Напоминание

"Употребление предлогов"


Автор: Рябова Татьяна Яковлевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ УР "Большеучинская школа-интернат"
Населённый пункт: Удмуртская республика, Можгинский район, с. Большая Уча
Наименование материала: конспект логопедического занятия для детей с овз
Тема: "Употребление предлогов"
Дата публикации: 29.05.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Логопедическое занятие для обучающихся с ОВЗ

Тема занятия: «Употребление предлогов.»

Цель занятия: упражнять в употреблении предлогов в устной и письменной речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами;

- работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;

коррекционно-развивающие цели:

- сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;

- развивать правильное написание предлогов со словами;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами;

коррекционно-воспитательные цели:

- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию;

- создавать атмосферу позитивного общения.

Оборудование: схемы предлогов, карточки с заданиями, картинки.

Ход занятия:

1.

Организационный момент

Логопед: - Здравствуйте. Пение птиц весной (звучит музыка). Ка у вас настроение?

Логопед: Прежде чем мы начнём с вами наше занятие, мы подготовим наш язык к работе.

2. Фонетическая гимнастика

На-на-на – к нам пришла весна,

Не-не-не – очень рады мы весне,

Ну-ну-ну – я люблю весну.

Логопед: - Для чего мы делали данное задание?

Дети: - Это задание мы выполняли для того, чтобы подготовить язык к работе.

3. Гимнастика для пальцев

4. Сообщение темы занятия

Логопед: - Послушайте и выполните мои инструкции правильно:

Положите тетрадь на стол.

Положите карандаш на тетрадь.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

Логопед: - Почему не удалось выполнить последнюю инструкцию?

Дети: - Чего-то не хватает.

Логопед: - Правильно, а что именно пропустили?

Дети: - Слово.

Логопед: - Хорошо, как вы думаете, как называется это слово?

Дети: - Предлог.

Логопед: - Правильно, молодцы!

- Что такое предлог?

Дети: - Это маленькое слово, которое помогает построить красивое понятное предложение.

Логопед: - Правильно. Скажите пожалуйста, как же пишутся предлоги со словами?

Дети: - Раздельно

Логопед: - Молодцы, очень хорошо. Предлоги со словами всегда пишутся раздельно. Это правило

и его нельзя забывать! (Логопед вывешивает карточку с правилом на доску).

- Открываем тетради, пропускаем две строчки и записываем число.

- Послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые услышите:

На дороге кот сидит,

Над дорогой стриж летит.

Под дорогой пробегу

Есть подземный переход.

От дороги кот идет.

К дому тропка приведет

В дом заходит пешеход.

4.1. Проверка выполненного задания.

Логопед: - Какие предлоги вы записали?

Дети: на, над, под, от, к, в.

Логопед: - Очень хорошо, молодцы! Дальше продолжаем занятие.

5. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, К, НАД,

ОТ.

Логопед: - Посмотрите внимательно на картинку (вывешивается на доску) и ответьте на вопрос

полным предложением.

Где находятся инструменты?

Дети: - Инструменты находятся в ящике.

Логопед: - Где сидит птичка?

Дети:- Птичка сидит на ветке.

Логопед: - Где находится кораблик, запущенный мальчиком по воде?

Дети: - Кораблик находится под рукой мальчика.

Логопед: - Куда тянется девочка?

Дети: - Девочка тянет руку к подснежникам.

Логопед: - Куда повесил папа кормушку для птиц?

Дети: - Папа повесил кормушку над головой мальчика.

Логопед: - Где находится щенок?

Дети: - Щенок находится недалеко от девочки.

Логопед: - Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

Дети: - В, НА, ПОД, К, НАД, ОТ.

Логопед: - А какие предлоги вы еще знаете?

Дети: - Около, между….

Логопед: - Молодцы, правильно.

6. Развитие пространственного восприятия

Логопед: - Каждый предлог можно зашифровать символами. Давайте посмотрим на условные

обозначения предлогов (схемы).

На – предмет находится на поверхности чего-либо.

Под – предмет находится внизу, под чем-либо.

В – положение предмета внутри чего-либо.

Над – положение предмета над чем-либо.

От – удаление от какого-либо предмета или объекта.

К – приближение к какому-либо предмету или объекту…

- Сейчас вам такое небольшое задание: к каждой картинке, которые у нас висят на доске, вы

должны подобрать подходящую схему. Каждый обучающийся выходит к доске и выполняет

данное задание по очереди.

Логопед: - Как вы думаете, чему научило нас данное задание?

Дети: - Это задание научило нас определять предлоги. Каждый предлог обозначает своё действие.

7. Физкультминутка

8. Задание «Исправь ошибку» (работа по карточке). Каждому ученику раздаётся

индивидуальные карточки.

- Работать будете в тетрадях. Но прежде чем приступить к работе, мы с вами первый пример

разберём у доски. (выходит 1 ученик). Другие пока смотрят на доску.

- Правильно ли написано предложение?

Ученик: - Нет.

Логопед: - Какую ошибку нашёл?

Ученик: -Слово ПОД надо написать раздельно.

Логопед: - Правильно! Как пишутся предлоги со словами , вспоминаем?

Ученик : - Раздельно.

Логопед: - Молодец, правильно. Смотрим на доску, находим правило, читаем и запоминаем. А

теперь все оставшиеся предложения записываете в тетрадях самостоятельно. Потом будем

проверять. (Даётся 5 минут).

- Проверяем. Каждый ученик по очереди читает предложение и называет предлог.

Подокнами дети разбили палисадник.

Изкустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц.

Настол женщина поставила тарелку.

Заяц ускакал отлисыккустику.

Логопед: - Какой вывод можем сделать, выполнив данную инструкцию?

Дети: - Предлог всегда пишется раздельно от слова.

9. Гимнастика для глаз

1. Вращение глазами вправо 5 раз, влево 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, а потом посмотреть вдаль 5 раз.

3. Рисуем глазами горизонтальную линию (слева на право), а потом вертикальную (Сверху вниз).

10. Работа с текстом. Работа у доски. Каждый ученик выходит к доске поочереди и

выполняет данное задание.

Логопед: - Следующее задание: Найдите предлоги и спрячьте их в треугольники.

Вышли из курятника курица с цыплятами. Цыплята побежали к клумбе с цветами. Там взрытая

земля. Стали цыплята искать червяков. Увидел это щенок, залаял. Цыплята испугались и

разбежались кто куда.

Логопед: - Чему вы научились?

Дети: - Мы научились находить и отмечать предлоги в тексте.

Логопед: - Молодцы, садимся за парты.

11. Итог занятия

- О чём сегодня говорили на занятии?

Дети: - О предлогах.

- Как пишутся предлоги со словами?

Дети: - Предлоги пишутся всегда раздельно.

12. Рефлексия

Логопед: - У каждого из вас есть на партах картинки. Пожалуйста возьмите те , как вы считаете,

как вы сегодня работали на занятии.

- До свидание. Занятие окончено.



В раздел образования