Автор: Рябова Татьяна Яковлевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ УР "Большеучинская школа-интернат"
Населённый пункт: Удмуртская республика, Можгинский район, с. Большая Уча
Наименование материала: конспект логопедического занятия для детей с овз
Тема: "Дифференциация З-С"
Дата публикации: 30.05.2025
Раздел: среднее образование
Тема занятия «Дифференциация звуков и букв С-З»
для обучающихся с умственной отсталостью (5 класс)
Цель занятия: учить детей дифференцировать звуки и буквы С-З.
Задачи:
1.
коррекционно-образовательные:
- закрепление знания о звуках С, З , нормах их артикуляции.
- обучение соотношению звуков С-З с буквами.
- обучение дифференциации звуков С-З в словах, предложениях.
- работа над согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
- закрепление умения употреблять слова в нужной форме.
2.
коррекционно-развивающие:
- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
- развитие фонематического слуха.
- развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
- развитие мышления.
- развитие связной речи.
3.
воспитательные:
- воспитание умения слушать друг друга.
- воспитание умения уважать мнение одноклассника, учителя.
Оборудование: тетради, ручки, картинки со звуками С,З, карточки с заданиями,
карточки с буквами, с шариками.
Ход занятия:
I.
Организационный момент
.
Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас замечательный день, к нам пришли
гости. Давайте подарим нашим гостям улыбку. (Логопед включает приятную тихую
музыку для создания благоприятной атмосферы и рабочего настроя на 1 мин.)
- Для начала давайте зарядим наш мозг. Повторяйте за мной. РА-РА-РА – нам урок
начать пора (ребята выполняют задание).
II.
Введение в тему.
Логопед: - Ребята, скажите, что изображено на картинках в первом ряду? (вывешено на
доске)
Дети: - Собака, санки, самолёт, слон.
Логопед:
- Как вы думаете, что общего во всех этих словах? Какой звук их
объединяет?
Дети: Все они начинаются со звука С.
Логопед: - Правильно, молодцы. А кто мне покажет, какая буква обозначает звук С?
(находят и показывают в алфавите, которая лежит у каждого на столе, а потом
«рисуют» эту букву камушками Марлбс). А теперь назовите, что вы видите на
картинках, расположенных во втором ряду (вновь обращает внимание детей на доску)?
Дети: - Зонт, змея, заяц, забор.
Логопед: - А что общего в этих словах?
Дети: - Все они начинаются на звук З.
Логопед: - Как мы обозначаем звук З?
Дети ищут в алфавите эту букву, показывают учителю, закрепляют тоже камушками
Марлбс.
Логопед: - Очень хорошо. Кто из вас догадался, какие звуки мы сегодня с вами будем
различать?
Дети: - Звуки С и З.
Логопед: - Правильно. Мы сегодня будем учиться различать звуки и буквы С и З. Но
сначала мы должны понять, какие они?
- Звук С? (описание буквы. Представлены картинки).
Дети: - Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: - Правильно. Ребята, когда мы произносим звук с-с-с-, губы у нас в каком
положении находятся?
Дети: - В улыбке.
Логопед: - Правильно. А зубы сомкнуты или разомкнуты?
Дети: - Сомкнуты.
Логопед: - Молодцы. А где же в это время должен находиться язычок? Куда он
упирается?
Дети: - В нижние зубы.
Логопед: - Правильно, молодцы.( аналогичную работу поводят со звуком З). А теперь ,
ребята, как вы поняли, в чём же главное отличие этих звуков, если при произношении
губы, зубы, и язык выполняют одинаковые движения?
Дети: - Звук С – глухой, а З – звонкий.
Логопед: – Как вы определили?
Дети: - При произнесении звука З горлышко у нас дрожит, а при С – нет.
Логопед: - Умницы. Это и есть главное правило различения звуков. Руку
прикладываем к горлышку: если горло дрожит, то звук – звонкий, а если нет – то,
глухой. Значит о каких звуках сегодня будем говорить?
Дети: - С и З.
Логопед: - Что мы научимся с ними делать?
Дети: - Различать.
III. Основная часть.
1.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: - Я буду называть слова, вы хлопните, если услышите звук С, топните, если –
звук З. (дети выполняют задание).
Логопед: - Для чего выполняли данное задание?
Дети: - Чтобы мы могли услышать и различить эти звуки.
2. Работа со словами.
Логопед: - Сейчас мы поиграем в игру «Поймай и назови». Я буду кидать каждому
мяч, называть слоги, вы должны поймать это мяч и повторить слоги, которые я назову
именно вам (работа с каждым индивидуально).:
СА-СА СО-ЗО-СО
СО-ЗО ЗУ-СУ-СУ
УЗ-УС АС-АС-АЗ
ЮЗ-УС ЮЗ-ЮЗ-ЮС
- А сейчас усложним задачу. Вам нужно заменить в словах, которые я назову, заменить
букву С на З. (работа также с каждым учеником).
ЛИСА (Лиза)
РОСА (роза)
СИМА. (зима)
- Сейчас наоборот. Заменить букву З на букву С.
КОЗА (коса)
ЗАХАР (сахар).
- Понравилась игра?
Дети: - Да.
Логопед: - Как вы думаете, над чем мы сейчас работали?
Дети: - Над слухом.
3. Работа в тетрадях.
Логопед: - Сейчас открываем тетради, пишем число. В первый столбик будем писать
слова на букву С , во второй – на З. Слушаем внимательно, записываем.(СОБАКА,
ЗОНТ, ЗАЯЦ, СЛОН, САМОЛЁТ, ЗМЕЯ, САНКИ, СОМ, ЗАМОК, ЗВОНОК) – Какие
слова получились под буквой С ? З?
Логопед: - Молодцы. Чему учит это задание?
Дети: - Чтобы могли правильно соотносить существительные с прилагательными.
4. Работа в карточках.
Логопед: - В следующем задании нам надо в слова вставить пропущенные буквы С или
З, соединить слова по смыслу. (Работа ведётся в парах).
МОРО_НЫЙ _АБОР
ПОЛО_АТАЯ ВО_ДУХ
ВЫ_ОКИЙ _МЕХ
_ПЕЛЫЕ _ЕБРА
ВЕ_ЁЛЫЙ АРБУ_Ы
Логопед: - Давайте придумаем предложение с любым словосочетанием. (дети
выполняют задание). Какое правило мы можем вспомнить, выполнив данное задание?
Дети: - Чтобы правильно написать букву, надо подобрать проверочное слово.
5.
Физкультминутка.
Это лёгкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена. А там окно.
(повороты туловища вправо-влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать, надо много приседать.
(приседания).
А теперь ходьба на месте, это тоже интересно.
(ходьба на месте).
6.
Игра « Последняя буква».
Логопед: - Ребята, сейчас поиграем в игру. Будьте очень внимательны! Прослушайте,
пожалуйста, слова, которые я вам сейчас продиктую и запишите только последнюю
букву. Начинаем: ГНОМ, ЗАНАВЕС, ЗАКАЗ, ОБЛАКО, КЕЙС,
БАЛ, АЛМАЗ,
СЛОВО, ЗАВОД, ГАЗ. ПАЛАС, ПОЛЕ, ОГУРЕЦ, ГЛАЗ. (Дети записывают последние
буквы – М,С,З,О,С,Л,З.О,Д,З,С,Е,Ц,З.
Логопед:
- Выполнили? А сейчас следующее задание: вычеркните из этих
выписанных вами букв ВСЕ буквы З ,С. (ребята выполняют задание) Что получилось?
Дети: - молодец!
Логопед: - Правильно, ребята, вы – большие молодцы!
7.
Итог занятия.
Логопед: - Ребята, скажите пожалуйста, с каким звуками мы сегодня работали?
Дети: - С и З.
Логопед: - Ещё раз вспомним, что общего между этими звуками?
Дети : - Расположение губ, зубов, языка при произнесении.
Логопед: - А в чём же главное различие?
Дети: - звук С – глухой, звук З – звонкий.
Логопед: - Правильно.
8.
Рефлексия.
Логопед: - если вам понравилось наше сегодняшнее занятие, то поднимите карточку с
жёлтым шариком, если нет – карточку с красным шариком. (дети поднимают ту
карточку, которую они выбирают).
- На этом всё, до свидания!