Напоминание

"Это волшебная музыка"


Автор: Пономарева Людмила Михайловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ №35 "Росинка"
Населённый пункт: г. Черкесск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Это волшебная музыка"
Дата публикации: 29.12.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

«Детский сад №35 «Росинка»

Конспект «Эта волшебная музыка»

Музыкальный руководитель: Пономарева Л.М.

«Эта волшебная музыка»

план-конспект беседы в подготовительной к школе группе (по произведениям П.И.

Чайковского)

Задачи:

на доступных детскому восприятию примерах показать сущность нравственных

отношений между людьми;

помочь детям «войти» в мир музыки, помочь ее «услышать»;

знакомить детей с новыми музыкальными произведениями, их выразительными и

техническими возможностями;

развивать у детей мотивации к занятиям музыкой;

развивать умение детей сопереживать, что является основой в формировании

личности ребенка, воспитать культурного слушателя и Человека.

Предварительная работа: беседы о творчестве П.И. Чайковского, слушание его

произведений, встречи детей с исполнителями произведений классической музыки

(инструменталистами, вокалистами), концерты.

Методы и приемы: беседа, слушание, исполнение танца-импровизации, игра на детских

музыкальных инструментах.

Оборудование и материалы: магнитофон, видеопроектор, экран, ноутбук, презентация

«Музыкальная сказка», сундук, шарманка, портрет П.И. Чайковского, диск с записью

инструментальной музыки П.И. Чайковковского, сборники-ноты «Детский альбом»

П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты (кастаньеты, бубны, маракасы,

бубенцы),

Воспитатель: Здравствуйте, дети! (Читает на фоне тихо звучащей музыки.)

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

( Р. Панков)

Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете имя великого русского композитора – Петра

Ильича Чайковского (показ портрета), знакомы с некоторыми его произведениями из

«Детского альбома». Музыка П.И. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете

слушать ее. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и

взрослым.

Петр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их

радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее

Украшение жизни…» – писал композитор. Он написал музыку к балетам по разным

сказкам и много пьес для детей, которые поместил в специальный «Детский альбом».

Воспитатель: Ребята, назовите произведения, которые вы запомнили. (Дети, свободно

общаясь, перечисляют пьесы, которые слушали на музыкальных занятиях.)

Воспитатель: И мы с вами сегодня будем слушать произведения из «Детского альбома».

Музыка из этого альбома разная: и веселая, и грустная, и быстрая, и медленная, в нем есть

и марш и песни, и танцы. Ребята, сегодня мы с вами побываем в музыкальной сказке.

Хотите?

Воспитатель: Как называется сочиненный им цикл фортепианных пьес, посвященный

детям? (Ответы детей.)

Воспитатель: Музыкальная сказка начинается, а поможет мне музыка Петра Ильича

Чайковского.

По ходу рассказывания показ презентации «Музыкальная сказка».

Воспитатель: Жил был кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам с большим сундуком,

в котором лежали его куклы, театральная ширма, а еще у него была шарманка. Кукольник

ходил по дорогам со своей шарманкой, останавливаясь там, где людей побольше. Заиграет

он на сваей шарманке, и начинается кукольное представление. А куклы были как живые

люди – умели и плакать и смеяться. Но прошли годы, и кукольник заболел. Куклы висели

в каморке на гвоздиках, там же стояла и старая шарманка. Вот однажды, когда наступила

ночь, старая шарманка вдруг тихонько запела свою мелодию – видно, соскучилась по

прежней жизни.

Звучит пьеса «Шарманщик поёт»

Воспитатель: Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков, они проснулись все

разом, выскочили из коробки, выстроились, замаршировали бодро и смело, а впереди

бравый барабанщик стучал в барабан.

Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков»

Воспитатель: А какое настроение передает эта музыка? К какому жанру она

относится? (Ответы детей.)

Импровизация - дети выполняют перестроение.

Воспитатель: Тут проснулись все игрушки. И даже злая Баба Яга вылетела в своей ступе

и заметалась по каморке Кукольника, как будто искала своих верных слуг: сов, старого

ворона, диких гусей-лебедей и свою избушку на курьих ножках.

Звучит пьеса «Баба яга»

Воспитатель: Баба Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела… Другие

куклы собрались возле неё и горько заплакали.

Звучит пьеса «Болезнь куклы»

Воспитатель: А потом, чтобы как-то развлечь больную, куклы стали вспоминать, как

хорошо было, когда они ходили с кукольником

и давали представления. Каждый день они давали представления, и люди то смеялись, то

плакали вместе с ними, и каждый день приносил им новые радости и новые встречи.

Сладкие мечты разбередили их маленькие кукольные сердечки.

Звучит пьеса «Сладкая грёза»

Воспитатель: Неожиданно дверь распахнулась, и в каморку ворвался солнечный луч, а

вместе с ним появился Кукольник и воскликнул: «Ну, Друзья мои, смотрите, кто к вам

пришел!». Он достал из сундука новую красивую куклу с золотыми волосами. Все

игрушки захлопали в ладоши, закружились и даже запрыгали.

Звучит пьеса «Новая кукла»

Воспитатель: Как звучала музыка? К какому жанру относится пьеса? (Дети

отвечают, исполняют танец-импровизацию.) Музыкальный руководитель: А Кукольник

открыл свой большой сундук и осторожно подхватил кукол, сказав им: «Что-то вы

загрустили! Не пора ли нам в путь-дорогу? Нас ждут люди!». От радости даже заболевшая

кукла выздоровела. Тут защёлкали кастаньеты, зазвучали бубны. Куклы пел и плясали.

Даже трубач не удержался, выскочил, и далеко понеслись радостные звуки его трубы.

Звучит пьеса «Неаполитанская песенка»

Воспитатель: Дети, определите настроение пьесы. (Ответы

детей.) Музыканты, подойдите к музыкальным инструментам. «Неаполитанскую

песенку» мы сыграем в оркестре.

Дети исполняют пьесу на музыкальных инструментах – кастаньетах, бубнах,

маракасах, бубенцах.)

Воспитатель: «Ура! Ура! Ура! Нас ждет дорога!» – кричали куклы. «Нас ждут люди!

Ура! Ура! Ура! В путь!».

Воспитатель: Вот и закончилась музыкальная сказка. Она вам понравилась? Какая

музыкальная пьеса П.И.Чайковского запомнилась вам особенно? (Проводится

обсуждение прослушанной музыки с детьми.)

Как называется сборник музыкальных пьес, который композитор Чайковский написал для

детей? (Ответы детей.)

Сегодня мы слушали замечательную музыку композитора П.И.Чайковского из «Детского

альбома». Расскажите дома о том, что вы сегодня слушали и смотрели и «нарисуйте»

полюбившееся вам произведение.



В раздел образования