Напоминание

"Программа занятий с элементами сказкотерапии, направленная на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов «Страна Понимания»"


Автор: Кокурина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Тюльган Оренбургской области
Наименование материала: Программа занятий
Тема: "Программа занятий с элементами сказкотерапии, направленная на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов «Страна Понимания»"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган

Тюльганского района Оренбургской области

Программа занятий с элементами сказкотерапии,

направленная на развитие коммуникативных

универсальных учебных действий

у учащихся начальных классов

«Страна Понимания»

Возраст участников – 7-9 лет

Срок реализации –2 года

Кокурина Оксана Владимировна

учитель начальных классов «Лицей №1»

п. Тюльган Оренбургской области

Тюльган, 2017

Программа занятий с элементами сказкотерапии, направленных на развитие

коммуникативных УУД учащихся первых классов «Страна Понимания»

Пояснительная записка.

Актуальность.

Внедрение ФГОС НОО, ставит перед нами задачи, направленные на развитие

универсальных учебных действий. Основной целью становиться не передача детям

определенной информации, а развитие способности учащегося самостоятельно

успешно усваивать новые знания. Коммуникативные действия обеспечивают

социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в

группу и строить продуктивное сотрудничество.

При поступлении в школу ребенок попадает в условия школьного обучения,

которые предполагают:

Умение организовывать и контролировать свою двигательную активность.

Умение действовать в соответствии с указанием взрослого.

Способность к поисковой деятельности с помощью речевой

саморегуляции.

Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и

пространственных отношениях и формированию уважения к иной точке

зрения.

Развитие этих умений невозможно без развития познавательной,

эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. Коммуникативная сфера

включат в себя сообщение информации как передачу интеллектуального

содержания, она ориентирована на совместное постижение предмета и

формирование новых приемов и способов общения и поведения. В программе

основной акцент сделан на развитие именно коммуникативных универсальных

учебных действий. Как показала практика, при сегодняшней учебной нагрузке,

детям не хватает времени и умений общаться друг с другом. Многие дети даже к

концу второй четверти не помнят имён некоторых своих одноклассников. Данная

программа помогает обучить ребенка навыкам общения, узнать больше о своих

одноклассниках, быстрее адаптироваться к школьному обучению. Включение в

программу элементов сказкотерапии помогает снимать психологическое напряжение

во время занятий и обучать детей самостоятельно расслабляться.

Научная и практическая значимость.

Научная новизна заключается в том, что предложенная программа

развивающих занятий с элементами сказкотерапии помогает в

преодолении эгоцентрической позиции в межличностных и

пространственных отношениях, формирует умение организовывать и

контролировать свою двигательную активность, и развивать способность

к поисковой деятельности, что приводит к развитию коммуникативных

УУД.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты

могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе.

Цели и задачи

Цель данной программы — развитие навыков конструктивного общения,

обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение

получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие

эмпатии и собственной индивидуальности.

Задачи программы:

1.

Обучать умению слушать и слышать другого.

2.

Развивать способность делиться своими переживаниями.

3.

Способствовать развитию эмоциональной сферы личности ребенка.

4.

Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально-

приемлемыми способами (словесным, физическим, творческим)

5.

Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим

людям.

6.

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через

самовыражение и творчество.

Методическое обеспечение:

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития

коммуникативных УУД

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

Игры и упражнения, направленные на работу с эмоционально-волевой

сферой.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений.

Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.

Анализ и инсценировка различных психологических этюдов

Время реализации программы: в течение второй-третьей учебной четверти с

учащимися 1 класса и в течении учебного года с учащимися 2 класса

Форма проведения: Групповая.

Занятия проводятся- 30 мин, 1 раз в неделю

Содержание программы.

Программа рассчитана на 60 часов:

I.

Предварительный этап – (12 часов) включает подготовку и проведение

диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы.

II.

Основной этап – (40 часов) включает проведение коррекционно-

развивающих занятий. Структура занятия:

Ритуал приветствия, разминка

Рефлексия предыдущего занятия, выяснение настоящего эмоционального

состояния

Основное содержание

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

III.

Заключительный этап – (8 часов) включает в себя организацию и проведение

повторной диагностики, обработку данных диагностического обследования.

Эмпирическое изучение особенностей коммуникативных УУД учащихся

первых классов

осуществлялось с помощью двух методик:

1.

«Левая и правая сторона» Ж. Пиаже,

2.

«Рукавички» Г.А. Цукерман

В результате исследования были выявлены учащиеся с низким уровнем

развития коммуникативных УУД, т.е. не умение договориться, приходить к общему

решению, оказывать взаимопомощь, и т.д.

Разработанная программа позволила повысить уровень коммуникативных УУД,

а следовательно и уровень адаптации.

Выводы.

На теоретическом уровне нами были рассмотрены следующие основные

положения: коммуникативная сфера, психологические особенности младшего

школьного возраста, и одно из направлений психологической работы –

сказкотерапия, для развития коммуникативных УУД младших школьников.

Эмпирическое изучение проблемы позволило проанализировать особенности

коммуникативных УУД учащихся и разработать программу развивающих занятий с

элементами сказкотерапии направленных на развитие коммуникативных УУД

учащихся первых классов «Страна понимания». Таким образом, по результатам

данной программы видно, что уровень коммуникативных УУД , эмпатии,

психологической защищенности и эмоционально-волевой сферы повысился, что

говорит о более высоком уровне адаптации младших школьников и о более низком

уровне психологического напряжения на занятиях.

Календарно-тематическое планирование программы

«Страна Понимания».

Тема занятия

Количе

ство

часов

Дата

1

Эти разные, разные люди

3

2

Понимаю других — понимаю себя

2

3

Помощница понимания - наблюдательность

2

4

Сказкотерапия «Ежик и море»

3

5

Волшебные средства понимания - интонация

2

6

Волшебные средства понимания - мимика

2

7

Волшебные средства понимания - пантомимика

2

8

Сказкотерапия «Снежная королева»

2

9

Игры на развитие коммуникативных навыков

3

10

Разведчики

3

11

Ты мой друг и я твой друг

4

12

Я тебя понимаю

1

13

Настроение

1

14

Я люблю тебя за...

1

15

Психологический тренинг на сплочение коллектива

«Мы вместе »

3

16

Сказкотерапия «Каменный цветок»

3

17

Мой страх

3

18

Сказкотерапия «Аленький цветочек»

3

19

Я все могу!

4

20

Если б я был волшебником

4

21

«Левая и правая сторона»

1

22

«Рукавички» Г.А. Цукерман

2

23

Экзамен на звание «Мастер общения»

3

24

Игры на развитие мышления.Практическое занятие

3



В раздел образования