Напоминание

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - САМАЯ ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ


Автор: Горбатовская Валентина Романовна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "Хакасский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - САМАЯ ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Дата публикации: 30.04.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - САМАЯ ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ НАШЕЙ

ЖИЗНИ

Автор статьи: Горбатовская Валентина Романовна, мастер производственного обучения

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Республики

Хакасия «Хакасский многопрофильный техникум»

Статья посвящена вопросам семейного воспитания. В ней большое внимание

уделяется описанию форм работы мастера производственного обучения с

детьми и их родителями.

Актуальность не вызывает сомнений, так как вопросы семейного

воспитания всегда стояли перед педагогическими работниками.

Статья хорошо структурирована, написана четким понятным языком,

выводы логичны

Семейное воспитание – это взаимодействие родителей с детьми с целью

достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Семья

для ребенка является одновременно и жизненной средой, и воспитательной

средой. Влияние семьи особенно важно не только в начальный период жизни

ребенка, но и когда он ходит в детский сад, школу, техникум, и намного

превышает все другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья и чем

лучше она воспитывает, тем выше результаты физического, нравственного,

трудового

воспитания

личности.

За

редким

исключением

постоянно

подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое

место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со

стержневой идеей своего педагогического мировоззрения – о воспитательной

роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью «… как коллектив, где

не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело

место в старые времена». Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.

Макаренко

обосновывал

значение

истинного

авторитета

родителей,

характеризовал его ложные разновидности, «которые оказались чрезвычайно

живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору».

Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего

поколения

в

обществе

включает,

по

мнению

В.

А

Сухомлинского,

целенаправленные действия родителей, всех членов семьи и объективное

влияние повседневного быта, семейных отношений на детей. Анализируя опыт

семейного воспитания детей в условиях советской действительности, педагог

показал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между

родителями и детьми – первая школа интеллектуального, нравственного,

эстетического и физического воспитания. В.А. Сухомлинский подчеркивал,

что «задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том

случае, если школа будет поддерживать связь с семьей»

В современной практике семейного воспитания традиционно выделяется три

стиля

отношений:

авторитарный,

демократический

и

попустительский.

Рассмотрим их подробнее.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми «…характеризуется

строгостью, требовательностью». Угрозы, запугивание, принуждение – главные

средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности.

Попустительский

стиль

«…предполагает

всепрощение,

терпимость

в

отношениях с детьми. Суть его заключается в проявлении чрезмерной ласки,

вседозволенности». Это социально – опасный способ отношений с детьми.

Родителей, которые использует именно такой вид воспитания, А.С. Макаренко

называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный,

самый безнравственный вид взаимоотношений».

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя

свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их

позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше

понимают их, растут послушными, инициативными, с развитым чувством

собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности,

трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности

родителей. Сколько родителей, столько разновидностей стилей. Все родители

используют такие: убеждение (объяснение, совет, внушение); личный пример;

поощрение (интересная для детей перспектива, похвала, подарки); наказание

(лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

А вот средства решения воспитательных задач в семье разнообразны. Среди

них–духовный

и

моральный

климат

семьи,

общественное

мнение,

родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные

обычаи, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки,

демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии,

пресса, радио, телевидение и многое другое.

Великий педагог Макаренко считал, что отец и мать в глазах ребенка должны

иметь авторитет, как несомненное достоинство старшего, как его силу и

ценность, видимую простым детским глазом.

Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо хорошо знать и

понимать его, а для этого нужны педагогические знания, которые помогут

родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для

его воспитания.

На протяжении нескольких лет я работаю мастером производственного

обучения в группах по профессии «Продавец, контролер-кассир». Кроме

формирования профессиональных компетенций, большое внимание в своей

работе уделяю семейному воспитанию. Подростки, входящие в состав моей

группы, совершенно разные и к каждому необходим индивидуальный подход.

Вот поэтому, я с надеждой жду встречи с родителями своих воспитанников:

станут ли они моими единомышленниками? Мне хочется стать для родителей

помощником и хорошим советчиком. Моя задача – поделиться своим

педагогическим

опытом,

постараться

создать

в

коллективе

атмосферу

взаимопонимания

и доверия, помочь родителям в воспитании их ребенка.

Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того,

чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел

наслаждаться красотой окружающего мира и беречь его, научился ценить

любовь, дружбу, стал верным товарищем, хорошим сыном или дочерью.

На первом собрании провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам

на вопросы анкеты, я узнаю о составе семьи, об особенностях своих

обучающихся, об их склонностях и интересах, о проблемах взаимоотношения

родителей, родителей и детей, детей и их сверстников. Итоги анкетирования

использую

при

выборе

родительского

комитета,

составлении

плана

воспитательной работы с детьми, разработке тематики родительских собраний

и индивидуальных бесед с родителями.

При

подготовке

собрания

всегда

учитываю

актуальность

темы

для

родителей, а перед собранием провожу опросник для детей по теме собрания.

Иногда сами родители просят меня поговорить на ту или иную тему, которая их

волнует.

На наших встречах с родителями частым гостем является педагог-психолог.

Она проводит различные диагностики, как с родителями, так и с детьми. По их

итогам готовит сообщения на родительских собраниях. При необходимости,

психолог проводит индивидуальные беседы и с родителями (законными

представителями), и с обучающимися. Очень часто и сами родители, когда у

них возникают проблемы, просят о таких встречах. Мною совместно с

психологом проводятся классные часы, классные собрания, диспуты, круглые

столы по темам « Я и моя семья», «СемьЯ», «Конфликты в моей семье» и др. 2

раза в год провожу совместные мероприятия, в которых участвуют подростки и

их родители («Веселые старты», квесты «Быть здоровым – это модно», «Моя

будущая семья», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Один день из

жизни…» и т.п.). Родители после таких мероприятий узнают много нового о

себе и своем ребенке, по-другому начинают смотреть на подростка, на себя и

стараются выстраивать более правильные отношения в семье.

Используемая литература

1. Макаренко, А.С. Книга для родителей : Учебное пособие / А.С.Макаренко -

М.: Педагогика,1981.

2. Макаренко, А.С. Цель воспитания : Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.:

Педагогика 1984.

3. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе : Учебное пособие

/ А.С.Макаренко-М.: Педагогика1984.

4. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей : Учебное пособие /

А.С.Макаренко - М.: Педагогика1984.

5. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного

воспитания: Учебное пособие/А.С.Макаренко- М. : Знание 1984.

6. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : Учебное пособие /

В.А.Сухомлинский - М.: Логос 1999.

7. Спиваковская, А.С. Как быть родителями : Учебное пособие /

А.С.Спиваковская – М.: Академия 2001

8. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений : Учебное пособие / К.Д. Ушинский -

М. : Просвещение 1982



В раздел образования