Автор: Кондратьева Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №28»
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проект «Широкая Масленица»
Дата публикации: 30.03.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
Детско-взрослый образовательный проект
«Широкая Масленица»
Выполнила:
Кондратьева О.А., воспитатель.
2023 год
Проект «Широкая Масленица»
Наименование
ДОО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
Авторы
проекта
Воспитатель группы
Название
проекта
«Широкая масленица»
Вид проекта
Познавательно - творческий
Продолжительн
ость проекта
С 13.02.2023 -17.02.2023
Актуальность
темы
Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в
наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда
праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами,
деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей, тем самым
лишены возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к
лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, в котором
переплелись народные и православные корни, Соприкосновение с
русскими традициями способствует формированию более глубоких и
эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о
традиционной русской культуре, способствует погружению в историю
и традиции русского народа.
Цель проекта
Приобщение детей старшего дошкольного возраста и родителей к
русским народным традициям посредством ознакомления с праздником
Масленица.
Задачи
−
Создать условия:
для развития познавательной и творческой активности детей
в разных видах деятельности;
для совместной деятельности детей и родителей;
−
Формировать представления о:
историческом прошлом и культурном наследии России;
о русской традиции празднования «Масленицы»;
о русской традиции гостеприимства, с блюдами русской кухни,
историей появления блинов.
−
Познакомить:
с различными жанрами устного народного творчества;
с символами праздника «Масленица»
−
Расширять представления о народных играх;
−
Побуждать проявлять активность в разных видах деятельности;
−
Воспитывать чувство гордости за Россию, положительное
эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
−
Развивать коммуникативные навыки, умения помогать друг другу,
общаться друг с другом в совместной деятельности , сотрудничать
друг с другом
Предполагаемы
й результат
−
Созданы условия:
для развития познавательной и творческой активности детей
в разных видах деятельности;
для совместной деятельности детей и родителей;
−
Сформированы представления о:
историческом прошлом и культурном наследии России;
о русской традиции празднования «Масленицы»;
о русской традиции гостеприимства, с блюдами русской кухни,
историей появления блинов.
−
Знают различные жанры устного народного творчества; символы
праздника «Масленица»
- Имеют представления о народных играх;
−
Проявляют активность в разных видах деятельности;
−
Проявляют чувство гордости за Россию, положительное
эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
−
Применяют коммуникативные навыки, стараются помогать друг
другу, общаются друг с другом в совместной деятельности,
сотрудничают друг с другом
Продукт
проекта
Участие детей в реализации проекта:
−
Выставка совместных творческих работ «Широкая масленица»
−
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Народные гуляния», «Ой,
блины мои, блины», «Народные традиции»
−
Атрибуты для режиссерских игр: «На нижегородской ярмарке»,
«Широкая масленица», «Русская изба»
−
Изготовление дидактической игры «Составь костюм», «Придумай
узор для платка»
−
Изготовление кукол-масленичек
−
Коллективный коллаж «Масленица широкая»» /
Оформление
Арт-пространства
- Итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет
и радость с собой принесла»
Участие воспитателей:
Список ссылок на репродукции картин: Б.М. Кустодиев
«Масленица»,
К. Маковский «Народное гуляние во время
Масленицы»; В. Суриков «Взятие снежного городка»; С. Соловьёв
«Тройка»; А. Степанов «Катание на Масленицу»; Б. Патерсен «
Катание с ледяных гор на реке Неве во время Масленицы».
Участие родителей:
Презентации на темы: «Что за праздник Масленица?» «Обрядовые
куклы-обереги» «Значение и символика блинов»
Презентация семейного мини-проекта «Выпечка блинов на
Масленицу» с использованием интерактивной игры «Печем
блинчики»
Мультфильм из серии «Смешарики » « Масленица »
Коллективный фотоколлаж «Мы печем блины» с семейными
рецептами
Этапы
реализации
проекта
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Критерии и
Критерии оценки:
показатели
эффективности
проекта
1.
Эмоциональное состояние
2.
Творческое самовыражение
3.
Коммуникативные навыки
4.
Эмпатия
Ожидаемые
социальные
эффекты
проекта
1.
Родители – активные участники образовательного процесса
дошкольного учреждения
2.
Доверительные отношения между воспитанниками и педагогами
3.
Высокий имидж дошкольного учреждения в микрорайоне
Дорожная карта проекта
Мероприятия по реализации проекта
Сроки реализации
Просмотр презентации «Что за праздник
Масленица?»
Беседа «Беседа о значении названия «Встреча
гостей »
Рассматривание репродукции картины Б.М.
Кустодиев «Масленица»,
К. Маковский
«Народное гуляние во время Масленицы»; В.
Суриков «Взятие снежного городка»; С.
Соловьёв «Тройка»; А. Степанов «Катание на
Масленицу»; Б. Патерсен « Катание с ледяных
гор на реке Неве во время Масленицы».
Прослушивание русских обрядовых песен «Как
на масляной неделе», «Ой блины мои блины»;
русских народных наигрышей «Здравствуй,
красная весна», «А мы масленку встречаем»,
«Веснянка»; заучивание масленичных закличек,
потешек, частушек, пословиц, наигрышей.
Лепка из пластилина «На праздничном столе».
Анонс семейных мини проектов «Традиции
празднования Масленицы в семье»
Понедельник
первый день Масленицы
«Встреча»
Беседа о значении названия «Заигрыш»
Просмотр презентации «Обрядовые куклы-
обереги»
Продуктивная деятельность: изготовление
кукол - масленичек.
Д/и «Составь костюм», «Придумай узор для
платка»
Народная игра – забава: «Кто быстрее на
метле?»; хороводная игра «Едет Масленица»;
подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк»
Вторник
второй день Масленицы
«Заигрыши»
Беседа о значении названия «Лакомка »- пекли
и вдоволь ели блины;
Рассматривание иллюстраций различных
русских лакомств;
Просмотр презентации «Значение и символика
блинов»;
Гость группы: Презентация семейного мини-
Среда
третий день Масленицы
«Лакомки»
проекта «Выпечка блинов на Масленицу» с
использованием интерактивной игры «Печем
блинчики».
Коллективный фотоколлаж «Мы печем блины»
с семейными рецептами.
Продуктивная деятельность (рисование) «Ой,
блины, мои блины»
Беседа о значении названия «Разгуляй» и
«Золовкины посиделки»
Слушание народных песен «Как на масленой
неделе», т.д.;
Просмотр мультфильма из серии «Смешарики » .
« Масленица »;
Народные игры - забавы « Ручеёк » , « Звонарь » ;
Хороводная игра « Заинька , попляши ».
Выставка детских рисунков
Листовка с рецептами блинов для обмена между
семьями воспитанников через группу Телеграмм
Четверг
четвертый день Масленицы
«Разгуляй масленицы»
Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» и
«Прощеный день»
Итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну
позвала, свет и радость с собой принесла»
Режиссерская и сюжетно-ролевая игра
«Масленица»
Пятница
пятый день
Масленицы
«Проводы масленицы»