Автор: Горбатовская Валентина Романовна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "Хакасский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - САМАЯ ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Дата публикации: 30.04.2025
Раздел: среднее профессиональное
Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - САМАЯ ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ НАШЕЙ
ЖИЗНИ
Автор статьи: Горбатовская Валентина Романовна, мастер производственного обучения
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Республики
Хакасия «Хакасский многопрофильный техникум»
Статья посвящена вопросам семейного воспитания. В ней большое внимание
уделяется описанию форм работы мастера производственного обучения с
детьми и их родителями.
Актуальность не вызывает сомнений, так как вопросы семейного
воспитания всегда стояли перед педагогическими работниками.
Статья хорошо структурирована, написана четким понятным языком,
выводы логичны
Семейное воспитание – это взаимодействие родителей с детьми с целью
достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Семья
для ребенка является одновременно и жизненной средой, и воспитательной
средой. Влияние семьи особенно важно не только в начальный период жизни
ребенка, но и когда он ходит в детский сад, школу, техникум, и намного
превышает все другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья и чем
лучше она воспитывает, тем выше результаты физического, нравственного,
трудового
воспитания
личности.
За
редким
исключением
постоянно
подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое
место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со
стержневой идеей своего педагогического мировоззрения – о воспитательной
роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью «… как коллектив, где
не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело
место в старые времена». Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.
Макаренко
обосновывал
значение
истинного
авторитета
родителей,
характеризовал его ложные разновидности, «которые оказались чрезвычайно
живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору».
Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего
поколения
в
обществе
включает,
по
мнению
В.
А
Сухомлинского,
целенаправленные действия родителей, всех членов семьи и объективное
влияние повседневного быта, семейных отношений на детей. Анализируя опыт
семейного воспитания детей в условиях советской действительности, педагог
показал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между
родителями и детьми – первая школа интеллектуального, нравственного,
эстетического и физического воспитания. В.А. Сухомлинский подчеркивал,
что «задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том
случае, если школа будет поддерживать связь с семьей»
В современной практике семейного воспитания традиционно выделяется три
стиля
отношений:
авторитарный,
демократический
и
попустительский.
Рассмотрим их подробнее.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми «…характеризуется
строгостью, требовательностью». Угрозы, запугивание, принуждение – главные
средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности.
Попустительский
стиль
«…предполагает
всепрощение,
терпимость
в
отношениях с детьми. Суть его заключается в проявлении чрезмерной ласки,
вседозволенности». Это социально – опасный способ отношений с детьми.
Родителей, которые использует именно такой вид воспитания, А.С. Макаренко
называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный,
самый безнравственный вид взаимоотношений».
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя
свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их
позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше
понимают их, растут послушными, инициативными, с развитым чувством
собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности,
трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности
родителей. Сколько родителей, столько разновидностей стилей. Все родители
используют такие: убеждение (объяснение, совет, внушение); личный пример;
поощрение (интересная для детей перспектива, похвала, подарки); наказание
(лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
А вот средства решения воспитательных задач в семье разнообразны. Среди
них–духовный
и
моральный
климат
семьи,
общественное
мнение,
родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные
обычаи, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки,
демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии,
пресса, радио, телевидение и многое другое.
Великий педагог Макаренко считал, что отец и мать в глазах ребенка должны
иметь авторитет, как несомненное достоинство старшего, как его силу и
ценность, видимую простым детским глазом.
Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо хорошо знать и
понимать его, а для этого нужны педагогические знания, которые помогут
родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для
его воспитания.
На протяжении нескольких лет я работаю мастером производственного
обучения в группах по профессии «Продавец, контролер-кассир». Кроме
формирования профессиональных компетенций, большое внимание в своей
работе уделяю семейному воспитанию. Подростки, входящие в состав моей
группы, совершенно разные и к каждому необходим индивидуальный подход.
Вот поэтому, я с надеждой жду встречи с родителями своих воспитанников:
станут ли они моими единомышленниками? Мне хочется стать для родителей
помощником и хорошим советчиком. Моя задача – поделиться своим
педагогическим
опытом,
постараться
создать
в
коллективе
атмосферу
взаимопонимания
и доверия, помочь родителям в воспитании их ребенка.
Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того,
чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел
наслаждаться красотой окружающего мира и беречь его, научился ценить
любовь, дружбу, стал верным товарищем, хорошим сыном или дочерью.
На первом собрании провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам
на вопросы анкеты, я узнаю о составе семьи, об особенностях своих
обучающихся, об их склонностях и интересах, о проблемах взаимоотношения
родителей, родителей и детей, детей и их сверстников. Итоги анкетирования
использую
при
выборе
родительского
комитета,
составлении
плана
воспитательной работы с детьми, разработке тематики родительских собраний
и индивидуальных бесед с родителями.
При
подготовке
собрания
всегда
учитываю
актуальность
темы
для
родителей, а перед собранием провожу опросник для детей по теме собрания.
Иногда сами родители просят меня поговорить на ту или иную тему, которая их
волнует.
На наших встречах с родителями частым гостем является педагог-психолог.
Она проводит различные диагностики, как с родителями, так и с детьми. По их
итогам готовит сообщения на родительских собраниях. При необходимости,
психолог проводит индивидуальные беседы и с родителями (законными
представителями), и с обучающимися. Очень часто и сами родители, когда у
них возникают проблемы, просят о таких встречах. Мною совместно с
психологом проводятся классные часы, классные собрания, диспуты, круглые
столы по темам « Я и моя семья», «СемьЯ», «Конфликты в моей семье» и др. 2
раза в год провожу совместные мероприятия, в которых участвуют подростки и
их родители («Веселые старты», квесты «Быть здоровым – это модно», «Моя
будущая семья», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Один день из
жизни…» и т.п.). Родители после таких мероприятий узнают много нового о
себе и своем ребенке, по-другому начинают смотреть на подростка, на себя и
стараются выстраивать более правильные отношения в семье.
Используемая литература
1. Макаренко, А.С. Книга для родителей : Учебное пособие / А.С.Макаренко -
М.: Педагогика,1981.
2. Макаренко, А.С. Цель воспитания : Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.:
Педагогика 1984.
3. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе : Учебное пособие
/ А.С.Макаренко-М.: Педагогика1984.
4. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей : Учебное пособие /
А.С.Макаренко - М.: Педагогика1984.
5. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного
воспитания: Учебное пособие/А.С.Макаренко- М. : Знание 1984.
6. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : Учебное пособие /
В.А.Сухомлинский - М.: Логос 1999.
7. Спиваковская, А.С. Как быть родителями : Учебное пособие /
А.С.Спиваковская – М.: Академия 2001
8. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений : Учебное пособие / К.Д. Ушинский -
М. : Просвещение 1982