Напоминание

"Русский язык в эпоху цифровых технологий"


Автор: Банникова Мария Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №1 им.А.П.Гайдара
Населённый пункт: п. Архара
Наименование материала: сценарий занятия
Тема: "Русский язык в эпоху цифровых технологий"
Дата публикации: 28.10.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий занятия | 3–4 классы

1

Сценарий занятия | 3–4 классы

2

СЦЕНАРИЙ

занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

для обучающихся 3

4 классов

Занятие 2

Русский язык в эпоху цифровых технологий

Дата проведения:

8 сентября.

Цели занятия:

формирование

у обучающихся

понимания

важности сохранения русского языка; отражение его изменений

в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы

взаимодействия

русского

языка

и

цифровых

технологий;

объяснение важности изучения языковых норм и правил.

Формирующиеся ценности:

высокие нравственные идеалы,

патриотизм.

Основные смыслы:

Русский

язык

объединяет

многонациональную

семью

народов

Российской

Федерации,

знакомство

с

ним

помогает понять наш национальный менталитет.

Язык

это

живая

экосистема,

адаптирующаяся

к изменениям

в обществе

и

к

развитию

цифровых

технологий.

Грамотная

речь

признак

образованного

человека

и залог личного успеха в будущем.

Умение осознанно выбирать языковые средства помогает

налаживать

контакт

с

разными

поколениями

и профессиональными группами.

Продолжительность занятия:

30 минут.

Рекомендуемая форма занятия:

познавательная

беседа

с использованием видеоматериалов и практических заданий.

Сценарий занятия | 3–4 классы

3

Комплект материалов:

сценарий;

методические рекомендации;

видеоматериалы;

практическое задание;

презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап:

просмотр

и обсуждение

видеоролика-анонса, беседа.

Основной этап:

просмотр

и обсуждение

видеороликов,

беседа, выполнение практического задания.

Заключительный этап:

беседа.

Мотивационно-целевой этап

Учитель

организует

просмотр

видеоролика-анонса

с Евгением Егоровым.

Учитель:

На

русском

языке

мы

общаемся

ежедневно,

проводим уроки в школе, читаем книги, рассказываем стихи. Наш

язык

имеет

долгую

историю,

он

развивался

на

протяжении

столетий и кажется непоколебимым и устойчивым, как огромная

гора. Сколько в нем слов, выражений, сколько текстов и книг

написано на русском языке!

Известный

русский

писатель

Иван

Сергеевич

Тургенев

говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это

клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

Обращайтесь

почтительно

с

этим

могущественным

орудием;

в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

(презентация

к занятию, слайд 1).

Сценарий занятия | 3–4 классы

4

Примерные вопросы для обсуждения:

Что значит «беречь язык»? Как вы это можете объяснить?

Что для этого нужно делать?

Почему Тургенев называет русский язык кладом?

Ответы обучающихся.

Учитель:

Помимо

того,

что

язык

сравнивается

с сокровищницей, хранилищем информации, его также называют

инструментом.

И

сегодня

мы поговорим

о

языке

именно

как

об инструменте общения. Любой живой язык, и даже выдуманный

для

фантастической

книги

или

мультфильма,

может

использоваться людьми, если они договорились на нем общаться

и определили для этого правила

(презентация к занятию, слайд 2).

Язык

необходим

для

жизни

общества,

как

воздух

для

человека. Ежедневно мы произносим множество слов, выражаем

эмоции, мысли и чувства. Человек произносит примерно 6 — 7

тысяч слов в день! А иногда и намного больше, например 15 тысяч

слов:

обычно

это

зависит

от профессии

человека,

от места,

в котором он живет

(презентация к занятию, слайд 3).

В каждой стране есть общепринятый язык, а иногда даже и не

один. В России мы говорим на государственном языке — русском.

Помимо

русского,

есть

еще

и

другие

языки

народов

нашей

огромной страны. Но именно русский язык объединяет всех. Как

вы думаете, почему и как русский язык объединяет всех жителей

нашей страны?

Ответы обучающихся.

Сценарий занятия | 3–4 классы

5

Основной этап

Учитель

организует

просмотр

и обсуждение

видеоролика

с федеральным спикером.

Учитель:

Русский язык живет, развивается и меняется, как

человек. История русского языка насчитывает несколько веков,

и в различные эпохи менялись слова, их произношение. Например,

вместо «ученики» учитель из Древней Руси говорил «ученицы

ˊ

»,

а когда

хотел

обратиться

к

одному

ученику,

то говорил

ему

«учениче

ˊ

!». Сегодня мы не можем без подготовки прочитать

и понять тексты, записанные несколько веков назад. А ведь даже

100

лет

назад

наши

предки

писали

и произносили

слова

по-

другому

.

Мы чаще всего пишем друг другу сообщения, звоним или

общаемся

по видеоcвязи.

Еще

20

лет

назад

сложно

было

представить, что можно с легкостью увидеть близкого человека,

живущего далеко от нас.

Учитель:

Когда

мы

общаемся

с

помощью

телефонов

и компьютеров, очень часто вместо слов ставим смайлики или

в ответ просто отправляем забавные стикеры. Давайте поиграем

в игру и попробуем расшифровать несколько сообщений.

Учитель организует практическое задание «Угадай слово».

На экране представлены предложения, записанные при помощи

смайликов.

Задача

обучающихся

расшифровать

текст

(приложение 1; презентация к занятию, слайд 4).

Учитель:

Современная эпоха цифровых технологий влияет

на наш язык, на то, как мы пишем, какие слова используем при

общении. Это не плохо, но в то же время мы не должны забывать

о том, что наша речь характеризует нас и мы должны стараться

развивать ее и улучшать.

Сценарий занятия | 3–4 классы

6

Давайте

посмотрим

на эту

тему

небольшой

фрагмент

из хорошо известного вам мультфильма.

Учитель

организует

просмотр

фрагмента

мультипликационного

фильма

«Новое

Простоквашино.

Дискотека века».

Учитель:

Попробуем посмотреть на ситуацию, показанную

в мультфильме, как настоящие ученые.

Почему

речь

почтальона

Печкина

удивила

Маргариту

Егоровну?

Что было забавным и нелепым в поведении почтальона?

Что можно посоветовать Печкину для того, чтобы его

правильно поняли?

Учитель:

Чтобы

нас

понимали

все

окружающие,

нужно

не только говорить без ошибок и знать правила. Грамотность —

это ключ к вашему будущему. Вы уже не первый год изучаете

русский язык и знаете, что в нем есть разные звуки

1

, части речи,

знаки препинания — иногда кажется, что очень сложно во всем

этом

не запутаться!

Но сдаваться

нельзя!

Каждый

день

мы выстраиваем устную

и письменную речь, словно высокое

красивое

здание

(презентация к

занятию,

слайд

5)

. И

разные

слова и словосочетания — это наш строительный материал. Как

человек

выбирает,

из

чего

он

построит

свой

дом,

так

и

мы

выбираем, какой будет наша речь.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему все-таки стоит быть грамотным

человеком?

1

Учитель может предложить обучающимся перечислить типы звуков, виды частей

речи и т. п., если посчитает необходимым повторить этот материал.

Сценарий занятия | 3–4 классы

7

Что необходимо для того, чтобы речь была понятной,

логичной и выразительной?

Как умение правильно выражать свои мысли помогает

людям в ежедневном общении?

Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Учитель:

Сегодня мы говорили о русском языке, богатом,

могучем, объединяющем всех. Каждый день мы используем язык,

чтобы

делиться

впечатлениями,

общаться,

рассказывать

интересные истории или петь песни. И мы отлично понимаем друг

друга, так как люди договорились использовать русский язык

на территории всей нашей страны. Мы можем путешествовать,

знакомиться

и дружить

с ребятами

из разных

городов,

переписываться

с ними.

Давайте

вспомним

основные

правила

общения:

Как мы должны начинать нашу беседу или переписку?

Какими способами можно показать, что наш собеседник

нам дорог?

Почему

в общении

важно

давать

высказаться

другому

человеку?

Ответы обучающихся.

Учитель:

Впереди

вас

ждут

интересные

годы

обучения

в школе,

во время

которых

вы прочтете

множество

книг

и научитесь говорить красиво и правильно.

Сценарий занятия | 3–4 классы

8

Вопросы для обсуждения:

Почему

важно

много

читать

и обсуждать

прочитанные

книги?

Помогает ли знание русского языка при изучении других

школьных предметов? Приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Постразговор

Что почитать:

Вартаньян Э. А. «Путешествие в слово»

Попова Т. «Наш русский язык. Детская энциклопедия»

Токмакова И. П. «Аля, Кляксич и буква “А”»

Усачев А. А. «Великий могучий русский язык»

Сценарий занятия | 3–4 классы

9

Приложение 1

Практическое задание «Угадай слово»

Сегодня в �������� я очень ����, потому что ����������������������������������, отвечал на

.

Летом я был ���������� и видел �������������������������������������������� и �����.

Я очень ��������������������������������������������, ���������������, �������� и ����������������������������������������������.

Все мои друзья ��

. Мы вместе много ������������������������� и едим ������������������������.



В раздел образования