Автор: Худякова Марина Валентиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №35
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Урок физики в 6 классе пропедевтический курс
Тема: Механическое движение. Скорость.
Дата публикации: 28.11.2023
Раздел: среднее образование
Худякова Марина Валентиновна, учитель физики МБОУ СОШ №35
г. Воронеж
Предмет: физика
Класс: 6
Учебник: А.Е. Гуревич «Естествознание 5-6 класс», М: Дрова, 2021г.
Тема: Механическое движение. Скорость.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
- сформировать у учащихся знания, умения и навыки по определению
скорости тела при равномерном и неравномерном движении.
Задачи урока:
1. Сформулировать понятие механическое движение и скорость.
2. Ознакомить учащихся с формулой для расчета скорости.
3. Сформировать у учащихся знания и умения по определению скорости тел.
4. Выполнить лабораторную работу.
Проблема, решаемая учениками:
Что такое механическое движение? Что такое скорость? В каких единицах в
СИ измеряется скорость? Как определить скорость тела?
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
предметные:
формулируют определение механического движения, скорости, правила
вычисления (словесно и по формуле) скорости тела;
объясняют физический смысл скорости;
овладевают умениями работать с оборудованием.
личностные:
развивают аргументированную речь; развивают умение выполнять сравнение
и анализ, делать выводы; развивают навыки самопроверки и объективной
самооценки; развивают устойчивый интерес к предмету.
УУД:
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя
и самостоятельно, осуществляют поиск средств ее достижения.
Познавательные – работают с текстом, передают содержание в сжатом,
выборочном или развернутом виде.
Коммуникативные - взаимодействуют в паре, слушают и слышат других,
сотрудничают в совместном решении учебных исследовательских задач.
Оборудование урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
компьютерная презентация
1.
Оргмомент (1 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас и наших гостей на
нашем уроке! Проверьте еще раз свою готовность к уроку. На столе у Вас
находится лист с основными этапами урока (СКЕЛЕТ плана-конспекта),
который необходимо будет заполнять в течение всего урока. Каждое
правильно выполненное задание будет оцениваться в 1 балл. В конце урока
Вы определите общий суммарный балл своей работы на уроке и оцените
УСПЕШНОСТЬ собственных достижений в виде отметки (переведем
набранные баллы в ОТМЕТКУ).
Заполните ФИ, класс плана-конспекта.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость открытия новых
знаний и умений.
2. Работа с текстом учебника на стр. 72 (___ мин)
(работа в парах, взаимопроверка по готовым ответам)
Учитель: Поможем друг другу проверить заполнения конспекта.
Тест.
1.Вставьте пропущенные слова в предложение:
Изменение … за некоторый промежуток … называют … движением. (1 балл)
2. Перечислить траектории движения физических тел: (1 балл)
…….. …..
3. По рисункам определите вид движения, изображенных на рисунках тел, и
назвать его разновидность:
(1+1+1+1+1+1=5 баллов)
а) б)
в) г)
д)
4. Приведите собственные примеры движения тел по одному на каждый вид.
(1+1=2 балла)
3.
Ответы на вопросы (1, 2) с опорой на рисунок в учебнике на стр.
73. (применение межпредметных знаний) (___ мин)
S – путь (измеряется в – уч-ся дописывают единицы измерения - м, см,
мм, км); t – время (измеряется в - уч-ся дописывают единицы измерения
- час, мин, с)
ОТВЕТЫ на ВОПРОСЫ: (самопроверка результатов)
1. Сравните пути, которые предстоит пройти Физикону и Химиле:
а) от дома до школы: S
физикона
больше чем S
химилы
(1 балл)
б) от кинотеатра до киосков: S
до левого киоска
меньше чем S
до правого киоска
(1 балл)
2. Сравните путь и время движения пешехода и автомобилиста из пункта А в
пункт Б: (1 балл)
а) S
пешехода
= S
автомобилиста
б) t
пешехода
больше чем t
автомобилиста
4. Работа с текстом и написать ответы на вопросы: (____ мин.)
Выпишите из учебника определение скорости и формулу расчета скорости.
Текст задания на столах у учащихся:
Как быстро мы движемся?
Спортивную дистанцию 1,5 км хороший бегун пробегает примерно за 3 мин.
50 сек. (мировой рекорд 1958 г. – 3 мин. 36,8 сек.). Для сравнения с обычной
скоростью пешехода – 1,5 м в секунду – надо сделать маленькое вычисление;
тогда окажется, что спортсмен пробегает в секунду 7 м. Впрочем, скорости
эти не вполне сравнимы: пешеход может ходить долго, целые часы, делая по
5 км в час, спортсмен же способен поддерживать значительную скорость
своего бега только короткое время. Пехотная воинская часть перемещается
бегом втрое медленнее рекордсмена; она делает 2 м в секунду, или 7
километров в час, но имеет перед спортсменом то преимущество, что может
совершать гораздо большие переходы. Интересно сравнить нормальную
поступь человека со скоростью таких – вошедших в пословицу –
медлительных животных, как улитка или черепаха. Улитка проходит 1,5 мм
в секунду, – ровно в тысячу раз меньше человека! Другое классически
медленное животное, черепаха, ее обычная скорость – 70 м в час. Человек
легко перегоняет течение воды в большинстве равнинных рек и не намного
отстает от умеренного ветра. Но с мухой, пролетающей 5 м в секунду,
человек может успешно состязаться разве только на лыжах. Зайца или
охотничью собаку человек не перегонит даже на лошади. Состязаться в
скорости с орлом человек может лишь на самолете. Машины, изобретенные
человеком, делают его самым быстрым существом мира. В СССР был
построен пассажирский теплоход с подводными крыльями, развивающий
скорость 70 км/час. Легковая автомашина ЗИЛ-111
может развивать
скорость до 170 км/час. Эти скорости далеко превзошла современная
авиация. На многих линиях Гражданского воздушного флота
работают
многоместные лайнеры
ТУ-114. Средняя скорость их полета составляет
около 800 км/час. Еще не так давно перед авиаконструкторами ставилась
задача перешагнуть “звуковой барьер”, превысить скорость звука (330 м/сек,
т. е. 1200 км/час). Сейчас эта задача решена. Скорости небольших самолетов
с мощными реактивными
двигателями приближаются к 2000 км/час.
Аппараты, создаваемые человеком, могут достигать еще больших скоростей.
Искусственные спутники Земли, летающие вблизи границы плотных слоев
атмосферы, движутся со скоростью около 8 км/сек. Космические аппараты,
направляющиеся к планетам солнечной системы, получают начальную
скорость, превышающую вторую космическую скорость (11,2 км/сек, у
поверхности Земли).
Задание – выписать в порядке убывания скорости физических тел,
выраженных в единицах км/ч – (6 баллов – считаем баллы до первой
ошибки)
Учитель: Давайте немного передохнем (физкультминутка под музыку)
(__мин.)
5. Применение приобретенных знаний на практике (__ мин)
(работа в парах)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Измерение скорости бруска»
Цель работы: научиться измерять скорость тела при равномерном движении.
Оборудование: брусок с привязанной ниткой, динамометр, желоб с линейкой,
секундомер.
Ход работы:
1.
Расположите желоб на горизонтальной поверхности стола.
2.
Расположите брусок в начале измеряемого пути, двигайте его с помощью
динамометра таким образом, чтобы стрелка динамометра в процессе
движения замерла в определенном положении.
3.
Измерьте путь, который будет проходить брусок.
4.
Измерьте время движения бруска, используя секундомер.
5.
Результаты измерения запишите в таблицу.
№ п/п
S, м
t, с
v, м/с
1
2
РАСЧЕТЫ:
ВЫВОД: ________________________________________________
________________________________________________________
Учитель: Оцените свою работу по лабораторной работы. (взаимопроверка).
Максимально можно получить (1+1+1+1=4 балла.)
6. Итог урока (1 мин)
- домашнее задание: стр.72-74
- поставьте себе оценку за урок по следующим критериям:
22-19 – «5»
18-16 – «4»
15-12 – «3»
Поднимите руку у кого «5», у кого «4», у кого «3».
Есть ли результаты ниже?
7. Рефлексия (1 мин)
Учитель: Ребята, мне важно знать какого результата вы добились на нашем
уроке.
Продолжите фразу…
- На уроке мне понравилось ……
- На уроке я научился …….
- На уроке мне трудно было …..
- На уроке мне больше всего запомнилось….
Всем спасибо. Урок окончен.