Авторы: Бойко Ольга Марксовна, Шевченко Оксана Юрьевна
Должность: заведующая детского сада, психолог детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№14
Населённый пункт: г.Одинцово МО
Наименование материала: презентация
Тема: "Нейропсихологическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Нейропсихологическое
сопровождение детей
дошкольного возраста с
ОВЗ
Бойко Ольга Марксовна
заведующая МБДОУ д\сад №14
Шевченко Оксана Юрьевна
к.пс.н., психолог МБДОУ д\сад №14
Одинцово 2020г
В настоящее время проблема недостаточности функционирования мозга
актуальна в связи с всё более возрастающим количеством детей
с врождёнными нарушениями Высших Психических функций — речи,
мышления, восприятия, памяти и других. Самой частой патологией
на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой
сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые
расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой прежде всего
социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей (дислексия, дисграфия
и т.п): сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском
коллективе, трудности в усвоении учебного материала.
При помощи нейропсихологического подхода можно существенно изменить в
лучшую сторону, а порой и довести до нормы развитие психических функций
ребёнка.
Три блока головного мозга
I блок
Метафорический девиз 1 блока – «Я ХОЧУ»
(витальные потребности).
IIблок
Метафорический девиз 2-го блока –
«Я МОГУ»
(«делаю, не задумываясь», уровень
автоматизмов, операционально-технические
возможности).
IIIблок
Метафорический девиз 3-го блока –
«Я- ДОЛЖЕН»
(субъективная репрезентация социальных норм
и правил).
1 БЛОК МОЗГА
-ретикулярная формация
ствола мозга
-диэнцефальные отделы,
-лимбическая система,
-медиобазальные отделы коры
лобных и височных долей
1 блок мозга
участвует в:
- Организации внимания,
памяти
- Регуляции эмоциональных
(страх, боль, удовольствие,
гнев) и мотивационных
состояний.
2 БЛОК МОЗГА
Блок приема, переработки и
хранения экстероцептивной
информации — включает в себя
центральные части основных
анализаторных систем: зрительной,
слуховой и кожно-кинестетической,
корковые зоны которых
расположены в затылочных,
теменных и височных долях мозга.
В него входят префронтальные,
лобные отделы головного мозга.
Функции 3 блока мозга:
- программирование,
- целеполагание,
- контроль за протеканием
собственной деятельности.
*
ПЕРВОЕ что говорят о таких детях - их совершенно нельзя
ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода
деятельности.
*
ВТОРОЕ - они «пересчитывают всех ворон за окном». На
языке нейропсихологии такое поведение называется
полевым.
- Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой
стимул, который появляется в поле их зрения.
- У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой
программы.
- Они не могут решать смысловых задач.
- В письме - это пропуски букв и не дописывание слов, не
доделывание упражнений.
- У этих детей крайне бедная речь.
1. ребёнок проходит родовые пути (рождение ребёнка);
2. ребёнок лежит на спине;
3. переворачивается с боку на бок, на живот;
4. ползает по-пластунски;
5. поднимает руки, упирается;
6. поднимает голову и охватывает пространство;
7. садится;
8. ползает на четвереньках;
9. встаёт, сначала с помощью рук, потом без;
10. начинает ходить вначале с помощью взрослого, затем -
самостоятельно.
Если ребёнок развивается соответственно этой
последовательности, правильно пройденные этапы
двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов и
позволяют ребёнку без искажений воспринимать
пространственную сферу.
В наши дни у детей очень часто наблюдается нарушение законов
онтогенеза. Кроме того, часть детей появляются на свет с родовой
травмой, с различными диагнозами, а у мам бывает неблагополучное
течение беременности.
Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не
переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро
переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень
короткое время встают. Иными словами, некоторые этапы ребёнок
просто не проходит. Родители радуются, как их дети всё быстро делают.
А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на
мысочках. Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение,
но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет.
Так, с помощью ползания, ребёнок осваивает пространство (научается понимать схему собственного тела; направления «право-
лево», «верх-низ»; среду, которая его окружает). А, значит, у него формируются предпосылки для освоения грамматики родного
языка - обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов.
Движения, кроме того, очень тесно связаны с речью – в головном мозге речевые и двигательные зоны находятся рядом.
Искажена двигательная сфера — искажается и речевое развитие (возможны дислексия и дисграфия). Ребёнок может не говорить
до 3-х лет, или говорить односложно. Может быть дизартрия (ребёнок не говорит непонятно, невнятно — «каша во рту»).
В школе возможна дисграфия. Например, ребенок может писать буквы в их зеркальном отражении, или у него может быть
плохой почерк.
Если у ребёнка плоха развиты двигательная и речевая сферы, будет страдать и эмоциональное развитие.
Начальный период обучения в школе, как лакмус выявляет скрытые ранее дефекты.
То что пропущено, не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте,
а требует специальных и сложных усилий.
Дыхательные упражнения
Основной задачей дыхательных упражнений является формирование
правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации
стресса обеспечить мозг кислородом.
Эти упражнения самые сложные, в идеале должны выполняться лежа.
Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик»,
пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в
себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности
одинакова.
Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь
ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет.
В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки
вверх, на выдохе - вниз.
Упражнения на расслабление.
Дети ложатся на ковер, педагог предлагает
расслабиться, дает слово-образ, например:
облако, ковер-самолет, листок, растаявший
снеговик.
В это время желательно дотронуться до
каждого ребенка, проверить, полностью ли
расслаблено его тело, устранить зажимы.
Можно включить расслабляющую музыку.
Упражнения на расслабление нужно
увеличивать по времени от 1 минуты до 4-5
минут. Эти упражнения прекрасный способ
настроить детей на занятие или переключить с
одного вида на другой.
Контрастные упражнения на тонус.
Необходимы для того, чтобы ребенок научился
различать и создавать состояние напряжения и
расслабления в своем теле.
«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети
начинают интенсивные движения всем телом, по
команде «лед» застывают в позе, в которой их
застигла команда, напрягая до предела все тело.
Несколько раз чередовать обе команды.
Как вариант - упражнения
«Камень – вата»,
«Тряпичная кукла – оловянный солдатик»,
«Море волнуется».
Доказано, что правое и
левое полушария мозга
разделяют между собой
обязанности: левое
полушарие решает
логические задачи, а правое
– творческие.
Разработаны простые и
эффективные упражнения,
которые работают со всеми
тремя блоками мозга и
обеспечивают
синхронизацию двух
полушарий, облегчая
(ускоряя) процесс обучения.
Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в
интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе».
Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая
стороны тела производят разные движения одновременно.
*
Перекрестное марширование
*
«Ухо-нос»
*
«Лезгинка»
*
Задания для обеих рук- рисование в воздухе, раскрашивание, прописи, ощупывание фигур и т.д.
Развитие пространственных представлений.
•
Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет)
•
«Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево».
•
«Правильное зеркало», «Неправильное зеркало».
•
«Покажи направление».
•
«Графические диктанты».
Логико-грамматические
речевые конструкции
-
«Положи предмет...», «Где лежит
предмет?», «Нарисуй предлог».
-
Логические задачи (лягушка живет
под мышкой, зайчик — над лисичкой,
мышка — под лисичкой. Кто на каком
этаже живет?)
-
«Синонимы и антонимы».
- «Закончи предложение, ответь на
вопросы» («Перед тем как прийти
домой...»).
Мнестические процессы
(в том числе - межмодальный
перенос) Задания на развитие всех
видов памяти.
-
«Перевод из тактильной в зрительную
модальность» (ощупать и нарисовать).
- «Перевод из тактильной в слухо-
речевую модальность» (ощупать и
назвать).
-«Перевод из зрительной в тактильную
модальность» (на ощупь найти
показанные фигурки, предметы или
буквы).
- «Перевод из зрительной в слухо-
речевую модальность».
-«Перевод из слуховой в зрительную
модальность» (прослушивается звук,
ребенок рисует услышанное).
-«Перевод из слуховой в тактильную
модальность» (называется предмет, его
надо найти на ощупь).
Формирование произвольной саморегуляции
(3 функциональный блок мозга)
Упражнения, в ходе которых ребенок должен отреагировать на
определенный сигнал
«Море волнуется», «Замри-отомри».
«Руки-ноги» - задаются сигналы: один хлопок – руки поднять и
опустить, два хлопка – встать или сесть. Чередуем хлопки.
Упражнения для формирования произвольного внимания
«Запретное движение» - выбирается запретное движение,
например поднятие рук вверх. Дети повторяют все движения за
педагогом, кроме запретного.
«Капитаны» - дети выполняют движения за педагогом, если была
команда «Капитаны».
«Муха»
Упражнение «МУХА»
(на внимание и
пространственную ориентацию)
В центр поля садится «муха»,
которая может летать вверх-вниз,
вправо-влево, перемещаясь на одну
клетку. Если «муха» вылетает за
пределы поля, дети должны ее
поймать, хлопнув в ладоши.
Уровни сложности:
- «муха» реально перемещается по
клеткам;
- «муха» остается в центре, дети
представляют ее перемещения;
- дети следят за мухой с закрытыми
глазами;
- следят за перемещениями «мухи»,
одновременно рисуя кружки.
Родителям детей с нарушением регуляции и контроля нужно рассказывать о
необходимости соблюдения режима дня, выполнения домашних «ритуалов» и
обязанностей.
Ребенок со временем должен научиться самостоятельно планировать и контролировать
свои действия: выход на прогулку, наведение порядка в комнате, выполнение
домашнего задания и т.д. Родителям должны постараться максимально наполнить жизнь
ребенка разнообразными играми: шашки, шахматы, «Морской бой», лото, «Вышибалы»,
«Классики», «Казаки-разбойники» и т.д.
Дети должны научиться принимать и выполнять любые правила: правила поведения,
правила игры, правила орфографии. Это достигается в процессе различных игр, каждая
из которых содержит четкие правила и законы, нарушение которых приводит к
поражению, выходу из игры.