Напоминание

"Нейропсихологическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ"


Авторы: Бойко Ольга Марксовна, Шевченко Оксана Юрьевна
Должность: заведующая детского сада, психолог детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№14
Населённый пункт: г.Одинцово МО
Наименование материала: презентация
Тема: "Нейропсихологическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нейропсихологическое

сопровождение детей

дошкольного возраста с

ОВЗ

Бойко Ольга Марксовна

заведующая МБДОУ д\сад №14

Шевченко Оксана Юрьевна

к.пс.н., психолог МБДОУ д\сад №14

Одинцово 2020г

В настоящее время проблема недостаточности функционирования мозга

актуальна в связи с всё более возрастающим количеством детей

с врождёнными нарушениями Высших Психических функций — речи,

мышления, восприятия, памяти и других. Самой частой патологией

на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой

сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые

расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой прежде всего

социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей (дислексия, дисграфия

и т.п): сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском

коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

При помощи нейропсихологического подхода можно существенно изменить в

лучшую сторону, а порой и довести до нормы развитие психических функций

ребёнка.

Три блока головного мозга

I блок

Метафорический девиз 1 блока – «Я ХОЧУ»

(витальные потребности).

IIблок

Метафорический девиз 2-го блока –

«Я МОГУ»

(«делаю, не задумываясь», уровень

автоматизмов, операционально-технические

возможности).

IIIблок

Метафорический девиз 3-го блока –

«Я- ДОЛЖЕН»

(субъективная репрезентация социальных норм

и правил).

1 БЛОК МОЗГА

-ретикулярная формация

ствола мозга

-диэнцефальные отделы,

-лимбическая система,

-медиобазальные отделы коры

лобных и височных долей

1 блок мозга

участвует в:

- Организации внимания,

памяти

- Регуляции эмоциональных

(страх, боль, удовольствие,

гнев) и мотивационных

состояний.

2 БЛОК МОЗГА

Блок приема, переработки и

хранения экстероцептивной

информации — включает в себя

центральные части основных

анализаторных систем: зрительной,

слуховой и кожно-кинестетической,

корковые зоны которых

расположены в затылочных,

теменных и височных долях мозга.

В него входят префронтальные,

лобные отделы головного мозга.

Функции 3 блока мозга:

- программирование,

- целеполагание,

- контроль за протеканием

собственной деятельности.

*

ПЕРВОЕ что говорят о таких детях - их совершенно нельзя

ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода

деятельности.

*

ВТОРОЕ - они «пересчитывают всех ворон за окном». На

языке нейропсихологии такое поведение называется

полевым.

- Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой

стимул, который появляется в поле их зрения.

- У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой

программы.

- Они не могут решать смысловых задач.

- В письме - это пропуски букв и не дописывание слов, не

доделывание упражнений.

- У этих детей крайне бедная речь.

1. ребёнок проходит родовые пути (рождение ребёнка);

2. ребёнок лежит на спине;

3. переворачивается с боку на бок, на живот;

4. ползает по-пластунски;

5. поднимает руки, упирается;

6. поднимает голову и охватывает пространство;

7. садится;

8. ползает на четвереньках;

9. встаёт, сначала с помощью рук, потом без;

10. начинает ходить вначале с помощью взрослого, затем -

самостоятельно.

Если ребёнок развивается соответственно этой

последовательности, правильно пройденные этапы

двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов и

позволяют ребёнку без искажений воспринимать

пространственную сферу.

В наши дни у детей очень часто наблюдается нарушение законов

онтогенеза. Кроме того, часть детей появляются на свет с родовой

травмой, с различными диагнозами, а у мам бывает неблагополучное

течение беременности.

Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не

переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро

переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень

короткое время встают. Иными словами, некоторые этапы ребёнок

просто не проходит. Родители радуются, как их дети всё быстро делают.

А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на

мысочках. Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение,

но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет.

Так, с помощью ползания, ребёнок осваивает пространство (научается понимать схему собственного тела; направления «право-

лево», «верх-низ»; среду, которая его окружает). А, значит, у него формируются предпосылки для освоения грамматики родного

языка - обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов.

Движения, кроме того, очень тесно связаны с речью – в головном мозге речевые и двигательные зоны находятся рядом.

Искажена двигательная сфера — искажается и речевое развитие (возможны дислексия и дисграфия). Ребёнок может не говорить

до 3-х лет, или говорить односложно. Может быть дизартрия (ребёнок не говорит непонятно, невнятно — «каша во рту»).

В школе возможна дисграфия. Например, ребенок может писать буквы в их зеркальном отражении, или у него может быть

плохой почерк.

Если у ребёнка плоха развиты двигательная и речевая сферы, будет страдать и эмоциональное развитие.

Начальный период обучения в школе, как лакмус выявляет скрытые ранее дефекты.

То что пропущено, не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте,

а требует специальных и сложных усилий.

Дыхательные упражнения

Основной задачей дыхательных упражнений является формирование

правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации

стресса обеспечить мозг кислородом.

Эти упражнения самые сложные, в идеале должны выполняться лежа.

Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик»,

пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в

себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности

одинакова.

Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь

ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет.

В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки

вверх, на выдохе - вниз.

Упражнения на расслабление.

Дети ложатся на ковер, педагог предлагает

расслабиться, дает слово-образ, например:

облако, ковер-самолет, листок, растаявший

снеговик.

В это время желательно дотронуться до

каждого ребенка, проверить, полностью ли

расслаблено его тело, устранить зажимы.

Можно включить расслабляющую музыку.

Упражнения на расслабление нужно

увеличивать по времени от 1 минуты до 4-5

минут. Эти упражнения прекрасный способ

настроить детей на занятие или переключить с

одного вида на другой.

Контрастные упражнения на тонус.

Необходимы для того, чтобы ребенок научился

различать и создавать состояние напряжения и

расслабления в своем теле.

«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети

начинают интенсивные движения всем телом, по

команде «лед» застывают в позе, в которой их

застигла команда, напрягая до предела все тело.

Несколько раз чередовать обе команды.

Как вариант - упражнения

«Камень – вата»,

«Тряпичная кукла – оловянный солдатик»,

«Море волнуется».

Доказано, что правое и

левое полушария мозга

разделяют между собой

обязанности: левое

полушарие решает

логические задачи, а правое

– творческие.

Разработаны простые и

эффективные упражнения,

которые работают со всеми

тремя блоками мозга и

обеспечивают

синхронизацию двух

полушарий, облегчая

(ускоряя) процесс обучения.

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в

интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе».

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая

стороны тела производят разные движения одновременно.

*

Перекрестное марширование

*

«Ухо-нос»

*

«Лезгинка»

*

Задания для обеих рук- рисование в воздухе, раскрашивание, прописи, ощупывание фигур и т.д.

Развитие пространственных представлений.

Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет)

«Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево».

«Правильное зеркало», «Неправильное зеркало».

«Покажи направление».

«Графические диктанты».

Логико-грамматические

речевые конструкции

-

«Положи предмет...», «Где лежит

предмет?», «Нарисуй предлог».

-

Логические задачи (лягушка живет

под мышкой, зайчик — над лисичкой,

мышка — под лисичкой. Кто на каком

этаже живет?)

-

«Синонимы и антонимы».

- «Закончи предложение, ответь на

вопросы» («Перед тем как прийти

домой...»).

Мнестические процессы

(в том числе - межмодальный

перенос) Задания на развитие всех

видов памяти.

-

«Перевод из тактильной в зрительную

модальность» (ощупать и нарисовать).

- «Перевод из тактильной в слухо-

речевую модальность» (ощупать и

назвать).

-«Перевод из зрительной в тактильную

модальность» (на ощупь найти

показанные фигурки, предметы или

буквы).

- «Перевод из зрительной в слухо-

речевую модальность».

-«Перевод из слуховой в зрительную

модальность» (прослушивается звук,

ребенок рисует услышанное).

-«Перевод из слуховой в тактильную

модальность» (называется предмет, его

надо найти на ощупь).

Формирование произвольной саморегуляции

(3 функциональный блок мозга)

Упражнения, в ходе которых ребенок должен отреагировать на

определенный сигнал

«Море волнуется», «Замри-отомри».

«Руки-ноги» - задаются сигналы: один хлопок – руки поднять и

опустить, два хлопка – встать или сесть. Чередуем хлопки.

Упражнения для формирования произвольного внимания

«Запретное движение» - выбирается запретное движение,

например поднятие рук вверх. Дети повторяют все движения за

педагогом, кроме запретного.

«Капитаны» - дети выполняют движения за педагогом, если была

команда «Капитаны».

«Муха»

Упражнение «МУХА»

(на внимание и

пространственную ориентацию)

В центр поля садится «муха»,

которая может летать вверх-вниз,

вправо-влево, перемещаясь на одну

клетку. Если «муха» вылетает за

пределы поля, дети должны ее

поймать, хлопнув в ладоши.

Уровни сложности:

- «муха» реально перемещается по

клеткам;

- «муха» остается в центре, дети

представляют ее перемещения;

- дети следят за мухой с закрытыми

глазами;

- следят за перемещениями «мухи»,

одновременно рисуя кружки.

Родителям детей с нарушением регуляции и контроля нужно рассказывать о

необходимости соблюдения режима дня, выполнения домашних «ритуалов» и

обязанностей.

Ребенок со временем должен научиться самостоятельно планировать и контролировать

свои действия: выход на прогулку, наведение порядка в комнате, выполнение

домашнего задания и т.д. Родителям должны постараться максимально наполнить жизнь

ребенка разнообразными играми: шашки, шахматы, «Морской бой», лото, «Вышибалы»,

«Классики», «Казаки-разбойники» и т.д.

Дети должны научиться принимать и выполнять любые правила: правила поведения,

правила игры, правила орфографии. Это достигается в процессе различных игр, каждая

из которых содержит четкие правила и законы, нарушение которых приводит к

поражению, выходу из игры.



В раздел образования