Автор: Банникова Мария Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №1 им.А.П.Гайдара
Населённый пункт: п. Архара
Наименование материала: сценарий занятия
Тема: "Русский язык в эпоху цифровых технологий"
Дата публикации: 28.10.2025
Раздел: начальное образование
Сценарий занятия | 3–4 классы
1
Сценарий занятия | 3–4 классы
2
СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 3
‒
4 классов
Занятие 2
Русский язык в эпоху цифровых технологий
Дата проведения:
8 сентября.
Цели занятия:
формирование
у обучающихся
понимания
важности сохранения русского языка; отражение его изменений
в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы
взаимодействия
русского
языка
и
цифровых
технологий;
объяснение важности изучения языковых норм и правил.
Формирующиеся ценности:
высокие нравственные идеалы,
патриотизм.
Основные смыслы:
•
Русский
язык
объединяет
многонациональную
семью
народов
Российской
Федерации,
знакомство
с
ним
помогает понять наш национальный менталитет.
•
Язык
—
это
живая
экосистема,
адаптирующаяся
к изменениям
в обществе
и
к
развитию
цифровых
технологий.
•
Грамотная
речь
—
признак
образованного
человека
и залог личного успеха в будущем.
•
Умение осознанно выбирать языковые средства помогает
налаживать
контакт
с
разными
поколениями
и профессиональными группами.
Продолжительность занятия:
30 минут.
Рекомендуемая форма занятия:
познавательная
беседа
с использованием видеоматериалов и практических заданий.
Сценарий занятия | 3–4 классы
3
Комплект материалов:
•
сценарий;
•
методические рекомендации;
•
видеоматериалы;
•
практическое задание;
•
презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап:
просмотр
и обсуждение
видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап:
просмотр
и обсуждение
видеороликов,
беседа, выполнение практического задания.
Заключительный этап:
беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель
организует
просмотр
видеоролика-анонса
с Евгением Егоровым.
Учитель:
На
русском
языке
мы
общаемся
ежедневно,
проводим уроки в школе, читаем книги, рассказываем стихи. Наш
язык
имеет
долгую
историю,
он
развивался
на
протяжении
столетий и кажется непоколебимым и устойчивым, как огромная
гора. Сколько в нем слов, выражений, сколько текстов и книг
написано на русском языке!
Известный
русский
писатель
Иван
Сергеевич
Тургенев
говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это
клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь
почтительно
с
этим
могущественным
орудием;
в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
(презентация
к занятию, слайд 1).
Сценарий занятия | 3–4 классы
4
Примерные вопросы для обсуждения:
–
Что значит «беречь язык»? Как вы это можете объяснить?
Что для этого нужно делать?
–
Почему Тургенев называет русский язык кладом?
Ответы обучающихся.
Учитель:
Помимо
того,
что
язык
сравнивается
с сокровищницей, хранилищем информации, его также называют
инструментом.
И
сегодня
мы поговорим
о
языке
именно
как
об инструменте общения. Любой живой язык, и даже выдуманный
для
фантастической
книги
или
мультфильма,
может
использоваться людьми, если они договорились на нем общаться
и определили для этого правила
(презентация к занятию, слайд 2).
Язык
необходим
для
жизни
общества,
как
воздух
для
человека. Ежедневно мы произносим множество слов, выражаем
эмоции, мысли и чувства. Человек произносит примерно 6 — 7
тысяч слов в день! А иногда и намного больше, например 15 тысяч
слов:
обычно
это
зависит
от профессии
человека,
от места,
в котором он живет
(презентация к занятию, слайд 3).
В каждой стране есть общепринятый язык, а иногда даже и не
один. В России мы говорим на государственном языке — русском.
Помимо
русского,
есть
еще
и
другие
языки
народов
нашей
огромной страны. Но именно русский язык объединяет всех. Как
вы думаете, почему и как русский язык объединяет всех жителей
нашей страны?
Ответы обучающихся.
Сценарий занятия | 3–4 классы
5
Основной этап
Учитель
организует
просмотр
и обсуждение
видеоролика
с федеральным спикером.
Учитель:
Русский язык живет, развивается и меняется, как
человек. История русского языка насчитывает несколько веков,
и в различные эпохи менялись слова, их произношение. Например,
вместо «ученики» учитель из Древней Руси говорил «ученицы
ˊ
»,
а когда
хотел
обратиться
к
одному
ученику,
то говорил
ему
«учениче
ˊ
!». Сегодня мы не можем без подготовки прочитать
и понять тексты, записанные несколько веков назад. А ведь даже
100
лет
назад
наши
предки
писали
и произносили
слова
по-
другому
.
Мы чаще всего пишем друг другу сообщения, звоним или
общаемся
по видеоcвязи.
Еще
20
лет
назад
сложно
было
представить, что можно с легкостью увидеть близкого человека,
живущего далеко от нас.
Учитель:
Когда
мы
общаемся
с
помощью
телефонов
и компьютеров, очень часто вместо слов ставим смайлики или
в ответ просто отправляем забавные стикеры. Давайте поиграем
в игру и попробуем расшифровать несколько сообщений.
Учитель организует практическое задание «Угадай слово».
На экране представлены предложения, записанные при помощи
смайликов.
Задача
обучающихся
—
расшифровать
текст
(приложение 1; презентация к занятию, слайд 4).
Учитель:
Современная эпоха цифровых технологий влияет
на наш язык, на то, как мы пишем, какие слова используем при
общении. Это не плохо, но в то же время мы не должны забывать
о том, что наша речь характеризует нас и мы должны стараться
развивать ее и улучшать.
Сценарий занятия | 3–4 классы
6
Давайте
посмотрим
на эту
тему
небольшой
фрагмент
из хорошо известного вам мультфильма.
Учитель
организует
просмотр
фрагмента
мультипликационного
фильма
«Новое
Простоквашино.
Дискотека века».
Учитель:
Попробуем посмотреть на ситуацию, показанную
в мультфильме, как настоящие ученые.
–
Почему
речь
почтальона
Печкина
удивила
Маргариту
Егоровну?
–
Что было забавным и нелепым в поведении почтальона?
–
Что можно посоветовать Печкину для того, чтобы его
правильно поняли?
Учитель:
Чтобы
нас
понимали
все
окружающие,
нужно
не только говорить без ошибок и знать правила. Грамотность —
это ключ к вашему будущему. Вы уже не первый год изучаете
русский язык и знаете, что в нем есть разные звуки
1
, части речи,
знаки препинания — иногда кажется, что очень сложно во всем
этом
не запутаться!
Но сдаваться
нельзя!
Каждый
день
мы выстраиваем устную
и письменную речь, словно высокое
красивое
здание
(презентация к
занятию,
слайд
5)
. И
разные
слова и словосочетания — это наш строительный материал. Как
человек
выбирает,
из
чего
он
построит
свой
дом,
так
и
мы
выбираем, какой будет наша речь.
Вопросы для обсуждения:
–
Как вы думаете, почему все-таки стоит быть грамотным
человеком?
1
Учитель может предложить обучающимся перечислить типы звуков, виды частей
речи и т. п., если посчитает необходимым повторить этот материал.
Сценарий занятия | 3–4 классы
7
–
Что необходимо для того, чтобы речь была понятной,
логичной и выразительной?
–
Как умение правильно выражать свои мысли помогает
людям в ежедневном общении?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель:
Сегодня мы говорили о русском языке, богатом,
могучем, объединяющем всех. Каждый день мы используем язык,
чтобы
делиться
впечатлениями,
общаться,
рассказывать
интересные истории или петь песни. И мы отлично понимаем друг
друга, так как люди договорились использовать русский язык
на территории всей нашей страны. Мы можем путешествовать,
знакомиться
и дружить
с ребятами
из разных
городов,
переписываться
с ними.
Давайте
вспомним
основные
правила
общения:
–
Как мы должны начинать нашу беседу или переписку?
–
Какими способами можно показать, что наш собеседник
нам дорог?
–
Почему
в общении
важно
давать
высказаться
другому
человеку?
Ответы обучающихся.
Учитель:
Впереди
вас
ждут
интересные
годы
обучения
в школе,
во время
которых
вы прочтете
множество
книг
и научитесь говорить красиво и правильно.
Сценарий занятия | 3–4 классы
8
Вопросы для обсуждения:
–
Почему
важно
много
читать
и обсуждать
прочитанные
книги?
–
Помогает ли знание русского языка при изучении других
школьных предметов? Приведите примеры.
Ответы обучающихся.
Постразговор
Что почитать:
•
Вартаньян Э. А. «Путешествие в слово»
•
Попова Т. «Наш русский язык. Детская энциклопедия»
•
Токмакова И. П. «Аля, Кляксич и буква “А”»
•
Усачев А. А. «Великий могучий русский язык»
Сценарий занятия | 3–4 классы
9
Приложение 1
Практическое задание «Угадай слово»
Сегодня в �������� я очень ����, потому что ����������������������������������, отвечал на
❓
.
Летом я был ���������� и видел �������������������������������������������� и �����.
Я очень ��������������������������������������������, ���������������, �������� и ����������������������������������������������.
Все мои друзья ��
❗
. Мы вместе много ������������������������� и едим ������������������������.