одна рыбка, один рак, одно зеркало».
Цифру «5» обвести, но уже красным цветом (ВНИМАНИЕ!). объяснить
детям: «Будь внимателен – окончания меняются»: пять лодок, пять раков,
пять зеркал и т.д.
Это очень эффективно, так как позволяет при небольшом количестве
счетного
материала
отработать
с
детьми
согласование
числительных
с
существительными на автоматизируемую фонему в роде, числе.
У детей достаточно слабо развиты речевые и познавательные процессы,
поэтому
они
с
трудом
запоминают
состав
числа
(образование
числа);
названия
таких
геометрических
фигур
как
овал,
трапеция,
ромб,
прямоугольник, названия понятий, обозначающих свойства предметов (цвет,
величина
и
т.д.),
пространственные
и
временные
понятия;
испытывают
трудности в решении примеров и задач.
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия,
мыслительных
операций
(сравнение,
абстрагирование,
символизация),
внимания,
памяти,
которые
в
свою
очередь,
способствуют
развитию
определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
Игры с математическим содержанием логопеды и дефектологи используют на
занятиях
по
развитию
речи
(ориентировка
во
времени,
времена
года,
закрепление геометрических форм и цветов, ориентировка в пространстве,
закрепление навыков счета, сравнение предметов). Эти игры помогают детям
закреплять
умение
согласовывать
существительные
с
числительными
(порядковыми
и
количественными)
в
роде
и
падеже,
тренироваться
в
звуковом
анализе
слов.
Одной
из
задач
является
-обучение
детей
ориентироваться
в
специально
созданных
пространственных
ситуациях
и
определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических
игр и упражнений дети овладевают умением обозначать словом положение
того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от
куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Это в дальнейшем
пригодится ребенку для оперирования со словом, предложением, поможет
ребенку
при
обучении
письму,
ориентированию
на
листе
бумаги.
Для
ориентирования в пространстве используются такие игры, как: «Целое из
частей»,
«Где
кто
находится?»,
«Разрезные
картинки»,
,
«Предлоги»,
«Сравнение
предметов»
(по
высоте,
ширине,
длине
и
т.д.),
«Весёлые
матрешки»,
«Весёлый
Гномик»,
«Найди
похожую»,
настольные
игры-
бродилки с кубиком и фишками, и многие другие игры, а так же различные
физминутки и физкультурные паузы, которые способствуют более быстрому
запоминанию пространственных отношений.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается
узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Такие
игры способствуют развитию речи, учат ребенка подбирать слова-признаки
для заданного предмета (форма, цвет, величина и т.д.), а в дальнейшем –
составлению
рассказов-описаний.
Это
дидактические
игры
–
«Весёлый
Гномик»,
«Разноцветные
коврики»,
«Разноцветные
странички»,
«Геометрическая мозаика», «Парные картинки», «Большой – маленький»,
«Цвет
и
числа»,
«Цвет
и
форма»,
«Геометрические
формы»,
«От
прилагательных к рассказам-описаниям».
В
дошкольном
возрасте
у
детей
начинают
формироваться
элементы
логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои
умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений,
которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они
оказывают действие на понятие «слово», «Расскажи про слово», «Назови
соседей»
и
т.д.
воображение
и
способствуют
развитию
нестандартного
мышления у детей. Это такие игры как: «Найди отличия», «Что сначала, что
потом», «Найди тень», «На что похоже?», «Найди такой же», «Фантазёры» и
другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Например,
при
обучение
грамоте
можно
использовать
следующие
игры:
«Найди пропущенную букву», «Прочитай слово по первым звукам слов» и
т.д. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у
детей памяти, внимания, мышления.
Применение
игр
с
математическим
содержанием
помогут
ребенку
реже
допускать
речевые
ошибки.
И
в
то
же
время
помогут
сформировать
и
закрепить элементарные математические представления.
Таким образом, сделаю вывод: обучение детей математике и развитие речи
неразрывные
и
взаимосвязанные
процессы,
которые
помогут
ребенку
в
дальнейшем успешно обучаться в школе.