Автор: Пономарева Людмила Михайловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ №35 "Росинка"
Населённый пункт: г. Черкесск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Это волшебная музыка"
Дата публикации: 29.12.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида
«Детский сад №35 «Росинка»
Конспект «Эта волшебная музыка»
Музыкальный руководитель: Пономарева Л.М.
«Эта волшебная музыка»
план-конспект беседы в подготовительной к школе группе (по произведениям П.И.
Чайковского)
Задачи:
на доступных детскому восприятию примерах показать сущность нравственных
отношений между людьми;
помочь детям «войти» в мир музыки, помочь ее «услышать»;
знакомить детей с новыми музыкальными произведениями, их выразительными и
техническими возможностями;
развивать у детей мотивации к занятиям музыкой;
развивать умение детей сопереживать, что является основой в формировании
личности ребенка, воспитать культурного слушателя и Человека.
Предварительная работа: беседы о творчестве П.И. Чайковского, слушание его
произведений, встречи детей с исполнителями произведений классической музыки
(инструменталистами, вокалистами), концерты.
Методы и приемы: беседа, слушание, исполнение танца-импровизации, игра на детских
музыкальных инструментах.
Оборудование и материалы: магнитофон, видеопроектор, экран, ноутбук, презентация
«Музыкальная сказка», сундук, шарманка, портрет П.И. Чайковского, диск с записью
инструментальной музыки П.И. Чайковковского, сборники-ноты «Детский альбом»
П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты (кастаньеты, бубны, маракасы,
бубенцы),
Воспитатель: Здравствуйте, дети! (Читает на фоне тихо звучащей музыки.)
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
( Р. Панков)
Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете имя великого русского композитора – Петра
Ильича Чайковского (показ портрета), знакомы с некоторыми его произведениями из
«Детского альбома». Музыка П.И. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете
слушать ее. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и
взрослым.
Петр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их
радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее
Украшение жизни…» – писал композитор. Он написал музыку к балетам по разным
сказкам и много пьес для детей, которые поместил в специальный «Детский альбом».
Воспитатель: Ребята, назовите произведения, которые вы запомнили. (Дети, свободно
общаясь, перечисляют пьесы, которые слушали на музыкальных занятиях.)
Воспитатель: И мы с вами сегодня будем слушать произведения из «Детского альбома».
Музыка из этого альбома разная: и веселая, и грустная, и быстрая, и медленная, в нем есть
и марш и песни, и танцы. Ребята, сегодня мы с вами побываем в музыкальной сказке.
Хотите?
Воспитатель: Как называется сочиненный им цикл фортепианных пьес, посвященный
детям? (Ответы детей.)
Воспитатель: Музыкальная сказка начинается, а поможет мне музыка Петра Ильича
Чайковского.
По ходу рассказывания показ презентации «Музыкальная сказка».
Воспитатель: Жил был кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам с большим сундуком,
в котором лежали его куклы, театральная ширма, а еще у него была шарманка. Кукольник
ходил по дорогам со своей шарманкой, останавливаясь там, где людей побольше. Заиграет
он на сваей шарманке, и начинается кукольное представление. А куклы были как живые
люди – умели и плакать и смеяться. Но прошли годы, и кукольник заболел. Куклы висели
в каморке на гвоздиках, там же стояла и старая шарманка. Вот однажды, когда наступила
ночь, старая шарманка вдруг тихонько запела свою мелодию – видно, соскучилась по
прежней жизни.
Звучит пьеса «Шарманщик поёт»
Воспитатель: Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков, они проснулись все
разом, выскочили из коробки, выстроились, замаршировали бодро и смело, а впереди
бравый барабанщик стучал в барабан.
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков»
Воспитатель: А какое настроение передает эта музыка? К какому жанру она
относится? (Ответы детей.)
Импровизация - дети выполняют перестроение.
Воспитатель: Тут проснулись все игрушки. И даже злая Баба Яга вылетела в своей ступе
и заметалась по каморке Кукольника, как будто искала своих верных слуг: сов, старого
ворона, диких гусей-лебедей и свою избушку на курьих ножках.
Звучит пьеса «Баба яга»
Воспитатель: Баба Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела… Другие
куклы собрались возле неё и горько заплакали.
Звучит пьеса «Болезнь куклы»
Воспитатель: А потом, чтобы как-то развлечь больную, куклы стали вспоминать, как
хорошо было, когда они ходили с кукольником
и давали представления. Каждый день они давали представления, и люди то смеялись, то
плакали вместе с ними, и каждый день приносил им новые радости и новые встречи.
Сладкие мечты разбередили их маленькие кукольные сердечки.
Звучит пьеса «Сладкая грёза»
Воспитатель: Неожиданно дверь распахнулась, и в каморку ворвался солнечный луч, а
вместе с ним появился Кукольник и воскликнул: «Ну, Друзья мои, смотрите, кто к вам
пришел!». Он достал из сундука новую красивую куклу с золотыми волосами. Все
игрушки захлопали в ладоши, закружились и даже запрыгали.
Звучит пьеса «Новая кукла»
Воспитатель: Как звучала музыка? К какому жанру относится пьеса? (Дети
отвечают, исполняют танец-импровизацию.) Музыкальный руководитель: А Кукольник
открыл свой большой сундук и осторожно подхватил кукол, сказав им: «Что-то вы
загрустили! Не пора ли нам в путь-дорогу? Нас ждут люди!». От радости даже заболевшая
кукла выздоровела. Тут защёлкали кастаньеты, зазвучали бубны. Куклы пел и плясали.
Даже трубач не удержался, выскочил, и далеко понеслись радостные звуки его трубы.
Звучит пьеса «Неаполитанская песенка»
Воспитатель: Дети, определите настроение пьесы. (Ответы
детей.) Музыканты, подойдите к музыкальным инструментам. «Неаполитанскую
песенку» мы сыграем в оркестре.
Дети исполняют пьесу на музыкальных инструментах – кастаньетах, бубнах,
маракасах, бубенцах.)
Воспитатель: «Ура! Ура! Ура! Нас ждет дорога!» – кричали куклы. «Нас ждут люди!
Ура! Ура! Ура! В путь!».
Воспитатель: Вот и закончилась музыкальная сказка. Она вам понравилась? Какая
музыкальная пьеса П.И.Чайковского запомнилась вам особенно? (Проводится
обсуждение прослушанной музыки с детьми.)
Как называется сборник музыкальных пьес, который композитор Чайковский написал для
детей? (Ответы детей.)
Сегодня мы слушали замечательную музыку композитора П.И.Чайковского из «Детского
альбома». Расскажите дома о том, что вы сегодня слушали и смотрели и «нарисуйте»
полюбившееся вам произведение.